Пародировать — это нарушать авторское право?

Сеть наполнена всевозможным контентом: фотографиями, текстами, стихами, комиксами, музыкой. И этот контент весьма коварен.

Кажется, раз он находится в свободном доступе, значит можно его брать и использовать по своему усмотрению. Например, поставить эффектное фото тортика на аватарку группы своей кофейни в контакте.

Однако у любой фотографии есть автор, который может доказать авторство через суд и отсудить у предпринимателя компенсацию в сотни тысяч.

Сегодня расскажем, как пользоваться чужим контентом на законных основаниях и как защитить собственные творения, если вы стали автором чего-либо.

Почему нужно быть осторожным с интернет-контентом

Любой объект, который создан творческим трудом человека, является объектом авторских прав и находится под защитой закона. К таким объектам относятся:

  1. произведения науки и литературы;
  2. музыка;
  3. фото и рисунки;
  4. дизайн;
  5. программное обеспечение;
  6. фильмы и видеоролики.

Полный перечень объектов авторских прав содержит 1259 статья Гражданского кодекса. В статье перечислены не все результаты интеллектуальной деятельности — их намного больше. Например, мем или подкаст не названы, но и они являются объектом авторских прав.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Любой контент в интернете — это охраняемый объект. Некоторые объекты часто становятся предметом споров. Ролики на ютубе всё чаще фигурируют в таких делах. С точки зрения закона ролик — это охраняемое аудиовизуальное произведение.

Фотографии — уже совсем привычный объект, защитой которого занимаются очень активно, и юристы с судьями давно научились рассеивать в судах всеобщее заблуждение о том, что «раз в открытом доступе, то можно брать и использовать». Нет, нельзя.

Нахождение объекта в открытом доступе не лишает его защиты и не отменяет необходимости получения разрешений на использование.

Автор творения считается его правообладателем. Только он по закону имеет право свободно распоряжаться объектом. Все прочие лица такого права не имеют, за крайне редким исключением. Взять чужую фотографию и разместить её в блоге от своего имени — это тоже самое, как в гостях вытащить из шкатулки хозяйки золотые серьги и забрать их без спроса. Одним словом, это воровство.

Как накажут за нарушение авторских прав

Правообладатель в рамках гражданского судопроизводства может потребовать от нарушителя авторских прав:

  1. прекратить пользоваться контентом — удалить с сайта или из блога чужие фотографии, тексты, видеоролики;
  2. возместить убытки или выплатить компенсацию.

Согласно ст. 1301 ГК, компенсация может составить:

  1. От 10 тысяч руб. до 5 млн. руб.
  2. Двукратный размер стоимости контрафакта.
  3. Двукратный размер стоимости права использования — в зависимости от цены лицензии на произведение.

Автор вправе заявить в качестве компенсации любую сумму, но суд учтет обстоятельства дела: сколько именно объектов было украдено, как повёл себя нарушитель. На основе этих данных судья вынесет решение. Обычно компенсации по делам о нарушении авторских прав солидные.

Например, новосибирская поэтесса написала детское стихотворение «Светофор» и опубликовала его на портале Стихи.ру.

Как-то она заглянула в гипермаркет Рич Фэмили и обнаружила там серию игрушек с музыкальным сопровождением, на которое был наложен её стих. Женщина заявила в суд о нарушении авторских прав.

Суд взыскал с Рич Фэмили компенсацию в 290 тысяч руб. Подробнее об этом деле можно прочитать здесь.

За кражу чужого контента предусмотрена не только гражданская ответственность, но и уголовная. Она наступает, если плагиат причинил автору или другому правообладателю крупный ущерб.

Как разъяснил Пленум Верховного суда, в каждом конкретном деле судья сам решает, признавать ущерб крупным или нет, — в зависимости от реальных потерь и упущенной выгоды. Наказанием для нарушителя может послужить штраф, обязательные или исправительные работы и даже лишение свободы.

Случаи условного лишения свободы не редкость. Так, петербуржец скачал из интернета две пиратские программы и получил 2,5 года условно.

Как защитить свои авторские права

Объект авторских прав попадает под защиту закона автоматически. Написал статью, разработал приложение, сделал фото, записал обучающий видео-курс — авторское право заработало. Поэтому необязательно принимать дополнительные меры. Но если дойдёт до суда, автору придётся доказать своё авторство на произведение. Вот здесь то и пригодятся способы, о которых мы расскажем далее.

Регистрировать ПО в Роспатенте

Разработчики программного обеспечения и мобильных приложений могут обратиться в Роспатент и зарегистрировать свою разработку. Для этого нужно:

Образцы заявлений есть на сайте Роспатента в разделе «Госрегистрация программы для ЭВМ или базы данных».

Вот реквизиты для оплаты госпошлины, для организаций стоимость составляет 4 500 руб., для физлиц 3 000 руб.

Роспатент рассмотрит заявку, внесёт разработку в реестр и выдаст свидетельство о госрегистрации. На всё отводится не больше 62 дней.

Депонировать произведения

Депонирование — это хранение образца авторского творения. До 2018 года услугу оказывало Российское авторское общество, в настоящее время — специализированные компании.

Депонирование может пригодиться авторам, сценаристам, фотографам, художникам, блогерам — всем, кто создает уникальный авторский контент.

Произведения будут храниться в реестре в электронном виде. В случае судебного разбирательства хранитель реестра сообщит, когда произведение было депонировано. Ранний экземпляр считается подлинником.

Депонированием занимается ООО «Платформа технологий» IREG, АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности » nRIS, депозитарий «Банк авторских прав» и другие компании. Стоимость услуги составляет около 1 000 руб.

Подробнее о процедуре депонирования мы рассказывали в статье «Авторское право: как защитить свои работы».

Сохранять черновики и наработки

Необработанные фото, пробные видеоролики, рукописи книг помогают подтвердить авторство. К примеру, иллюстраторам и дизайнерам можно сохранять изображения в формате PSD — основном формате фотошопа.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Один очень показательный случай с фото может послужить хорошим лайфхаком для фотографов.

Если коротко, то есть решение суда, которое подтверждает, что доказать авторство фото можно, если у тебя на руках есть исходник с большим захватом кадра.

Поэтому я теперь советую всем своим клиентам-фотографам перед выпуском в свет слегка подрезать фото по углам.

Ставить значок копирайта

Знак копирайта и надписи с запретом на копирование материалов выполняют информирующую функцию. Когда на фото, сайте или дизайне есть значок копирайта, проще установить факт нарушения. А если конкурент взял и замазал его, можно смело требовать компенсацию, согласно ст. 1300 ГК.

Правильнее всего ставить знак копирайта, а рядом указывать фамилию, имя и год. Например, © Алексей Алексеев, 2021.

Если не хотите тратить время и деньги, обезопасьте себя хотя бы житейскими методами. Например, поставьте на произведении дату и отправьте по почте самому себе или используйте функцию «Зафиксировать уникальность» для текстов на text.ru. Даже такие незамысловатые методы будут полезны для установления авторства.

Как не нарушить чужие авторские права

Главное правило, которое нужно соблюдать: используйте контент только с разрешения автора, либо контент с открытой лицензией.

Получать разрешение правообладателей

Это единственный 100% надёжный способ законно использовать фото, тексты, ролики, музыку в коммерческих целях без риска заработать штраф.

Чаще всего правообладатель выражает своё согласие на использование творения с помощью лицензионного договора. Лицензия бывает двух видов:

  1. Исключительная — когда автор передаёт право использовать контент одному человеку или фирме.
  2. Неисключительная — когда автор передаёт право множеству людей или компаний. По такому принципу работают стоки с фото.

Важно. Всегда проверяйте, какой тип лицензии в договоре. Иначе автор может продать контент нескольким конкурирующим фирмам одновременно.

Договор заключайте в свободной письменной форме, но обязательно пропишите в нём:

  1. предмет договора очень подробно;
  2. пределы использования, к примеру, можно копировать, но нельзя перерабатывать;
  3. срок договора (если срок не указан, считается, что договор действует пять лет);
  4. территорию использования;
  5. другие обязательства пользователя.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Разрешения правообладателей должны быть правильно оформлены. Сообщения в мессенджере или на эл. почте будет недостаточно, это всё не будет иметь юридической силы. Письменное разрешение в свободной форме тоже не подойдет, т.к. согласно ст.

1235 ГК РФ право использовать результат интеллектуальной деятельности может быть предоставлено только по лицензионному договору. Не обязательно он должен быть громоздким и дорогим.

Он может быть кратким и безвозмездным, но обязательно должен содержать существенные (обязательные по закону) условия.

Если автор согласен, можно заключить с ним договор об отчуждении исключительного права. В этом случае объект перейдёт в вашу собственность без оговорок. Сможете размещать его где угодно и даже перепродавать другим компаниям. Единственное, имя автора нужно указывать.

Чтобы легально включать музыку в заведении, у владельца должен быть заключён договор с правообладателем, либо с частным посредником, либо с государственным посредником.

Госпосредники — это Российское авторское общество (РАО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Лучше всего заключать договоры с ними, потому что они работают с большинством отечественных и зарубежных исполнителей.

Подробнее об этом читайте в нашей статье «Как не нарушить закон, когда включаешь музыку в своём магазине, баре или кафе».

Использовать контент с открытой лицензией

Многие авторы выкладывают в сеть свои творения в рамках лицензии Creative commons. Она позволяет решить две задачи одновременно: авторам — защитить свои права, пользователям — использовать контент в рамках конкретной лицензии бесплатно.

Разновидностей лицензии CC несколько. Каждая разрешает пользоваться произведениями определенным образом. К примеру, CC BY позволяет копировать, распространять, изменять материал с единственным условием: указывать автора.

Не все лицензии CC открыты для коммерческого использования. Бизнес может использовать контент с лицензией CC BY, CC BY SA, CC BY ND.

Пародировать - это нарушать авторское право?

Картинки с открытой лицензией ищите на Flickr, музыку на Netlabels и FMA, ролики на ютуб.

Авторские права не вечны. По закону они действуют всю жизнь автора и 70 лет после его смерти. После этого произведение переходит в общественное достояние. Тогда им можно пользоваться без чьего-либо согласия и без выплаты вознаграждения.

Важно. Право автора на имя всё равно сохраняется. Нельзя взять контент, автор которого умер давным давно, и назвать его своим.

Коротко о главном

  1. Закон защищает ролики, фильмы, фотографии, тексты, изображения, которые размещены в интернете. То, что они находятся в свободном доступе, не отменяет правило: берите чужой контент лишь с согласия автора.
  2. Авторские права возникают автоматически с момента создания произведения.

    Но можно предпринять дополнительные меры и упростить себе жизнь на случай, если придётся доказывать авторство через суд.

  3. Такой мерой служит регистрация программ и баз данных в Роспатенте, депонирование произведений, сохранение черновиков и исходников, размещение значка копирайта.

  4. Чтобы не платить огромную компенсацию, всегда заключайте лицензионный договор с правообладателем. Он может быть кратким, главное пропишите в нём предмет, пределы, срок и территорию использования контента.
  5. Ещё один вариант легального использования — брать контент, выложенный в сеть в рамках лицензии Creative commons.

    Но здесь будьте осторожны: условия лицензий не всегда допускают коммерческое использование. Ищите фото и музыку с лицензией CC BY, CC BY SA, CC BY ND.

Больше таких статей читайте в Журнале про дело на сайте Делобанка

Пародия как объект авторского права

Одним из обязательных элементов структуры правоотношений в сфере авторского права является объект, а именно произведение. Гражданский Кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) признает юридический статус за «произведениями в жанре литературной, музыкальной или иной пародии…» . Актуальность изучения правовой природы и особенностей правоотношений, возникающих по поводу данного объекта авторского права очевидна, так как, по смыслу п.4 ст.1274 ГК РФ, создание пародии является одной из форм свободного использования произведения без согласия автора оригинального произведения, взятого за основу, и без выплаты ему вознаграждения.

Правовой статус пародий

Не смотря на то что данная норма появилась в российском законодательстве уже более восьми лет назад, до сих пор не определен правовой статус пародийного произведения. В связи с этим судебная практика в данной сфере носит субъективный характер.

С одной стороны, неоднозначность рассматриваемого положения ГК РФ создает возможность использования чужих произведений правонарушителями без выплаты вознаграждения под видом пародии, а с другой стороны, создает опасность для настоящего пародийного произведения не получить свободного правового режима.

Так, первостепенными задачами в данной сфере являются формирование понятия пародии, определение особенностей данного жанра, а также критериев разграничения пародийных произведений и незаконно заимствованных произведений.

Для определения сущности пародии многие авторы обращаются к толковым словарям, рассматривают данное понятие с точки зрения филологии и литературы. Отмечается, что данный термин использовался в теории музыки, означая «заимствование и творческую переработку исходного материала: мелодии, мотива, приемов гармонизации» .

Позже он появился в литературе, где понимался, как «жанр, в котором известное произведение, взятое в качестве образца, служит объектом подражания в другом произведении».

Мнения современных авторов

Среди современных авторов существуют две точки зрения по поводу правовой природы пародии. Одни считают пародию новым и самостоятельным произведением. Например, В. Вольфсон пишет: «пародия должна быть признана самостоятельным, причем оригинальным, а не производным произведением; она не заслуживает ни суррогатного статуса изъятия, ни разрешительного режима переработки».

Но большинство ученых всё же придерживаются позиции, что пародия является производным произведением. М.Н. Соболь утверждает, что пародия «основывается на сходстве с оригиналом и не может обойтись без копирования части формы и (или) содержания». А.И. Литвина тоже говорит, что «по способу своего создания пародия всегда производна».

На практике также чаще всего встречаются решения, определяющие производный характер пародии. В самой норме ГК РФ закреплено, что пародия создается на основе другого (оригинального) произведения, что еще раз подчеркивает ее производный характер.

Авторское право

Здесь возникают два вопроса: почему законодатель в таком случае не включил пародию в перечень производных произведений, данный в ГК РФ, и появляется ли противоречие со ст.1270 ГК РФ об исключительных правах автора?

Отвечая на эти вопросы, можно говорить лишь об особом статусе пародийного произведения, который и создает споры в теории и на практике.

Противоречий с другими нормами не будет возникать, если конкретно закрепить критерии для признания произведения пародией и тем самым считать данный объект исключением из общего правила. Как считает А.И.

Литвина, «исключительное право автора давать согласие на использование оригинального произведения в пародии…может стать непреодолимым препятствием и свести на нет развитие жанра пародии».

Комическая природа пародии и переосмысление оригинала

Еще одной важной особенностью пародийного произведения является его комический или сатирический характер, о котором упоминается в большинстве определений данного термина. «Пародия – комическое подражание, произведение-насмешка» или «сатирическое подражание кому-чему-нибудь, в преувеличенном виде воспроизводящее характерные особенности оригинала».

Получается, что пародия действительно тесно связана с сатирой и комедией, так как все эти жанры направлены на высмеивание чего-либо. Но, если высмеиваются те или иные явления действительности, лица, то это самостоятельное, оригинальное и независимое комическое или сатирическое произведение, а если же высмеивается другое произведение, то это пародия.

Более того, многие отмечают, что такое высмеивание должно иметь критический характер.

Помимо этого, важно отличать пародию от так называемой имитации. Интонационная обработка, имитация чужого голоса, комбинации жестов не порождают пародию, если при этом нет факта высмеивания и переосмысления семантического содержания оригинального произведения.

Если пародист действительно хочет отразить индивидуальные черты поведения или голоса исполнителя, он может использовать свой репертуар, свои тексты или хореографию, а пародийный эффект будет достигнут именно за счет манеры исполнения.

В случае же, если пародист использует произведения исполнителя без изменения, при этом пытаясь максимально точно скопировать голос, движения пародируемого, то здесь можно уже говорить о незаконном заимствовании.

Таким образом, на основе вышеизложенного пародию можно определить как переработку произведения, основной целью которой является высмеивание производного (оригинального) произведения или его части.

Важно подчеркнуть и творческий характер пародии как самостоятельного объекта авторского права, который заключается в том, что автор должен внести что-то своё, новое, придать первоначальному произведению иной смысл.

Однако представленных особенностей мало для квалификации произведения в качестве пародии на практике, следовательно, возникает необходимость в выделении дополнительных критериев.

Допустимый объем заимствования

Для отграничения пародий от незаконного использования произведений нужно решить вопрос о допустимом объеме заимствования. По смыслу п.4 ст.

1274 ГК РФ, пародируемое произведение должно быть лишь в основе пародии, но не должно использоваться целиком или в значительной части.

Между тем, в своем определении ВАС РФ делает вывод, что «оригинальное (первоначальное) произведение должно быть в центре нового, а не быть его фоном или вспомогательным средством» .

Например, рассматривая дело об использовании музыкальных произведений в телешоу «Стиляги», суды трех инстанций признали такое использование пародией.

Суд кассационной инстанции исходил из того, что отсутствие законодательного определения допустимого объема использования оригинала для создания пародии на него не позволяет запрещать создание пародии на клип только потому, что была изменена лишь одна часть произведения – исполнение.

Однако в надзорной инстанции был сделан вывод, что претензии правообладателей всё же были оправданы. Суд рассуждал том, что правомерная пародия на клип обязательно должна изменять не только одну часть сложного произведения, а все, включая и музыку.

Здесь возникает вопрос, можно ли создать узнаваемую пародию на клип без использования музыки? К тому же пародия на манеру исполнения без изменения музыки является одним из форматов пародии, который суд надзорной инстанции, получается, вывел из-под защиты ГК РФ.

Объем допустимого заимствования определить очень сложно для всех разновидностей пародии, ведь каждый из них индивидуален и направлен на использование разных средств для достижения цели. Следовательно, вместо того, чтобы говорить об объеме заимствования элементов из первоисточника, рациональнее рассматривать средства достижения узнаваемости оригинального произведения.

Узнаваемость пародии

Отсюда мы плавно переходим к еще одному важному критерию пародии — узнаваемость. В одном деле суд отмечает, что «пародия…должна быть сразу же узнаваема» . Как пишет В.А.

Колосов: «если же ассоциация с оригиналом не возникает у большинства, то это, вероятнее всего, будет свидетельствовать о том, что созданное произведение не является пародией, так как по своему характеру пародия, будучи эпатажным высмеиванием, позволяет идентифицировать себя даже тогда, когда потребитель не знаком с оригиналом».

Помимо этого, данный автор говорит о невозможности пародировать то, что вызывает у людей разные семантические образы. Он объясняет этот факт на таком примере.

Если картина в стиле абстракционизма не вызовет у большинства людей единых образов, то картина в стиле реализма, изображающая известные всем предметы такими, какими все привыкли их видеть, будет воспринята в общем одинаково.

Отсюда можно сделать вывод, что пародируемое произведение должно быть общеизвестным и популярным среди широкого круга людей, а настоящая пародия – это такое произведение, которое воспринимается обществом именно как пародия, восстанавливая в памяти смысл оригинального произведения, взятого за ее основу.

По этому поводу существует позиция, что, «чем более известен первоисточник, тем выше потенциальная аудитория пародии на него».

Объем допустимого заимствования и узнаваемость оригинала тесно связаны с критерием добросовестности автора пародии.

Здесь стоит упомянуть доктрину добросовестного использования произведений, характерную для США. Правовой статус пародии у них так же, как и в России конкретно не закреплен, но существуют определенные критерии оценки, которыми руководствуются суды.

Если произведение соответствует этим общим критериям оценки, то его использование признается добросовестным и не считается нарушением авторских прав.

Пародия или плагиат?

Говоря о таком субъективном понятии, как добросовестность в контексте нашей статьи, мы, в первую очередь, будем вкладывать в него мотивы автора, создающего произведение.

Затрагивая проблему отграничения пародии от плагиата, можно провести четкую границу: в отличие от создателя плагиата, который ставит задачу убедить третьих лиц в том, что произведение создал именно он, создатель пародии намеренно подчеркивает связь пародии с оригиналом, чем иной раз подчеркивает узнаваемость оригинала.

Пародия не должна наносить ущерб нормальному использованию оригинального произведения. Если у зрителя пародии возникает больший интерес к оригинальному произведению, то это правильный стимулирующий эффект пародии, а если же наоборот, он начинает воспринимать пародию, как наиболее удачную версию оригинала или его продолжение, то это уже нарушение авторских прав.

Например, обращаясь к зарубежной судебной практике, можно привести пример, когда Ф. Колтинг написал роман, который по своей сути являлся продолжением книги Дж.Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

Сам Колтинг утверждал, что написал пародию, однако суд пришел к выводу, что его книга эксплуатировала персонажа, сюжет и некоторые сцены Сэлинджера.

Добросовестность автора пародии заключается еще и в том, что она не должна порочить честь и достоинство автора оригинального произведения.

Ряд ученых отмечают факт того, что норма о свободном использовании пародии не соотносится с нормой ст.1266 ГК РФ, защищающей право автора на неприкосновенность произведения, в которой говорится о недопущении без согласия автора внесения в его произведение изменений.

Однако если исходить из того, что в данной норме речь идет о внесении в произведение каких-либо внешних элементов, не затрагивающих объективную форму произведения, то основания для утверждения о противоречии вышеназванных положений ГК РФ отпадают.

В соответствии с действующим законодательством: «В случае если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе защищать их в порядке, установленном статьей 152 Кодекса». В связи с этим ряд авторов считают, что пародия, как жанр, прямой целью которого является высмеивания, может порождать бесчисленное количество поводов для исков о нарушении чести, достоинства и деловой репутации.

По иному на данную ситуацию смотрит, например, В. Вольфсон, который говорит, что «пародирование (при условии следования законам жанра) неспособно в принципе нарушить право автора на защиту репутации».

По поводу «следования законам жанра» он пишет: «если шутка читается не как неотъемлемая часть текстуры пародии, которая пользуется охраной закона независимо от своих достоинств, а как самодовлеющий выпад против произведения (или его автора), она никакого отношения к пародии не имеет».

Более того, пока законодателем четко не определен правовой статус пародии, при подаче исков, о которых идет речь, доказать, что автор пародии преследовал цель опорочить честь, достоинство и деловую репутацию довольно-таки сложно.

Вывод

Итак, пародия – это охраняемый объект авторского права. По правой природе пародия является производным произведением, так как в ее основе обязательно должно быть другое (оригинальное) произведение.

Обязательным критерием отнесения произведения к жанру пародии является факт переосмысления семантического содержания и высмеивание первоначального произведения.

Комическое, сатирическое произведения, а также имитация не могут быть признаны пародией.

Для наиболее полной характеристики пародийного произведения и с целью устранения разногласий на практике можно воспользоваться зарубежным опытом и выделить дополнительные общие критерии оценки. Мы выделили следующие:

  • творческий характер,
  • узнаваемость оригинального произведения,
  • добросовестность автора пародии.

Объем допустимого заимствования нецелесообразно выделять в качестве самостоятельного критерия, так как степень заимствования следует оценивать с учетом остальных критериев. К тому же для разных жанров пародии необходима разная степень заимствования для достижения пародийного эффекта, что во многом зависит от творческого видения автора.

Пародия имеет особый правовой характер по сравнению с другими видами производных произведений, поэтому ее следует рассматривать как исключение из общего правила. Такой вид свободного использования оригинального произведения при условии соблюдения всех «законов жанра» не может нанести вред чести, достоинству или деловой репутации автора.

Понятие и признаки пародии в авторском праве Российской Федерации

  • Одним из наиболее древних институтов права интеллектуальной собственности является авторское право, актуальность которого на современном этапе не только не уменьшилась, но даже увеличилась.
  • Автор (правообладатель) произведения владеет интеллектуальными правами на свое произведение и только с его согласия произведение может быть использовано другими лицами, но в определенных случаях и в определенных целях закон разрешает любым лицам свободно использовать произведение без согласия автора.
  • В число таких случаев входит совершенно новый для нашего правопорядка способ свободного использования произведений — создание пародии на произведение.

Данный способ впервые появился в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (далее по тексту — ГК РФ).

В пункте 4 статьи 1274 ГК РФ указано, что создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Как видно, четкого понятия того, что такое пародия и каковы ее признаки в законе не содержится. В случае неоднозначного толкования понятия пародии, право свободного создания пародии на произведение может входить в противоречие с правом на неприкосновенность произведения (статья 1266 ГК РФ). Отсутствие четкого определения пародии также осложняет и правоприменительную практику.

Пародия в первую очередь является жанром в искусстве, потому для понимания ее сущности необходимо исследовать ее понятие как в науках об искусстве (в частности, в литературоведении), так и в юриспруденции.

Исследованию данного понятия в юридической литературе посвящено крайне мало работ, а в имеющихся исследованиях не всегда проводят различие между пародией как жанром и пародией как правовой конструкцией.

Наиболее обстоятельный и содержательный анализ понятия пародии, на наш взгляд, в юридической литературе был дан Герасимовой Е. и Колосовым В, а в литературоведении Тыняновым Ю. Н., Фрейденбергом О. М., Морозовым А.

В соответствии с Толковым словарем Даля пародия это: «Забавная переделка важного сочиненья, смешное или насмешливое подражанье; перелицовка, сочиненье или представленье наизнанку.

Пародировать что, представлять, изображать в смешном, превратном виде; перелицевать, вывернуть наизнанку; представить важное смешным» [1].

Из указанного определения можно отметить, пожалуй, самый важный признак пародии — комический эффект.

Немного иначе, но схоже дает определение пародии Толковый словарь русского языка Ожегова С. И.: «Комическое или сатирическое подражание кому-чему-нибудь» [2].

Более красочное и содержательное определение (с хорошим примером пародии в литературе) содержится в Литературной энциклопедии: Словарь литературных терминов под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М.

Розанова: «пародия — жанр, в котором известное произведение, взятое в качестве образца, служит объектом подражания в другом произведении, но таким образом, что подражание касается только внешней стороны «образца» — его ритмики, синтаксиса, сюжетных положений и т. п., — имея совершенно иную внутреннюю направленность.

Такова, например, некрасовская пародия на «Казачью колыбельную песню» Лермонтова, принявшую у Некрасова совсем другой характер («Богатырь ты будешь с виду И казак душой. Провожать тебя я выйду — Ты махнешь рукой» Лермонтова. Ср. у Некрасова «Будешь ты чиновник с виду И подлец душой. Провожать тебя я выйду И махну рукой») [3].

Приведенный в энциклопедии пример помогает понять еще один признак пародии — узнаваемость и взаимосвязь с оригинальным произведением. Ведь при восприятии пародии должна быть видна его связь с оригиналом, иначе пропадает смысл жанра (не зная произведение Лермонтова невозможно понять пародию Некрасова).

Пародия представляет своего рода зависимое произведение, которое не может существовать полностью обособленно от оригинала.

Фрейденберг О. М. в своей работе «Происхождение пародии» раскрывает сущность пародии через сопоставление двух жанров — трагедии и комедии.

Фрейденберг говорит о пародии следующее: «пародия есть имитация возвышенного посредством жалкого, несоответствие содержание и формы, передразнивание, перевод с трагического не комическое» [4].

Действительно, чаще всего именно на трагические произведения и делаются пародии, ведь само слово пародия, от греческого, — пение наизнанку или перепеснь (от para — против и ode — песнь) [5].

Тынянов Ю. Н. в работе «Поэтика. История литературы.

Кино» придерживается понятия пародии из словаря Буйе: «Пародия есть сочинение, в стихах или прозе, направленное на какое-нибудь серьезное произведение, с обращением его в смешную сторону, посредством каких-либо изменений или совращения от существенного его назначения к предмету забавному» [6]. В своей работе Тынянов Ю. Н. последовательно рассматривает части (признаки) выше приведенного определения, давая им следующие обоснования:

          под направленностью понимается не только соотнесенность какого-либо произведения с другим, но и особый упор на эту соотнесенность. Направленность может относиться не только к определенному произведению, но и к определенному ряду произведений, причем их объединяющим признаком может быть — жанр, автор, даже то или иное литературное направление.

          комический эффект не всегда присутствует в пародии.

Хотелось бы сделать оговорку о комическом эффекте, который Тынянов Ю. Н. не считает обязательным. Безусловно, в литературоведении, как и в любой науке, есть множество разных мнений, и они имеет право на существование. Приведенные ранее определения пародии содержат в себе комический эффект и, на наш взгляд, совершенно обоснованно. Тынянов Ю. Н.

исходит из того, что не всякой пародии присущ комический эффект, приводя тому различные примеры из литературных произведений: «И если легкие нажимы в пародиях Аксакова и Павловой могут быть при большом желании сведены к «неявным» или «незаметным» комическим явлениям, то в пародиях Полевого и Панаева даже такого незаметного комизма мы никак не найдем.

Таким образом, остается либо сохранить в определении пародии признак комизма, а пародии Полевого и Панаева объявить несущественными или даже несуществовавшими, либо этот признак отбросить» [6]. Однако он не предполагает возможность того, что есть разные виды пародии в литературоведении. Например, Морозов А.

в статье «Пародия как литературный жанр» выделяет следующие виды пародии:

          юмористическая или шуточная, в целом дружественная по отношению к оригиналу; к ней близка комическая стилизация;

          сатирическая, отчетливо направленная против пародируемого объекта и исполненная резкой критики ко всему идейно-эстетическому комплексу пародируемого произведения;

          «пародийное использование», направленное преимущественно на внелитературные цели, лежащие вне «пародируемого» произведения (например, «И скучно, и грустно, и некого в карты надуть» Н. А. Некрасова) [7].

Основываясь на приведенных выше видах пародии, можно предположить, что комическая направленность действительно может отсутствовать. В то же время сделаем еще раз оговорку — комический эффект признается большинством ученых и также подтвержден в правовой науке, о чем будет сказано далее.

  1. Герасимова Е., исследуя понятие пародии в зарубежных странах и в литературоведении, пришла к выводу, что пародии должны быть присуще следующие признаки:
  2.           первая и неоспоримая черта пародии — ее юмористическая, сатирическая или ироническая форма;
  3.           вторая составляющая — проецирующая функция. Посредством пародии проецируются черты пародируемого произведения;

          творческий вклад пародиста [8, с. 28].

Как видно, на лицо все те же признаки — комический эффект и связь с оригинальным произведением. Творческий вклад отдельно выделять не имеет смысла, потому как без творческого вклада пародия не будет новым, самостоятельным произведением, а будет незаконным заимствованием частей оригинального произведения.

Достаточно интересное исследование представляет работа Колосова В. «Пародия в системе авторского права». Колосов В. дает следующее определение: «в юриспруденции к пародии следует относить произведение, высмеивающее другое (оригинальное) произведение или его части» [9, с. 122].

Автор данной работы не просто исследует понятие пародии в искусстве и юриспруденции, но также и достаточно четко дает разграничение пародии в юридическом смысле и пародии как жанра.

Это, наверное, один из важнейших вопросов, разрешение которого позволяет понять сущность пародии для правоприменительной практики.

Колосов В. дает следующее разграничение: «Так, юмористы, которых мы называем пародистами, с правовой точки зрения не создают пародию, когда просто имитируют чей-то голос.

Пародия в юридическом смысле появится тогда, когда начнется высмеивание, сатирическая критика того или иного произведения.

Даже имитация чужого голоса, которым озвучивается юмористический текст, не всегда означает, что создана пародия в правовом понимании: например, если отсутствует критический характер, высмеивание оригинального произведения»» [9, с. 124].

По нашему мнению, следует согласиться с Колосовым В. по поводу такого разграничения, так как речь идет не просто о пародии как жанре, а произведении, созданном в пародийном жанре, иначе пародия попросту не будет регулироваться авторским правом. В качестве примера приведем следующее:

          «Большая разница», телепередача на Первом канале, в которой показывали пародии как на манеру исполнения артистов (то есть не пародия в юридическом смысле), так и пародии на аудиовизуальные произведения («Обитаемый остров» Федора Бондарчкука).

          «КВН» — это не пародия в юридическом смысле. Отдельно взятые номера, где пародируются песни или части аудиовизуальных произведений могут быть пародией (например, пародия на фильм «Форсаж» команды «Чуваки»).

          Телепередача О. С. П. — студия также является пародией в юридическом смысле, но только когда пародируется произведение, например, «Женские истерики с Татьяной Лазаревой» — пародия на «Женский взгляд Оксаны Пушкиной».

Исследованные работы литературоведов и юристов позволяют понять, что в разных областях научного знания ставятся разные цели и задачи, определяются разные объекты исследования, способы исследования, а также теоретическая и практическая база. Потому необходимо отметить, что невозможно толковать в правовых отношениях термин «пародия» без каких-либо оговорок, в том варианте, который предлагают толковые словари» [10, с. 6].

Несмотря на незначительное количество судебной практики по поводу создания пародии, в практике арбитражных судов Российской Федерации все же были предприняты попытки дать определение понятия пародия и ее признаков. Арбитражный суд города Москвы в решении от 20.01.2011 г.

по делу № А40–125210/09–110–860 дал подробный анализ понятия пародии, в процессе которого обращался к толковым словарям и исследованиям в области литературы, и в результате выявил два главных признака пародии: «В теории также обращается внимание на две особенности пародийных произведений — пародия неизменно связана с комическим эффектом и должна быть сразу же узнаваема, соответственно, пародия не может быть совершенно отделена от оригинального произведения, так как в этом случае пропадает сам смысл создания пародии» [11]. Выводы суда, изложенные в указанном решении, были поддержаны судом кассационной инстанции, что подтверждает их значимость для правоприменительной практики. К сожалению, судами не были сформулированы иные подходы к определению пародии, однако были предприняты попытки определения ее отдельных признаков (например, в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 19.11.2013г. № А40–38278/12–12–166) [12].

  • Исходя из проведенного анализа, признаками пародии являются комический эффект, узнаваемость и взаимосвязь с оригинальным произведением.
  • Таким образом, основываясь на приведенных ранее понятиях и исследованиях, под пародией (в юридическом смысле), по нашему мнению, следует понимать произведение, созданное на основе другого (оригинального) произведения и имеющее комическую направленность.
  • Литература:

Видеоблогеру: как отличить пародию от плагиата

Блогеры часто используют в своих роликах популярные образы. Разнообразить информативное, но однообразное видео всегда поможет магистр Йода из «Звездных войн» или Гордон Фримен из Half-Life.

По мере роста популярности у многих авторов возникает вопрос о том, не подадут ли на них в суд правообладатели игр, фильмов и сериалов.

О том, как не нарушить чужие авторские права, мы спросили у юриста, который специализируется на этой сфере.

Законодательство об интеллектуальных правах распространяет защиту авторских прав не только на сами литературные, художественные, аудио-, видео и другие произведения, но и на их части и персонажей таких произведений. Защита прав на персонажа может осуществляться как на самостоятельный объект авторского права. Это возможно, если персонаж, например, играет основную роль в произведении, является уникальным, когда благодаря ему произведение становится узнаваемым. Защита прав может осуществляться и при рассмотрении персонажа как части основного произведения. Закон охраняет не только произведение, но и его части, персонажей.
Но в любом случае при использовании персонажа того или иного произведения возникает необходимость получить согласие на это от автора первоначального произведения и выплатить ему авторское вознаграждение. В противном случае будет иметь место факт нарушения авторских прав. Чтобы использовать персонажа, нужно согласие автора. Ему нужно заплатить.
В то же время данное правило имеет свои исключения. Использование произведений, их части в пародийном или карикатурном жанре допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Единственным условием здесь является факт обнародования произведения, то есть факт публичного исполнения, публичного показа, сообщения в эфир произведения и прочего.Соответственно, если речь идет об использовании пародии или карикатуры персонажа того или иного ранее обнародованного произведения, то нет необходимости согласовывать это с автором основного произведения, а также выплачивать авторское вознаграждение. Пародии и карикатуры можно делать без согласия автора персонажа.
При этом закон не дает однозначное понимание пародии и карикатуры произведения. В каждом конкретном случае при возникновении спора данный вопрос разрешается судом индивидуально. Что такое пародия, в законе точно не сказано.
Из анализа имеющейся на сегодняшний день судебной практики можно сделать вывод, что основанием нарушения авторских прав будет являться выявление судом тождества изображений и установление судом факта отсутствия в новом изображении персонажа различных элементов и приемов, свойственных пародийному или карикатурному жанру, в частности: гротеска, сарказма, гиперболы, иронии и прочего. Законность использования образа персонажа в пародии определит суд.
Персонажи компьютерных игр также относятся к охраняемым объектам авторского права. Права на компьютерные игры, с точки зрения складывающейся судебной практики, охраняются как права на программы ЭВМ, то есть как авторские произведения. Кроме того, персонажи компьютерных игр могут быть использованы в том числе независимо от других частей компьютерной игры. Например, при коммерческом использовании для индивидуализации товаров и услуг. Следовательно, на персонажей компьютерных игр также распространяются общие положения авторского права. И при использовании карикатуры или пародии на персонажа компьютерной игры нарушения авторских прав не происходит, а потому не требуется получать согласие и выплачивать вознаграждение правообладателю компьютерной игры. С компьютерными играми все точно так же — при пародии согласие автора не нужно.

Из слов юриста выходит, что делать пародии на известных персонажей можно свободно. Для этого не нужно просить у правообладателей согласия и платить им. Главное — не копировать персонажей без заметных изменений. Если перерисовываете героя, то делайте карикатуру, если изображаете его сами — оставляйте только отдельные черты. Юмор и фантазия пойдут вам на пользу.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.