Заявление

Правила розничной продажи пива и продуктов общественного питания

Журнал «Линия Вкуса» публикует статью независимого юриста, постоянного преподавателя программы «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» Елены Белоусовой. Материал посвящен всевозможным аспектам реализации алкогольной продукции предприятиями общественного питания. Предлагаем его вашему вниманию.

  Каждый предприниматель, начинающий новое дело, обязан изучить основные положения законодательства, регулирующие правоотношения в том виде деятельности, в которую он собирается вложить свой капитал. Незнание закона не освобождает от ответственности, как бы банально ни звучала эта фраза.

Ее горький смысл осознается, к сожалению, на негативном личном опыте. Наверняка среди рестораторов многим пришлось платить штрафы за неисполнение норм закона, о существовании которых они и не подозревали, либо не уследили за изменениями законодательства, решая свои текущие задачи.

А бывает, что просто некому отслеживать последние изменения в законах, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Елена Белоусова, независимый юридический консультант:

Давайте рассмотрим некоторые термины и определения, которые диктуют рестораторам нормы действующего законодательства для предприятий общественного питания. В ресторанах и барах всегда представлен алкоголь.

А что подразумевается под терминами алкогольной продукции и ее оборота в нашем законодательстве? Эти определения изложены в ст.

2 Закона № 171-ФЗ: «Алкогольная продукция — это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и/или спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции».

Винная карта:

Алкоголь в ресторанах и барах должен быть представлен отдельным меню или специальной картой. Винная карта (альтернативное название — «карта вин») — ассортиментный перечень, прейскурант вин в ресторане. Винная карта зависит от стиля, ориентированности кухни, ассортимента блюд и других особенностей концепции заведения общественного питания.

Ограничения и запреты:

Наше государство не оставляет без внимания данную сферу, жестко регулируя оборот алкоголя, устанавливая ограничения и запреты, а также ответственность за их нарушение. Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.

95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон № 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещено нарушение установленных законом правил продажи алкогольной продукции.

Продажа алкогольной продукции осуществляется при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ.

Предприятие питания, реализующее алкогольную продукцию, обязано предоставить соответствующую информацию потребителю с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее. Эта информация должна размещаться в удобных для ознакомления местах.

Отсутствие лицензии влечет нежелательные последствия для предпринимателя, а именно уголовную ответственность или серьезные штрафные санкции.

Документация:

На всю продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации. К тому же, следует иметь заверенные копии договоров и лицензий от поставщиков алкогольной продукции, чтобы иметь возможность их предъявить по первому требованию клиента или контролирующего органа. Перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике). Алкогольная продукция размещается в торговом зале по видам (водка, вино, шампанское, коньяк и др.).

Требования к оформлению меню:

На титульном листе меню/прейскуранта следует указать наименование юридического лица и название ресторана. Меню должно быть прошито и заверено подписями генерального директора и бухгалтера, проставлена дата его составления и печать организации, поскольку это является официальным документом, а не рекламным материалом.

Оно должно быть размещено как официальный документ в месте, доступном для посетителей и контролирующих органов, например на доске потребителя, на стойке бара, в зале обслуживания, т.е. как минимум в трех экземплярах. Законодатель требует предоставить возможность ознакомления с ним как в зале, так и вне зала обслуживания.

Цены указываются в рублях, а меню должно быть выполнено на русском и национальном языках компьютерным способом с обложкой из современных материалов — это требование ГОСТ.

Если вносятся изменения в ассортимент, например, для проведения фестиваля, в связи с сезонными предложениями, то достаточно сделать лист-вкладыш в основное меню.

В меню/прейскурантах на алкогольную продукцию должны обязательно указываться: — наименование алкогольной продукции; — объем алкогольной продукции в потребительской таре; — цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре (цена за бутылку); — цена за 0,1 л или 0,05 л; — цена за порцию алкоголя (стопку/ фужер), отпускаемой в ресторане; — для коктейлей указывается их состав (количество в мл, наименование напитков, лед).

Правила продаж:

При продаже алкогольной продукции необходимо соблюдать нормы и правила продажи алкогольной продукции, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г.

№ 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров», включая проверку перед продажей качества алкогольной продукции (по внешним признакам), целостности потребительской тары, наличия на товаре соответствующей марки и информации о товаре и его изготовителе (поставщике).

Кроме того, рабочие места продавцов, барменов и других лиц, которые осуществляют продажу алкоголя в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудованием, мерным инвентарем, посудой. Продавец обязан выдавать покупателю погашенный кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки. Должны иметься в наличии технологические карты на коктейли, в том числе и в баре.

Нельзя выставлять на продажу бутылки с отклеенными марками. Согласно п. 2 ст. 15.12 КоАП РФ за продажу немаркированной продукции на виновных лиц, организацию не только налагается штраф, но при этом продукция по решению суда конфискуется.

Администрация ресторана должна следить за сроками годности для хранения и реализации алкогольной продукции. Это правило понятно и совершенно обоснованно, за его нарушение наступает административная ответственность по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

В зале обслуживания и на доске потребителя должна быть представлена инфомация о запрете реализации алкогольной и табачной продукции лицам, не достигших 18 лет, а также не допускается продажа несовершеннолетним пива и напитков, изготовляемых на его основе.

На доске потребителя должны быть размещены основные законодательные и нормативные акты, регулирующие розничную продажу алкоголя: Федеральный закон № 171 — ФЗ, Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства от 19.01.

1998 № 55, Закон «О защите прав потребителей».

На объектах, реализующих алкогольную продукцию, должна быть установлена охранная сигнализация, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовая техника.

Не допускается продажа напитков в ресторане собственного приготовления типа «Лимончеллы» или «Хреновухи» без оформления соответствующих технологических документов, предусмотренных государственным стандартом.

Либо реализация пива (путем добавления щепотки соли) под названием вашей фирмы без лицензионного соглашения с Правообладателем торговой марки напитка.

Правильное хранение:

К хранению алкогольной и спиртосодержащей продукции также предъявляются особые требования. Согласно утвержденным «Техническим условиям», она должна храниться в стационарных, конструктивно обособленных, помещениях, предназначенных исключительно для осуществления приемки, хранения, отпуска и учета алкогольной продукции.

Они должны быть расположены в безопасных зданиях; изолированы от служебных, подсобных помещений капитальными стенами; оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим способом побуждения; оборудованы приборами для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продукции; пожарной безопасности, оборудованы пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения и др.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.

1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе проводя лабораторные исследования и испытания, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Ответственность:

За нарушение установленных требований по продаже алкоголя предусмотрена как административная, так и, в особых случаях, уголовная ответственность. Например, за оборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям (Ст.

6.14 Кодекса об административных нарушениях Российской федерации (далее КоАП РФ), величина штрафных санкций (с конфискацией) составляет для должностных лиц от 4 000 до 5 000 руб.; для юридических — от 100 000 до 200 000 руб.

Наиболее часто нарушаются требования статьи КоАП РФ 14.16 — «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе»: Пункт 2 ст. 14.

16 Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией продукции; на юридических — от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией продукции.

Пункт 3 ст. 14.16.

Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 4 000 рублей, на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей – с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой. Согласно п.11 Правил оказания услуг общественного питания, если деятельность исполнителя подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ, он обязан предоставить информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Читайте также:  Как вывести квартиру из-под залога в банке?

Аналогичное требование содержит п.10 Правил продажи отдельных видов товаров, п.1 ст.16, абз.24 п.1 ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Отсутствие информации о номере и сроке действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции влечет административную ответственности в соответствии с ч.3 ст.14.16 КоАП РФ. Лицензирующие органы имеют право осуществлять контроль за соблюдением организацией лицензионных требований и условий осуществления розничной торговли алкоголем.

За торговлю алкоголем без лицензии или если срок ее действия истек, или приостановлен по решению суда, т.е. при установлении фактов нарушения законодательства, лицензионный орган может приостановить через суд действие лицензии на срок, необходимый для устранения нарушений.

Может аннулировать лицензию, но только по решению суда на основании заявления лицензирующего органа и в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством.

Примеры из судебной практики:

Как следует из материалов дела, на основании поручения Инспекцией ФНС России в одном из районных центров совместно с сотрудником областного УВД была проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 22.11.95г.

№ 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и Правил продажи отдельных видов товаров в части реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в городской закусочной.

В ходе проведения проверки налоговым органом установлены нарушения требований Федерального закона от 22.11.95г. № 171-ФЗ и Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98г.

№ 55, выразившиеся в отсутствии в доступной и наглядной форме для сведения покупателей в месте реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции упомянутых выше Правил продажи отдельных видов товаров; отсутствии в прейскуранте цен на винно-водочную продукцию цены имевшейся в продаже горькой перцовой настойки, а также выявлено отсутствии сейфа для хранения документов и денег. Районным начальником Инспекции ФНС России вынесено постановление, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 руб.

Уголовная ответственность предусмотрена п.1 ст.171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».

За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, следует штраф в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев.

Нормативные документы:

1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (с изменениями от 23 ноября 2009 г.) 2.. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г.

N171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изменениями от 28 декабря 2010 г.) 3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 28 декабря 2010 г.) 4.

Постановление Правительства РФ от 19.01.98 n 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара» 5.

Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» (с изменениями от 21 мая 2001 г., 10 мая 2007 г.) 6. Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26 октября 2010 г.

N 59н «Об утверждении Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару»

Правила продажи алкогольной и табачной продукции

Основные положения по вопросу продажи алкогольной продукции и пива установлены в Федеральном законе от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Пиво и пивные напитки отнесены к алкогольной продукции.

В отличие от всего остального алкоголя для пива введены некоторые исключения:

  • пиво не подлежит лицензированию;
  • торговать пивом имеют право организации и индивидуальные предприниматели.

Вместе с тем, введены ограничения на торговлю пивом, запреты на его употребление в общественных местах.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции (в т.ч. пива и пивных напитков):

  • в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта на прилегающих к ним территориях;
  • в организациях культуры (за исключением продажи алкоголя в расположенных в них точках общепита);
  • на всех видах общественного транспорта и транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения, на автозаправочных станциях;
  • на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, если там есть предприятия общественного питания, то в них алкоголь можно продавать, но только крепостью до 16,5 процента. Эти же ограничения действуют и на прилегающих к таким местам территориях.
  • на объектах военного назначения;
  • несовершеннолетним;
  • в нестационарных торговых объектах.
  • Не допускается розничная продажа пива и пивных напитков в нестационарных торговых объектах (в киосках и павильонах), за исключением предприятий общественного питания.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, за исключением предприятий общественного питания.
  • Кроме этого, все продавцы алкоголя, в том числе пива и пивных напитков, обязаны ежеквартально представлять декларации об объемах его розничной продажи в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции (Закон Томской области от 05.05.2012 №48-ОЗ):

  • в дни проведения массовых мероприятий — за два часа до начала проведения, во время проведения и в течение одного часа после окончания проведения массовых мероприятий, за исключением предприятий общественного питания;
  • с 22 часов до 10 часов по местному времени во всех торговых объектах, расположенных на территории Томской области, за исключением предприятий общественного питания.

Перечень пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции (Постановление Правительства РФ от 28.06.2012 №656):

  • изделия кондитерские сахаристые, шоколад и шоколадные изделия;
  • изделия кондитерские мучные;
  • напитки брожения и квасы, сидры, медовые вина и напитки с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно;
  • напитки на пряно-ароматическом растительном сырье с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно;
  • продукты кисломолочные;
  • мороженое, десерты взбитые замороженные фруктовые, плодово-ягодные, овощные, шербеты, смеси для их приготовления, сладкий пищевой лед;
  • изделия колбасные сырокопченые.

На рекламу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, распространяются требования статьи 21. «реклама алкогольной продукции» Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Алкогольная лицензия для общепита — требования в 2022 г.: Продажа алкоголя в кафе; учет, реализация и списание в ЕГАИС

Законодательные документы, регулирующие производство, реализацию, транспортировку, другие обстоятельства, касающиеся оборота спиртовой продукции, периодически развиваются. Лицензия на алкоголь для общепита также претерпела обновление, в частности изменились требования к претендентам. Обновление действует с января нового 2020 года.

Новые правила реализации спиртного в общепите

Наиболее недорогой способ совершить переход к категории общественного питания, организовать маленькое кафе с разливом водки – рюмочную. Это потребует торговому предприятию внести некоторые дополнения к существующей лицензии, в т. ч. заплатить госналог в сумме 3,5 тыс. руб.

Изменения также касаются следующих факторов:

  • обязательное использование портала — Единой государственной автоматической информационной системы — ЕГАИС, при реализации алкогольных напитков https://egais.ru/;
  • запрещаются рекламные кампании спиртного через сеть;
  • требует обязательной процедуры регистрации оборудования, используемого для изготовления жидкостей на основе этанола.

Изменились правила транспортировки немаркированной спиртной продукции, осуществляемой физическими лицами.

Налогообложение на продажу алкоголя для общепита

Структуры общепита – рестораны, различные кафе, бары облагаются дополнительными пошлинами.

Последние зависят от следующих обстоятельств:

  • системы налогообложения, которую избрал ее плательщик;
  • организационно-правовой принадлежности торгового предприятия.

Законодательные акты предусматривают для кафе системы – ОСН (общая система налогообложения), налог на вмененный доход, упрощенная и ПСН. Многие индивидуальные предприниматели и компании исходят из специальных налоговых систем, представленные УСН, ЕНВД, часто патентной.

Читайте также:  Положенный отпуск, после отработанных 6 месяцев (при беременности)

Однако популярной формой для собственников кафе является ОСН, которая более выгодна, чем остальные. Предпочитаемые системы для предприятий общественного питания – УСН (упрощенная система налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Это результат того, что они считаются специальными, как для малого бизнеса, так и для среднего. Их могут использовать частные предприниматели и ООО.

Посмотрите видео: «Как получить лицензию на алкоголь.»

Приоритет упоминаемых режимов заключается в упрощенном ведении учета, снижении числа уплачиваемых пошлин.

При внедрении спецрежима, уплате не подлежит:

  • взнос на прибыль — для ООО;
  • НДС;
  • сбор на доход физлица, частного предпринимателя;
  • платеж на имущество учреждений либо физических лиц, которое используется в их коммерческой деятельности.

Последнее правило относится к тем, чьё имущество не присутствует в перечне, по которому пошлина насчитывается после государственной кадастровой оценки.

При определенных режимах, владельцы кафе перечисляют обязательные бюджетные отчисления, даже если организация общепита не получает прибыль, либо убыточна.

Снижение числа обязательных сборов не указывает на их полное отсутствие, поэтому учреждения на упрощенном и вмененном налоге, кроме постоянных ставок, уплачивают и следующие:

  • на физлиц за работников;
  • страховые пошлины;
  • обременение транспорта, земли.

Взимается налог на имущество, если на участке расположения кафе действует акт об использовании кадастровой стоимости, как налоговой базы.

Требования по продаже алкоголя

Лицензия для розничной продажи спиртных напитков в сети общепита предоставляет последнему некоторые права.

Таковыми являются:

  • осуществлять закупки продукции, применительно к соглашению поставки;
  • хранить алкоголь во вскрытых ящиках;
  • использовать спиртное для приготовления кулинарных либо иных блюд;
  • отпускать продукцию в открытом виде либо на разлив.

Допускается розница в сфере общественного питания только на объектах подобной формации, где имеется зал обслуживания клиентов, железнодорожных ресторанах, воздушном и водном транспорте. Причем бутылки с алкоголем обязаны вскрывать только продавцы спиртных напитков.

Организации должны иметь в личной собственности либо аренде фиксированные помещения, которые определены договором не менее чем на один год.

Запрещена розничная продажа алкогольных жидкостей с 22:00 часов до 10 утра исходя из местного времени. Пивные напитки, яблочное и грушевое вино, медовуха реализуемые ИП, отпускаются при наличии в зале не меньше 4 столиков и 16 мест за ними для потребителей. Распитие хмельных напитков разрешается только на вышеуказанных объектах.

Для улучшения учета потребленного спиртного, организации обязаны иметь контрольно-кассовые аппараты. Реализация алкоголя в общепите будет производиться после подключения к программе ЕГАИС.

Торговля алкоголем в кафе ночью

Реализация алкогольной продукции запрещается после 11 часов вечера и до 8 по местному времени, кроме некоторых исключений.

Однако федеральные акты об ограничении продажи хмельных напитков говорят, что на предприятиях общепита и магазинах торговля спиртными жидкостями после 23:00 разнится по трактовке.

Первый случай характерен тем, что водку, вино либо пиво можно купить и выпить, второй запрещается даже сбыт.

Учет алкоголя в общепите с 1 января 2020 года

Каждая проданная бутылка алкоголя принадлежит к определенной категории и отмечается в сервисе ЕГАИС. Такое положение введено с первого января нынешнего года. С указанной даты также производится фиксирование списания данных продуктов государственной информационной системой.

Для этого объектам продажи следует иметь сканеры, считывающие двухмерные штриховые коды. С 2020 года все структуры общепита должны использовать акцизные бандероли на каждой продаваемой бутылки с алкоголем.

Особенности и сдача декларации

Согласно пунктам федеральных актов, алкогольная декларация подается при изготовлении крепких напитков. В случае нахождения на торговом прилавке магазина водки и пива, направляется отчет по 12-й форме.

Предприниматели и ООО отчитываются в последнем случае по форме №12. Изготовители алкоголя и напитка из хмеля, оптовые закупочные фирмы заполняют декларации с 1 по 10 форму.

Документы представляются фискальным органам каждый квартал, согласно установленным срокам. Подача в 2020 произойдет с первого по двадцатое апреля.

Общепитовские объекты выписывают документы по крепкому и слабому алкоголю в форме 11 и 12. Если кафе не прошло лицензирование, разрешается реализовывать солодовые напитки, другие жидкости низкого содержания спирта, а формуляр сдается только пивной. Магазины представляют оба вида документов, но если разрешение отсутствует — предоставляется сертификат.

Алкогольная лицензия

Алкоголь, с уровнем содержания этанола более 15%, потребует лицензирования всех ступеней, начиная от производства и оканчивая реализацией. Подобный бизнес разрешен только юридическим формам, но не ЧП. ИП вправе получить сертификат на продажу пивных и подобных им составов.

Фермерским хозяйствам можно изготавливать винную продукцию без регистрации юридического лица и получения необходимого документа. Продажа алкогольных продуктов в общепитовских точках потребует приобретение лицензии, независимо от формы их владения.

Розничные объекты по продаже алкоголя имеют два вида таких формуляров:

  • для реализации в запечатанных емкостях;
  • в открытых бутылках.

К последним относятся рестораны, бары и кафе.

Чтобы получить лицензию на алкоголь для общепита, объекты обязаны соответствовать специальным условиям.

Обусловливающие это факторы таковы:

  1. Общая площадь в городской местности должна быть не менее 50 м2, сельской – 25.
  2. Соглашение аренды подписано не меньше, чем на один календарный год.
  3. Объект должен иметь склад.
  4. Зал оборудован туалетной комнатой.
  5. Последняя оснащается подачей горячей – холодной воды, канализацией.
  6. Лечебные, спортивные, учебные учреждения обязаны находиться не менее чем за 100 метров от питейного заведения.

Посмотрите видео: «Лицензия на розничную торговлю алкоголем.»

Границы устанавливает соответствующий орган самоуправления. При нарушении перечисленных правил, выездная проверка может отказать в выдаче лицензии на спиртное.

Для получения формуляра на продажу алкоголя, предприятие должно подать необходимые документы.

Пакет состоит из следующих бумаг:

  1. Заявление, где указаны реквизиты организации. При осуществлении торговли в нескольких местах, нужно внести сведения о каждом из них. Разрешение содержится в одном экземпляре, но будут присутствовать дополнения на обособленную точку.
  2. Подтвержденные нотариусом копии учредительных формуляров.
  3. Подборка из реестра юридических лиц, регистрационных идентификаторов, копия номера плательщика.
  4. Реквизиты банковского учреждения.
  5. Справка из фискального органа об отсутствии долгов.
  6. Письменное подтверждение по уплате государственной пошлины.
  7. Чек о внесении суммы в уставной капитал.
  8. Копии формуляров на соответствие имеющегося специального оборудования.
  9. Соглашение об аренде либо подтверждающие документы о собственном недвижимом имуществе.
  10. Схема обособленного помещения.
  11. Акт проверки объекта пожарной службой.
  12. Бумаги о приемки санитарным учреждением.

Ходатайство содержит указание срока, на который требуется получить разрешение на продажу алкоголя. Наибольший период выдачи последнего обусловливается пятью годами. Необходимо учесть, что это процедура не одноразовая. При решении продлить бизнес, потребуется ежегодная подача документов либо приобрести лицензию на 5 лет.

Продажа алкоголя в общепите через ЕГАИС

Правительство страны изучает законопроект, позволяющий снять введенный 10-летний запрет по реализации пьянящей продукции в интернете. Предлагается поэтапно реформировать виртуальный сбыт спиртных напитков.

Как работает ЕГАИС (схема) Для этого вводятся следующие условия:

  • предписать ЕГАИС на продажу алкоголя, начиная с начала 2020, на винные, пивные и подобные им продукты, на которых будет указано место их производства;
  • в следующем году обязать к получению разрешительных документов лиц, которые осуществляют реализацию алкогольных жидкостей в интернете.

Последним пунктом является перевод всей торговли спиртным через портал информационной системы.

Что такое ЕГАИС

Система ЕГАИС в общепите осуществляет государственный контроль над отечественным рынком алкогольных продуктов.

Сервис выполняет следующие функции:

  • ведет полный достоверный учет изготовления, реализации продукции, содержащей этанол;
  • детализирует каждого субъекта страны, производителя, вид, название алкогольной матрицы, ее крепость, объем, условия начисления сбора;
  • учитывает специальные федеральные и акцизные бандероли;
  • анализирует состояние и тенденции выпуска и оборота спирта, его продукции на территории государства;
  • затрудняет продажу подделок алкоголя за счет контроля документов сопровождения, подтверждающих изготовителя и его законность.

Покупателю будет выдаваться специальный чек с QR кодом, который можно проверить через сервис. В нем будут содержаться сведения о реализаторе продукта, производителе, акцизных бандеролях, названии алкоголя, его характеристики.

Правила продажи алкоголя без ЕГАИС

Включение последней версии программы разделено на несколько этапов. Полный переход завершится к третьему кварталу 2020 года.

Продажа алкоголя без ЕГАИС нового образца запланирована только до июля. В этом случае задействовано два основных регистра. Первый контролирует остатки спиртного на складе, второй – торговом помещении. Сверка должна установить баланс обоих регистров в старом сервисе системы.

Посмотрите видео: «Рейд полиции и составление акта за торговлю спиртным без лицензии.»

Списание алкоголя в ЕГАИС

До начала текущего года все емкости со спиртным вскрывались, и списание происходило ручным способом по учетной программе. С января, бутылки, снабженные акцизными бандеролями, будут списываться с помощью сканера всеми торговыми объектами, что не допустит отчисления сверхлимитного объема.

Исходя из этого, программа ЕГАИС будет вести учет списания алкоголя в общепите с помощью специального сканера. Пивные и другие слабые спиртные жидкости будут списываться по старой схеме.

Ограничение на продажу

Федеральный акт о внесении дополнений в закон, обусловливающий регуляцию торговли спиртными жидкостями, говорит, что учреждения общественного питания предназначены для изготовления и продажи свойственным им продуктам.

Читайте также:  Куда пожаловаться на поликлинику: правила составления и подачи жалобы

Согласно проекту, алкогольные жидкости нельзя будет реализовывать в том же помещении, куда посетители ходят обедать или просто посидеть за чашкой кофе. Это возможно не будет касаться выездного обслуживания, куда входят вагонные рестораны, иные передвижные объекты общественного питания.

К правилам будет относиться и обязательное откупоривание бутилированной емкости в ресторанах и кафетериях.

Барам и закусочным не нужно будет получать алкогольную лицензию для общепита, и требование соблюдения обязательной площади. Последнее их не касаться, если там продается спиртное до 16,5% с содержанием этанола. Заведениям также необязательно иметь складские помещения.

Продажа алкоголя на вынос

Законодательный акт указывает на однозначное открытие продавцом бутилированной емкости перед ее выдачей покупателю в структурах общественного питания. Это действие предотвращает вынос алкоголя за пределы помещения после 23 часов ночи. Правило актуально в отношении не только крепленых, но и напитков средней и низкой крепости.

Схема реализации алкоголя через ЕГАИС с POS-системой

Однако работающие, после указанного времени, увеселительные заведения часто продают алкоголь в запечатанном виде, что является нарушением. Судебные инстанции не один раз возбуждали по этому поводу дела, но игнорирование закона продолжается. Подобное ведет к наложению штрафных в большей степени на руководство дискотеки или бара.

Требования к розничной продаже

К наиболее важным требованиям по продаже алкоголя в кафе, является наличие документов сопровождения продукции:

  • накладная товарно-материальных ценностей;
  • справка, находящаяся с грузовым таможенным формуляром для импортной спиртовой жидкости;
  • акт, с накладной товарно-материальных отечественных ценностей;
  • уведомление для этанола, денатурата, нефасованного товара с содержанием спирта больше чем 60%.

Реализация алкоголя в общепите должна производиться после того, как продавец выдаст покупателю обязательную информацию о товаре, его изготовителе. Действие должно помочь посетителю сделать правильный выбор спиртного напитка.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

С января нынешнего года, структуры, осуществляющие производство или оптовые закупки и продажи алкоголя и продукции из этилового спирта, обязаны декларировать общий объем:

  • мелко порционной торговле пивных напитков, слабого яблочного и грушевого вина, медовухи, спиртовых непищевых жидкостей;
  • ритейл товаров в структурах общественного питания.

Сюда включена и продажа алкогольных продуктов, реализуемых в населенных пунктах без доступа к сети.

Штрафы

С начала нынешнего года, независимо от того, где и когда был изготовлен алкогольный товар, его транспортировка физлицами ограничивается 10 дм3 на одного гражданина.

Нарушителям грозят такие штрафы:

  1. От 3 до 5 тыс. руб. – физлицам.
  2. 25-40 тыс. – должностным лицам.
  3. От 100 до 300 тыс. — юридическим образованиям.

На все объекты, которые не привели остатки спиртового товара через ЕГАИС по соответствию с действительным положением, подвергнутся штрафу на сумму 200 000 рублей.

Посмотрите видео: «Как открыть магазин разливного пива.»

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания | Департамент лицензирования и регионального государственного контроля Томской области

  • О ПРОВЕДЕНИИ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК В 2020 ГОДУ
  • 3 апреля 2020 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году».
  • Согласно пункту 4 данного Постановления выездные внеплановые проверки соискателей лицензии, лицензиатов, представивших заявления о предоставлении (переоформлении) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания  проводятся посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видеоконференцсвязи.
  • Основная цель – минимизация числа личных контактов государственных служащих и бизнеса в условиях борьбы с коронавирусом, сокращение издержек бизнеса на прохождение процедуры получения лицензий.
  • В целях принятия объективного решения Комитетом по лицензированию Томской области о предоставлении, переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания Комитет по лицензированию  обращает внимание соискателей лицензий и лицензиатов о необходимости подготовки фото-, аудио- и видеоматериалов, подтверждающих соблюдение лицензионных требований.

В помощь подготовки фото, аудио, видео материалов приобщаем акт обследования предприятия общепита. Данные акты заполняются сотрудниками Комитета по лицензированию при проведении дистанционной выездной проверки.

Вниманию участников рынка розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания! Комитет по лицензированию Томской области информирует о необходимости соблюдения особых требований к продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также ее потреблению установлены статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 и заключаются в следующем:     розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей;     организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты;      розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки);     в объектах общественного питания не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением продажи, связанной с оказанием услуг общественного питания;

    потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.

Таким образом, в объектах общественного питания запрещена торговля алкогольной продукцией, если продажа не связана с оказанием услуг общественного питания. Данный запрет действует ежедневно, в том числе в ночное время.

  Вскрываться должна вся потребительная тара с алкоголем ( в том числе и пиво, и шампанское).

Если продавцом формально вскрывается тара, при этом покупателю услуга общественного питания не оказывается, и он покидает объект общественного питания с купленным алкоголем без потребления на месте покупки, то требования вышеуказанного федерального закона нарушаются.

Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 утверждены Правила оказания услуг общественного питания.

Согласно данным Правилам организация общепита вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (например, ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие; пункт 5 Правил). Условие покупки алкоголя с обязательством потребления его на месте покупки и запрета выноса за пределы общепита можно отнести к числу таких правил. Продавец вправе требовать от посетителя соблюдения правил, которые действуют в его пункте общественного питания. Соответственно, потребитель, который воспользовался услугой Исполнителя (т.е. оформил и оплатил заказ), одновременно считается согласным на соблюдение правил, действующих в заведении.

Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (пункт 12 Правил). Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания (п.14 Правил). Установленная обязанность организации и предпринимателя при оказании услуг общественного питания обеспечить продажу алкоголя только при условии оказания услуги общественного питания (то есть потребления купленного алкоголя в заведении) подразумевает возможность ее исполнения любыми не запрещенными законом мерами. Такими мерами, например, могут быть: продажа алкоголя порционно в розлив в посуду заведения; устные и письменные (посредством меню, прейскурантов или иными способами) предупреждения покупателя, что распитие должно осуществляться внутри заведения, и вынос алкоголя за пределы помещения запрещен.

Исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами.

Если потребитель не согласен с условиями договора оказания услуги, связанными с реализацией и потреблением алкоголя, Продавец вправе отказать в предоставлении услуги.

В случае, когда посетитель самовольно вынес из пункта общепита алкогольную продукции, что повлекло за собой применение административного наказания к Продавцу, последний вправе обратиться с исковым заявлением о взыскании убытков с Покупателя. Это объясняется тем, что именно виновные действия Покупателя повлекли за собой привлечение к административной ответственности Продавца. Но при этом посетитель должен быть ознакомлен с условиями договора оказания услуги.

Обращаем внимание, что за нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ: и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Отягчающими административную ответственность обстоятельствами при рассмотрении дела об административном правонарушении будет являться: отсутствие предупреждения со стороны персонала (бармена, официанта, буфетчика) о правилах поведения в заведении и условиях договора оказания услуги (продажа осуществляется только при условия вскрытия потребительской и потребления алкоголя в заведении, о запрете выноса за пределы помещения общественного питания и т.п.).