Несостоявшееся ДТП: водитель А чуть было не привел к ДТП, но у Водителя Б, который чуть было не попал в ДТП

Очень часто лихачи провоцируют аварийную ситуацию: резкий манёвр, подрезание, обгон — и удар по тормозам. Добросовестные водители пытаются в этой ситуации избежать столкновения с автохамом и врезаются в отбойники, улетают в кювет, переворачиваются и попадают в другие ДТП. Лайф расскажет, что делать в таких ситуациях и как доказать вину провокатора.

Ровно такой спорный случай произошёл в практике автомобильного адвоката Сергея Радько.

— В Астрахани суд приговорил двух водителей к тюремному заключению из-за ДТП, в котором погиб пешеход.

Водитель автомобиля Volkswagen Passat двигался по главной дороге, когда путь ему преградил кроссовер Nissan Qashqai, за рулём которого находилась женщина.

Контакта между автомобилями не было, но шофёр седана, уходя от столкновения, не справился с управлением, и машина вылетела на тротуар, где сбила человека, — рассказал Лайфу Радько.

Суд приговорил водителя Passat к 2,5 года лишения свободы, а женщину, не уступившую ему дорогу — к 3 годам заключения согласно статье 264 УК РФ («Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств»). Подобные случаи довольно распространены.

Несостоявшееся ДТП: водитель А чуть было не привел к ДТП, но у Водителя Б, который чуть было не попал в ДТП

© РИА Новости/Алексей Мальгавко

Правила гласят, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен сделать всё возможное для замедления (хоть притирайся к отбойнику) вплоть до остановки транспортного средства. Случится авария — виновником признают шофёра, создавшего помеху.

Если по чужой вине всё же произошло ДТП, а реального столкновения с провокатором не было, то первое, что нужно заявить гаишникам — был водитель, спровоцировавший аварийную ситуацию.

Очень часто гаишники отказываются начинать его розыск, хотя по горячим следам можно оперативно задержать нарушителя.

Бывает, начинают угрожать административным штрафом, дескать, как докажешь, ты, мол, сам врезался.

По словам Радько, здесь нужно проявить твёрдость и дать понять инспекторам, что вы знакомы с законами. Гаишники как минимум должны внести эти показания в протокол осмотра места ДТП.

Безусловно, запись видеорегистратора или показания очевидцев станут ключевой уликой, но не у всех есть регистраторы и не всегда люди готовы выступить в роли свидетелей.

И тут важно соблюсти один момент: в протоколе ГИБДД нужно отметить, что необходимы данные записи камер видеонаблюдения (включая камеры частных магазинов или других объектов).

Не лишним будет и продублировать заявку в местный мониторинговый центр, в разных местах они называются по-разному. К примеру, в Москве данные камер предоставляет департамент информационных технологий.

Делать это нужно оперативно, записи хранятся на протяжении 5 дней, после чего удаляются, а по просьбе гражданина, гаишников или суда данные будут хранить 30 дней. Если же место аварии попадает в зону видимости частных камер наблюдения (например, магазина или предприятия), то записи с них можно получить, обратившись к владельцам камер в частном порядке или через сотрудников полиции.

Несостоявшееся ДТП: водитель А чуть было не привел к ДТП, но у Водителя Б, который чуть было не попал в ДТП

В случае, если водителю удастся доказать, что виновником аварии стал другой шофёр, будет назначена трасологическая экспертиза, главная цель которой — выяснить, правильными ли были действия водителя.

— Ещё 1,5 года назад в таких происшествиях виновником априори считался тот, кто не справился с управлением, уходя от удара, никто не выяснял, почему он так поступил. В последние годы практика стала меняться, — рассказывает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

По словам Травина, если в результате экспертизы выяснится, что действия водителя действительно были единственно верными и помогли избежать ущерба и человеческих жертв, то виновником аварии признают того, кто создал помеху движению. В таком случае автомобиль виновника будет объявлен в розыск и он будет обязан возместить ущерб.

Несостоявшееся ДТП: водитель А чуть было не привел к ДТП, но у Водителя Б, который чуть было не попал в ДТП

Но ждать выплаты от страховой компании, в которой виновник застрахован по ОСАГО, не стоит. Страховщик в возмещении, как правило, отказывает, мотивируя это отсутствием контакта машин.

Деньги придётся взыскивать через суд, причём если в результате аварии пострадало несколько автомобилей, то лихач заплатит за ремонт всех машин.

При этом заключение эксперта-трасолога станет главным аргументом истца в суде, и вероятность наказать нарушителя высока.

— В моей практике был случай, когда один автомобилист уворачивался от другого и врезался в столб, контакта между машинами при этом не было. В результате того, кто создал помеху на дороге, признали виновником ДТП и лишили прав за оставление места аварии. Найти его удалось благодаря показаниям свидетелей и записям с камер видеонаблюдения, — рассказывает адвокат Радько.

В случае, если экспертиза докажет то, что аварии можно было избежать другими способами (не маневрируя, например) или что ущерб в результате неверных действий водителя оказался более серьёзным, чем если бы он допустил столкновение с автомобилем-помехой, то виновником аварии признают именно того, кто пытался избежать ДТП. А провокатор отделается штрафом.

— Если человек понимает, что манёвр может привести к аварии или непредсказуемым последствиям — нужно бить машину, которая создала это препятствие. ДТП в этом случае практически неизбежно, но виноват в нём будет тот, кто нарушил ПДД и создал опасную ситуацию. Если бы участники подобных аварий поступали именно так — многих трагедий, возможно, удалось бы избежать, — говорит Сергей Радько.

Что будет, если уехал с места ДТП, не зная, что задел машину?

Несостоявшееся ДТП: водитель А чуть было не привел к ДТП, но у Водителя Б, который чуть было не попал в ДТП

На дороге может случиться всякое. Чаще всего, конечно, происходят ДТП. В большинстве своем водители остаются на месте происшествия. Но, случается и такое, что виновник скрывается с места аварии.

Таких случаев, кстати говоря, немало. Причиной подобному поведению может послужить следующее: водитель пьян, отсутствуют права на управление авто, страховой полис или в ДТП пострадали люди – получили травмы или погибли.

В результате виновника ожидают серьезные неприятности. В отношении его могут возбудить уголовное дело, и ему придется отдохнуть в местах не столь отдаленных, т. е. получить срок.

Но порой водитель просто не заметил, что попал в ДТП, например, было темно, и он случайно зацепил чью то машину. Не разглядев, уехал, пребывая в полной уверенности, что все в порядке.

Какие последствия могут наступить для него, и чем обернется происшедшее в дальнейшем? Давайте разбираться в сути проблемы.

Что грозит за неумышленное оставление места ДТП

Неумышленно, можно сказать, случайно, угодил в аварию, не заметил этого, потому и скрылся с места происшествия. Нелепо, даже глуповато, но, такое происходит сплошь и рядом. И это факт. Причины такого ДТП просты.

Как правило, это:

  • Ночное время и, соответственно, плохое уличное освещение;
  • Плохая видимость на дороге;
  • Погодные условия, которые затрудняют движение.

Вот и случается, зацепил кого-то и даже не почувствовал. Потому то и продолжил движение. Обычно в таких происшествиях участвуют крупные дальномеры и легковые автомашины. В такой ситуации трудно заметить, что легковушка задела огромный грузовик.

Фура уехала, поскольку водитель ее даже не заметил наезда, а водитель легковой остался на месте. Оформил ДТП, пригласив сотрудников ГИБДД. В итоге сложилась парадоксальная ситуация: лицо, совершившее наезд объявлено пострадавшим, а водитель фуры – виновником аварии. И, возможно, что его ждут неприятности, вплоть до лишения прав.

Еще раз, развернуто, перечислим причины, которые могут привести к ситуации, когда водитель неумышленно оставляет место аварии:

  • Плохое освещение на дороге, на территории дворов и т. п.;
  • Непогода: гроза, дождь, снег и т. д.;
  • В салоне включена музыка на полную громкость;
  • Незначительность, ничтожность происшествия. В результате водитель просто не заметил соприкосновения.

Водителю, уехавшему с места происшествия, придется доказывать, что он не виновен в случившемся в суде, аргументировано обосновав мотивы своего поведения. Суд установит степень вины каждого из участников аварии и назначит наказание.

Ответственность за подобные действия предусмотрена такая же, как и за умышленное оставление места происшествия (КоАП). Дело в том, что признается только умышленное действие, а неумышленного оставления не существует. Такого понятия в законе нет.

Но случалось, что в суде водитель доказывал свою правоту, т. е., то, что он не заметил, не почувствовал аварии, поэтому и уехал. В итоге – устное предупреждение или небольшой штраф.

Как получить такой результат? Давайте, посмотрим.

Незначительное ДТП

Как вариант действий? Необходимо доказать, что происшествие ничтожно по значимости и ни никаких серьезных последствий нет. Люди не пострадали. Автомобиль «отделался легким испугом», чуть поцарапано покрытие, вмятина и т. п.

Подобные, скажем так, «аварии» частенько случаются во дворах с плохим освещением или на подземных парковках. Задел легонько и не заметил.

Виновник уехал, а владелец пострадавшего автомобиля все зафиксировал, оформил происшествие, получив данные видеонаблюдения, затем обратился в ГИБДД.

Все, казалось бы, правильно, авария налицо, виновник установлен, но возникший конфликт между соседями можно уладить и полюбовно, не утруждая разрешением спора, государственные органы.

Однако, обращение в ГИБДД – свершившийся факт, поэтому виновнику придется объяснять в полиции свои действия, причины своего отъезда с места происшествия. Затем он обязан свой автотранспорт передать соответствующему органу на экспертизу. Далее – суд.

Если в ходе судебных разбирательств он сумеет доказать, что повредил чужой автомобиль непреднамеренно, тот факт, что он не заметил, как его зацепил, то отделается штрафом или предупреждением. Если нет – прощай права.

Совет. Если с вами приключится подобный казус, то «не бейтесь» с законом в одиночку, пригласите адвоката. Но не любого, а того, который специализируется именно на происшествиях, связанных с автотранспортом. Да, адвокатские услуги не из дешевых, но шансы на то, что вы сохраните свои водительские права, существенно вырастут.

Читайте также:  Каковы сроки давности по взысканию задолженности?

Лучше потратиться на адвоката, чем на восстановление чужой автомашины и затем ходить пешком, лишившись по решению суда права водить автомобиль. К тому же, не секрет, для многих водить машину – жизненная необходимость, профессия, поэтому лишиться прав для них означает остаться без работы.

Чистосердечное раскаяние

Еще вариант действий, направленных на смягчение возможного наказания за то, что виновник оставил место происшествия и уехал. Рассмотрим случай, когда водитель все-таки заметил, что он повредил чужую машину. Она даже вышел из автомобиля, осмотрел повреждения, затем место аварии покинул. Довольно распространенное явление, как утверждают юристы.

Итак, подобное произошло на стоянке во дворе, подземном паркинге, где установлены камеры видеонаблюдения. А это означает, что все обстоятельства аварии зафиксированы. В этом случае, скорее всего, суд вынесет решение о лишении виновника прав.

Смягчить наказание можно, например, уменьшив срок до месяцев вместо 18, признавшись чистосердечно в совершенном деянии. Чистосердечное признание, как говорится, облегчает наказание.

Мы говорим об ответственности за ДТП, но, что это такое, признаки его, виды его, так и не сказали. Исправим эту досадную оплошность. Тем более, что происшествия на дорогах хоть и случаются часто, но не каждое подпадает под определение ДТП.

Понятие

ДТП – ситуация, сложившаяся на дороге, в результате совокупности обстоятельств и имеющая ряд характерных, отличительных признаков:

  • Происшествие произошло во время движения. Это может быть наезд: на объект, находящийся в движении, неподвижный, на пешехода;
  • В происшествии принимал участие автотранспорт;
  • Последствия – ущерб, как материальный (поврежден автотранспорт, иное имущество), так и физический (вред здоровью, человеческой жизни).

Внимание! Легкое столкновение, потертость, мелкая царапина, в виду малой значимости события ДТП не считается. Нет необходимости вызывать полицию (ГИБДД), оформлять аварию и производить другие сопутствующие действия. В этом случае вас за то, что вы оставили место происшествия не накажут. Скорей всего.

Грань между ДТП и простым происшествием между автомобилями очень тонкая, четкого разделения между ними нет. Поэтому водитель покинувший место такого, незначительного происшествия, здорово рискует. Его могут наказать за это лишением прав.

Закон, как мы уже говорили, не разделяет умышленно или нет, водитель покинул место ДТП. В большинстве случаев (90 %) водителя найдут. А это означает, что его ждут крупные неприятности. Доказать свою невиновность в суде он не сможет. А значит – лишение прав или штраф. Да еще и оплата госпошлины, восстановление чужого автомобиля. Даже, если он не виновен в аварии.

Автомобиль, который покинул место происшествия, подадут в розыск. То есть, на каждом посту ГИБДД будет ориентировка с его установочными данными. Так или иначе, но его остановят, и ему придется отвечать за совершенное деяние.

По этому правонарушению установлен срок давности. Он составляет 3 месяца. По истечению виновник происшествия не подсуден.

Некоторые граждане, знакомые с этой законодательной нормой, прячут автомобиль, а сами скрываются от работников полиции. Стоит ли? В данном случае каждый решает сам. Лучше, конечно, закон не преступать.

Дтп с участием пешехода. что делать водителю?

Внимание водителя на дороге – основная мера безопасности пассажиров, а также самого водителя. При этом, конечно, никто из нас не застрахован от инцидентов на дороге, столкновений и неприятных происшествий.

Однако, если вы всегда будете внимательны в пути, то процент вероятности неприятной ситуации будет значительно снижен.

Но что делать, если водитель сбил пешехода и должен понести ответственность за ДТП? Стечение обстоятельств, нелепый случай, зазевавшийся пешеход, — кого винить и что делать, если автомобиль сбил человека, когда вы находились за рулем?

Несостоявшееся ДТП: водитель А чуть было не привел к ДТП, но у Водителя Б, который чуть было не попал в ДТП

Порядок действий при ДТП с пострадавшим пешеходом

  1. Не убирайте авто с места ДТП ни при каких обстоятельствах. Даже если вы отъедете, чтобы освободить дорогу, за нарушение п. 2.5 ПДД на вас составят админпротокол, на основании которого суд может лишить вас права управления на 1,5-2 года.
  2. Обязательно оцените общее состояние пострадавшего.
  3. Поиск свидетелей. Обязательно запишите фамилии свидетелей ДТП и их контактные данные. Даже в том случае, если их показания будут говорить не в вашу пользу, не поленитесь, — запишите всю необходимую информацию, потому что с развитием ситуации ваши действия будут расценены как помощь следствию. Кроме того имейте в виду, что при отсутствии свидетелей обстоятельства ДТП, как правило, говорят не в пользу водителя.
  4. Перед приездом сотрудников ГИБДД обязательно осмотрите дорогу в месте ДТП. Если есть следы торможения, вы должны выставить аварийный знак в начале следов юза. Этот шаг поможет эксперту верно рассчитать скорость авто перед началом торможения, а также станет доказательством того, чтобы приняли меры к предотвращению еще одного ДТП.
  5. Если на дороге есть осколки стекла, пластика и краски (с вашего авто) — зафиксируйте их положение. Это понадобится экспертам для определения точного места столкновения вашего автомобиля и пешехода. Также обратите внимание на наличие дорожных знаков, уклона и состояние дороги.
  6. Обязательно сфотографируйте место ДТП, зафиксировав ближайшие дорожные знаки, расположение пострадавшего относительно автомобиля, повреждения вашего транспортного средства, если они есть.
  7. Во время составления протокола находитесь рядом с сотрудниками ГИБДД, чтобы проверять правильность цифр замеров. Перед тем, как подписывать протокол и схему, прочитайте их и убедитесь, что они соответствуют действительности. Если вы не согласны с каким-то положением протокола или схемы, требуйте внести в протокол свои замечания. Желательно присутствие на месте ДТП во время его осмотра вашего адвоката (для этого у него должна быть доверенность, иначе он не сможет участвовать в осмотре места происшествия).
  8. С сотрудниками ГИБДД ведите себя спокойно и уверенно. Спокойно требуйте зафиксировать все материальные следы на месте аварии – в противном случае будет вы не сможете доказать то, чего нет на схеме и в протоколе осмотра.

Какова ответственность при ДТП с пострадавшими

Вред, который может быть причинен человеку в результате инцидента, согласно закону, классифицируется следующим образом:

  • Легкая степень
  • Средняя степень
  • Тяжкая степень

Что касается последнего пункта, самую высокую степень вреда определяет только судебно-медицинская экспертиза. Обычно, когда пострадавший проходит лечение и выздоравливает менее, чем через три недели, это значит, что ему был нанесен легкий вред. Если более трех недель — вред средней тяжести.

А теперь о более конкретных предупреждениях для автомобилистов.

  1. Причинение легкого вреда будет стоить вам до 2000 рублей штрафа, либо вас ждет лишение прав на срок от шести месяцев до года. Либо, как вариант, арест на 15 суток (статья 12.24 КоАП).
  2. По статистике последних лет, жертвы ДТП с каждым годом все чаще обращаются с исками в судебные органы. Результатом исков часто являются выплаты пострадавшим, — на полноценное лечение и за причиненный моральный вред. При этом размер физического вреда определяет проведенная медицинская экспертиза, а размер морального вреда – российский суд. На юридическом языке обычно это называется взысканием гражданско-правовой ответственности водителя.
  3. Сторона, которая находилась за рулем в момент столкновения, несет ответственность в любом случае, вне зависимости от того, кто был виноват в произошедшем.
  4. Если водитель нарушил ПДД, что стало причиной тяжкого или средней тяжести вреда, нанесенного пешеходу, или, что еще хуже, сбил человека на пешеходном переходе, то, в обоих случаях, ДТП является основанием для возбуждения уголовного дела, и на смену административной ответственности приходит Уголовный Кодекс.
  5. Нынешней буквой закона, после внесенных правок и дополнений, водителю, сбившему человека и скрывшемуся с места происшествия, оставив пострадавшего в опасности, грозит уголовная ответственность. Однако, на деле доказать состав преступления в таком случае очень непросто, что обычно осложняет ход расследования ДТП.
  • Что делать, если вы сбили человека насмерть
  • Следующий список действий любой водитель должен выучить наизусть, чтобы не растеряться в подобной ситуации самому или помочь сохранить самообладание другому водителю.
  • Если вы сбили пешехода:
  1. Немедленно остановитесь, включите «аварийку» и выставьте знак аварийной остановки.
  2. Выйдите из автомобиля и подойдите к сбитому человеку. Если он не подает признаков жизни, пощупайте пульс на сонной артерии. Если есть возможность, окажите ему первую медицинскую помощь.
  3. Вызовите «скорую» и милицию по телефону 112.
  4. Позвоните автоадвокату и вызовите его на место ДТП. Если у вас нет никого на примете, обзвоните друзей, родственников, знакомых, которые помогут вам вызвать адвоката. Это нужно сделать обязательно!
  5. Если вы сбили человека насмерть, до приезда адвоката не давайте никаких показаний, ни о чем не рассказывайте. Говорите, что на любые вопросы вы будете отвечать только в присутствии адвоката, который уже едет на место ДТП. Запомните, лишнее слово в такой ситуации, тем более в состоянии шока, может стоить вам свободы.

Ход дела

Что происходит после ДТП, каковы последствия в случае нанесенного вреда человеку:

  1. Информация о ДТП поступает в орган дознания ГИБДД, который решает, будет по факту наезда возбуждено уголовное дело или нет (статья 109 УК.РФ). Орган дознания обязан принять решение по материалам ДТП в течение 10 суток.
  2. Решение принимает следователь, в руках которого оказывается материалы по ДТП. И здесь основополагающую роль имеет описание места происшествия о состоянии дорожного покрытия. К примеру, если в записях указано то, что линия разметки находится под сплошным слоем грязи (льда, снега) и была не видна водителю или не было обнаружено знака «пешеходный переход», — то эта информация значительно облегчает дело. Если же служитель закона по какой-либо причине не указал подробности, не изучил место происшествия и не записал об этом в протоколе, то все это может существенно осложнить понимание ситуации.
  3. Рекомендуется найти свидетелей ДТП, которые могут описать события, — так как в подобных обстоятельствах, без свидетелей дело, как правило, не обходится.
  4. Важным моментом являются технические возможности автомобиля. То есть, если вы можете доказать возникновение в момент столкновения каких-либо особых условий или неисправность каких-либо деталей, — всего того, что будет свидетельствовать о том, что в момент ДТП вы были не способны физически остановить движение автомашины, — в этом случае водитель обычно признается невиновным. На первый взгляд, кажется, что закон защищает только пешехода. Однако, это не совсем так. Есть несколько важных пунктов, которые рекомендованы к сведению тех, кто за рулем.
Читайте также:  Представительство в суде: судья может отказать в ходатайстве, на присутствие представителя

Если в случившемся ДТП виноват пешеход

  1. Если в случившемся ДТП виноват пешеход, который не только не пострадал, но и попытался скрыться с места происшествия, задержите его и ведите в суд. Так как в данном случае законом предусмотрена ответственность пешехода за происшедшее, особенно если в результате его действий пострадала ваша машина.
  2. Если в результате расследования выяснится, что вы не превысили разрешенную скорость, а тормозного пути не хватило для предотвращения ДТП, будьте уверены, — закон на вашей стороне и вы невиновны и за случившееся понесет ответственность пешеход.
  3. Если пешеход перебегал или переходил дорогу в неположенном месте, то есть там, где нет пешеходного перехода, и был сбит, — в этом случае в ДТП виноват сам пешеход, оказавшийся на проезжей части, нарушивший ПДД и букву закона.

Совесть – тысяча свидетелей

Когда происходит ДТП, вопрос «кто виноват» на поверку оказывается далеко не самым важным. Потому что нет ничего важней и ценней человеческой жизни. И если столкновение все-таки произошло, помогите пострадавшему, позвоните в скорую помощь, отвезите его в больницу.

И ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не скрывайтесь с места происшествия, бросив пострадавшего на произвол судьбы. Ваше малодушие и желание спастись от проблем может стоить чьей-то жизни.

И потом, когда вы предстанете перед судом (так как, вас, с большой вероятностью, все-таки найдут и предъявят обвинение в наезде и сокрытии с места ДТП), — ваш поступок будет сильным отягчающим обстоятельством в деле.

Как избежать наезда на пешехода?

Как мы знаем, наиболее непредсказуемое поведение на дороге – у детей и женщин. Поэтому, риск, связанный с ними, на порядок выше: помните это знакомое чувство, рефлексивное повышение внимания, — когда вы находитесь за рулем, а на обочине те самые пешеходы, которые находятся в особой зоне риска в статистике ДТП?

Когда пешеход появляется внезапно на дороге или ожидает чего-то и вдруг бросается бежать через дорогу на красный свет светофора, наперерез несущимся автомобилям, — в этих ситуациях решать и реагировать приходится водителю. Обычно выбор невелик: кювет или ДТП.

И здесь уже хочется предупредить пешехода: уж если вы оказались–таки в силу обстоятельств на дороге среди ревущих машин, — не паникуйте и не пытайтесь перебежать дорогу, — просто остановитесь, замрите, — и машина вас объедет: неподвижный объект объехать гораздо проще, так как он предсказуем и статичен.

По результатам протокола, — если в момент ДТП пешеход стоял на дороге, проводится экспертиза, определяющая видимость для водителя, то есть во что был одет пешеход и каков был цвет дорожного покрытия, а также расстояние, с которого водитель должен был или мог увидеть пешехода.

Затем определяют остановочный путь автомобиля. Скорость для расчёта определяют либо по тормозному пути, либо по показаниям водителя. Тот факт, если рассчитанный остановочный путь меньше расстояния, с которого водитель увидел пешехода, — означает, что водитель был физически не способен предотвратить ДТП и происшедшее – это не его вина.

Невнимательность водителя после ДТП может привести к лишению его прав

За неосторожность на месте аварии водителю придется уплатить штраф, а за легкомысленное отношение к оформлению ДТП – распроститься с водительским удостоверением

Дорожно-транспортное происшествие – это всегда психотравмирущая ситуация. Даже опытный водитель может растеряться и забыть, как действовать и на что обратить особое внимание. Потому так часто участникам ДТП приходится сталкиваться с неприятными последствиями из-за того, что они не учли, казалось бы, незначительные детали.

Если произошло ДТП, в первую очередь водитель должен:

  1. Остановить автомобиль и не перемещать его с места ДТП.
  2. Включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
  3. Не перемещать предметы, имеющие отношения к происшествию (например, детали автомобиля, находящиеся на асфальте).
  4. Соблюдать меры предосторожности на проезжей части.
  5. Определить, имеются ли очевидцы ДТП, и по возможности зафиксировать их данные (Ф.И.О., адрес, телефон).

Автомобиль можно переместить с проезжей части к ее краю на незначительное расстояние, если в результате ДТП созданы помехи для дорожного движения либо движение автомобилей стало невозможным. Но прежде с помощью фото- или видеосъемки необходимо зафиксировать расположение автомобилей на месте ДТП и предложить сделать это второму участнику происшествия.

Не рекомендуется передвигать автомобили, несмотря на помехи движению, если между водителями возник спор о том, кто виноват в аварии. Картина произошедшего позволит сотрудникам ГИБДД установить истинного виновника ДТП.

Правило о предусмотрительном поведении на месте ДТП было установлено в декабре 2018 г. Если водитель его проигнорировал и в результате, к примеру, на него был совершен наезд мимо проезжающим автомобилем, он может быть привлечен к административной ответственности и должен будет уплатить штраф (ст. 12.27 КоАП РФ).

Незначительные дорожно-транспортные происшествия можно оформлять без участия сотрудников ГИБДД. Сделать это можно, только если между водителями отсутствуют разногласия по поводу того, кто виноват в аварии, нет пострадавших и предположительная сумма ущерба составляет не более 100 тыс. руб. В этом случае участники ДТП должны подготовить извещение о происшествии – «европротокол».

Чаще при составлении «европротокола» проблем у водителей в дальнейшем не возникает, поскольку изначально разногласий не было. Однако водитель, признавший себя виновником ДТП, может передумать и оспорить протокол.

Чтобы этого не произошло, нужно внимательно заполнить все графы «европротокола» совместно со вторым участником происшествия. Обязательно укажите, что пострадавших в ДТП нет. Проверьте внесенные данные об автомобиле и водителе. Убедитесь, что его подписи стоят везде, где они требуются, а экземпляры протокола идентичны.

Подробнее о составлении «европротокола» можно прочитать в публикации «Пошаговая инструкция – участникам ДТП».

Оформление ДТП проходит при участии сотрудников ГИБДД, если сумма ущерба составляет более 100 тыс. руб., есть пострадавшие или у участников происшествия возникли разногласия.

В такой ситуации нужно обязательно проверить, правильно ли сотрудники ГИБДД составили схему дорожно-транспортного происшествия.

Некорректное отражение расположения автомобилей на схеме может привести к наложению на водителя штрафа либо лишению водительских прав.

Например, если из-за такого неверного отражения, согласно схеме, автомобиль оказался частично на полосе встречного движения, то водитель может не только автоматически стать виновником ДТП, но и лишиться водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев.

В случае несогласия со схемой, составленной сотрудником ГИБДД, нужно обязательно обозначить его хотя бы словами «не согласен» в предусмотренной для этого графе. Помните: подписывать такой документ в интерпретации сотрудника у водителя обязанности нет.

К сожалению, часто водители не глядя подписывают некорректные схемы и протоколы. Потом обжаловать их в суде практически бесполезно.

Нужно обязательно обратить внимание, сообщал ли второй участник происшествия сотрудникам ГИБДД о том, что он пострадал в ДТП. Часто люди жалуются на то, что «ударились головой», хотя это может быть совсем не так.

Если жалоб на состояние здоровья ни от кого не поступило, это обязательно нужно зафиксировать фразой «в ДТП пострадавших нет» в протоколе, объяснениях и схеме дорожно-транспортного происшествия. Это важно, поскольку все чаще случаются ситуации, когда сразу после ДТП пострадавших не было и никто не жаловался на состояние здоровья, а позже вдруг появляются потерпевшие.

Обычно это происходит по одному и тому же сценарию. После оформления ДТП, в котором никто не пострадал, один из водителей узнает, что виноват другой участник происшествия. Спустя несколько часов после ДТП или даже на следующий день он обращается в медицинское учреждение.

Там после жалоб на головную боль, головокружение и тошноту у «потерпевшего обнаруживают сотрясение головного мозга». Этот диагноз законно может быть поставлен исключительно на основании слов пациента.

При этом сотрясение головного мозга относится к телесному повреждению, повлекшему легкий вред здоровью.

В результате в отношении ни о чем не подозревающего второго водителя, который оказался виновником небольшого ДТП, возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ. Он может быть подвергнут административному наказанию в виде лишения водительских прав сроком от одного года до полутора лет.

Оспорить такую ситуацию в суде крайне сложно. Потребуется проведение неоднократных медицинских экспертиз и исследований, придется потратить много времени и денежных средств.

Практика показывает, что обычно негативные последствия ДТП возникают по невнимательности водителя. Помните: при возникновении разногласий с сотрудниками ГИБДД или другими водителями лучше обратиться к юристу или адвокату; не следует подписывать неточный или не до конца понятный документ без консультации со специалистом.

Читайте также:  Преднамеренное умышленное ухудшение жилищных условий

Как накажут водителя, который спровоцировал ДТП, но сам не пострадал?

​Спровоцировать ДТП несложно. Достаточно часто прибегать к опасному вождению, маневрировать в потоке транспорта и экстренно тормозить, чтобы вызвать цепочку панических действий у других водителей, которые и попадают в ДТП. При этом виновники опасной езды не всегда оказываются привлечены к ответственности.

Многие уверены, что отсутствие непосредственного контакта их автомобиля с машинами потерпевших является лучшим доказательством их невиновности. Если на бампере и дверях нет следов, то и водитель как бы и не считается участником ДТП. Однако это не всегда так.

О том, кого следует считать виновным в ДТП и какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП, рассказывает член Ассоциации юристов России Артем Коростелев.

Бесконтактное ДТП

Верховный суд часто рассматривает такие дела и дает разъяснения. К примеру, показательно дело из города Пушкин Ленинградской области. Двигаясь по улице Железнодорожной, при выезде на улицу Генерала Хазова, водитель не уступил дорогу и тем самым создал помеху встречной машине.

Ее шофер, чтобы уйти от столкновения, выехал на тротуар и врезался в дерево. Лихач посчитал, что «подрезанный» им автомобиль не нуждается в помощи быстро уехал с места ДТП.

Однако прибывший на место экипаж ГИБДД посчитал, что действия оставившего место ДТП водителя оказываются противозаконными и привлек его к делу в качестве виновника ДТП,

Ранее лихачи, попавшие в подобные аварии, чтобы защитить себя, ссылались на п.1.2. Правил дорожного движения, где имеется буквальное описание термина.

«Дорожно-транспортноее происшествие» — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Фраза «с его участием» трактуется иногда, как «при непосредственном контакте». Однако участие в ДТП может быть и бесконтактным. Разбирательство прошло через суды всех уровней. Дело дошло до Верховного суда, который пояснил следующее:

«Судебные инстанции пришли к выводу, что дорожно-транспортное происшествие находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя. Вместе с тем, то обстоятельство, что последний стал участником ДТП, обязывало его выполнить требования пункта 2.5 Правил дорожного движения». Речь идет об обязанности водителя, причастного к ДТП, остановить автомобиль и сообщить об аварии в ГИБДД.

Согласно п 2,5 ПДД, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

В общем, водитель, спровоцировавший дорожно-транспортное происшествие и избежавший столкновения, признается «причастным к ДТП» и обязан дожидаться наряда ГИБДД, который и оформит протокол в соответствие с законом. Виновник обязан возместить причиненный в результате ДТП вред.

На данный момент согласно устоявшейся правоприменительной практике граждане, которые своими действиями на дороге спровоцируют ДТП с участием других автомобилистов, также признаются участниками дорожно-транспортного происшествия со всеми вытекающими последствиями, к которым, в частности, относится обязанность возместить причиненный вред в полном объеме.

В каком случае водители могут покинуть место ДТП?

Водители могут покинуть место ДТП если авария не серьезная, ущерб незначительный и на месте самостоятельно оформлена схема ДТП, которая была предоставлена инспекторам ГИБДД для оформления надлежащих документов.

Разъехаться можно, если ДТП было оформлено по европротоколу. Но есть и другие уважительные причины.

К примеру, виновник аварии повез пострадавшего в больницу или участники столкновения съехали на безопасное место, чтобы освободить проезжую часть.

Если водитель отъезжал с места ДТП, но успел возвратиться до прибытия ГИБДД, то подобная поездка тоже не считается попыткой скрыться с места аварии.

Если же виновник ДТП покинул скрылся по другим причинам, то он может быть наказан в соответствие с п 2. статьи 12.27 КоАП РФ. Водителя, спровоцировавшего аварию и который неправомерно покинул место ДТП, могут лишить прав на срок от года до полутора лет или поместить под арест на 15 суток.

Кто ответит, если в ДТП пострадал пассажир – ilex

При ДТП ответственность возникает не только за нарушение ПДД. Владельцу автомобиля придется возместить вред, в том числе причиненный пассажиру. Рассмотрим, кто еще в ответе перед пассажиром, какой вред нужно возместить и что поможет смягчить ответственность.

Кто отвечает за причинение вреда

Никто не спорит, что автомобиль — источник повышенной опасности. Поэтому ответственность за причинение вреда при его использовании обычно несет законный владелец. Это может быть собственник или тот, кто управлял автомобилем по доверенности (далее — автовладелец) .

Данное правило не распространяется на водителя, который управляет автомобилем по поручению или с согласия собственника .

Например, автовладелец передал автомобиль на время другу, но доверенность не оформил. Поэтому в случае ДТП будет отвечать за причиненный пассажиру вред. Аналогичная ситуация складывается, когда автомобиль принадлежит организации. Хотя им управляет работник, ответственность несет организация.

  • Обратите внимание!
  • Автовладелец не обязан возмещать причиненный пассажиру вред, если докажет, что он возник :
  • — из-за непреодолимой силы;
  • — умышленных действий самого пассажира;
  • — противоправных действий третьих лиц, неправомерно завладевших автомобилем.
  • Кто еще участвует в возмещении вреда

При столкновении автомобилей ответственность перед пострадавшим пассажиром несут автовладельцы солидарно . Следовательно, пассажир может потребовать возместить вред и от всех автовладельцев сразу, и от любого из них в отдельности. Причем как полностью, так и частично.

На заметку

Автовладелец, который возместил пассажиру вред, вправе истребовать выплаченную сумму у виновных в этом лиц .

Причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу пассажира в результате ДТП признается страховым случаем. При его наступлении возникает ответственность страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств .

Таким образом, если есть страховка — вред возместит страховая организация. В отдельных случаях это сделает Белорусское бюро по транспортному страхованию .

На заметку

Вред, причиненный по вине водителя, возмещается на основании страховки автовладельца .

Страховая организация возместит пассажиру сумму вреда в пределах лимита ответственности. Если ее окажется недостаточно, остальное придется доплатить автовладельцу .

Обратите внимание!

Если автовладелец добровольно выплачивает пассажиру вред, страховая организация от страхового возмещения не освобождается. Когда лимита ее ответственности недостаточно, выплаченная сумма засчитывается в счет возмещения вреда. Если страховое возмещение полностью покрывает причиненный ущерб — возвращается автовладельцу .

Какой вред нужно возместить

Не имеет значения, сам пассажир пострадал в ДТП или его имущество. Вред все равно нужно возместить в полном объеме .

Имущественный вред возмещается :

— в натуре, т.е. предоставляется вещь того же рода и качества либо исправляется поврежденная, чтобы пассажир смог и дальше использовать ее по целевому назначению;

— в виде компенсации убытков, т.е. выплачивается стоимость поврежденного имущества, а порой и доходы, которые пассажир мог бы получить от его использования.

Вред личности пассажира включает, кроме прочего :

— утраченный заработок;

— расходы на восстановление здоровья (лечение, лекарства, дополнительное питание, протезирование, посторонний уход и т.д.);

  1. — компенсацию морального вреда (физические и нравственные страдания) .
  2. На заметку
  3. Моральный вред возмещает исключительно автовладелец (автовладельцы солидарно) .
  4. Как смягчить ответственность
  1. Автовладелец может направить пассажира в страховую компанию или возместить вред добровольно в сумме, подтвержденной документально. Например, когда речь идет о поврежденном имуществе, это только средства, фактически затраченные на его восстановление (ремонт). Расходы на лечение, покупку лекарств, дополнительное питание или уход должно подтвердить заключение МРЭК. Размер расходов подтверждают счета (иные документы) .

На заметку

Размер компенсации морального вреда не зависит от размера возмещения вреда имуществу. К тому же основанием для уменьшения выплат может стать неосторожность самого пассажира (не пристегнулся, отвлекал водителя, громко разговаривал по телефону и т.д.) и материальное положение автовладельца .

  1. В случае судебного разбирательства в нем надо активно участвовать. В частности, можно ходатайствовать:
  • — привлечь в качестве соответчиков других автовладельцев, если они причинили вред совместно, или страховую организацию (страховые организации всех автовладельцев, участвовавших в ДТП). Если она не будет вовлечена в судебное разбирательство, решение суда могут отменить ;
  • — уменьшить моральный вред.
  • При необходимости стоит представить доказательства, что:
  • — причиной вреда стали умышленные действия самого пассажира или его грубая неосторожность (например, можно представить детальную копию телефонных звонков пассажира);

— автомобилем противоправно завладели третьи лица. И тогда именно они будут отвечать за причиненный вред. Если, конечно, правонарушению не способствовала неосторожность автовладельца. В этом случае его тоже могут привлечь к ответственности .

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.