Заявление

Пытаться ли мирно решить вопрос с виновником дтп

Пытаться ли мирно решить вопрос с виновником ДТП

  • 15 Ноября, 2018
  • Автомобильное право
  • Светлана Каретникова

Скрыться с места ДТП – уехать с аварии до приезда сотрудников ГИБДД. В результате происшествия могут пострадать имущество и люди. Если виновник аварии скрылся с места ДТП – статья КОАП не минуема. Но существуют исключения, которые нужно знать каждому водителю.

На основании чего выносится постановление о покидании места ДТП?

Если водитель скрылся с места происшествия, то его привлекают к административной или уголовной ответственности через суд. Для этого сотрудники ГИБДД подготавливают все необходимые документы, относящееся к факту свершения ДТП с установлением личности его участников и их автомобилей.

Пытаться ли мирно решить вопрос с виновником ДТП

Для подтверждения правонарушения проводится процедура осмотра автомобиля. Ее может провести сотрудник страховой компании одной из сторон. А также, во избежание предвзятости процедуры осмотра, прибегают к услугам независимой экспертизы. По итогу участники аварии заполняют бланки, в которых указывают госномера, технические характеристики своих транспортных средств и наличие полиса страховки.

Виновник, скрывшийся с места ДТП, получает повестку в суд с указанием даты и причины заседания. Обвиняемый имеет право получить защиту и предоставлять доказательства своей невиновности. Он может указывать на обстоятельства, оправдывающие его, и обжаловать решение суда.

Наказание за оставление места аварии

Важно знать, что грозит водителю, скрывшемуся с места ДТП. В этом случае нарушитель может быть лишен прав сроком на 12-18 месяцев или заплатить штраф 1000 рублей.

Наказание применяется, если причина аварии не относится к исключениям в УК РФ.

Это распространяется и на те случаи, когда участники происшествия не смогли самостоятельно договориться, и один из них оставил место аварии до приезда сотрудников ГИБДД.

Пытаться ли мирно решить вопрос с виновником ДТП

Наказание грозит каждому участнику аварии. Данная мера применяется за оставление места ДТП без пострадавших. Если таковые имеются, то вступает в силу ст. 125 УК РФ – «Оставление в опасности». Наказание в этом случае:

  • Штраф от 80 000 до общей суммы всех доходов за полгода.
  • Работы принудительного (год) или общественного типа (360 часов).
  • Лишение свободы от 3 до 12 месяцев.

Если в результате аварии погибли люди, то водитель, покинувший ее, привлекается к уголовной ответственности.

В каких случаях можно оставить место дтп?

До 2003 года водитель нес уголовную ответственность по ст. 265 КОАП РФ — скрылся с места ДТП. Исключением являлись 2 случая:

  • Водитель покинул место аварии, чтобы отвезти пострадавшего в больницу. Но в этом случае он обязан предварительно оставить свои личные данные сотрудникам ГИБДД.
  • Водитель оформил европротокол по месту аварии.

С 1 июля 2005 года появились небольшие изменения в правилах:

  • Водитель совершил ДТП и скрылся с места аварии для доставки пострадавшего в больницу. Это относится к тем случаям, если пострадавшему требуется срочная медицинская помощь. Но водитель обязан вернуться обратно после того, как доставит раненого в медицинское учреждение.
  • Если расположение транспортных средств затрудняет движение другим участникам дорожного движения.
  • Если водители смогли урегулировать спор, оформив европротокол. Это возможно сделать только при отсутствии пострадавших.

Неизменным осталось обязательство водителей зафиксировать всю информацию о ДТП до момента ее покидания. Это относятся и к исключениям. В противном случае водитель может понести административную ответственность.

Как избежать наказания за оставления места ДТП?

Если водитель не заметил по каким-либо причинам аварии, то его действия могут считается неумышленными. К ним относятся:

  • плохая видимость, вызванная природными явлениями;
  • шум в салоне;
  • небольшие повреждения, которые можно не заметить.

Пытаться ли мирно решить вопрос с виновником ДТП

В суде водитель должен доказывать неумышленность аварии. Он может это сделать с помощью адвоката, который подскажет, что делать, если скрылся с места ДТП, как избежать наказания. А также может самостоятельно доказывать свою невиновность. Если водителю удалось доказать ненамеренность аварии, то он может получить штраф до 1000 рублей либо устное предупреждение.

Срок давности

Иногда виновник аварии использует простой способ, как избежать наказания за оставление места ДТП. Он старается всячески задержать решение суда. Для этих целей может утверждать, что не находились за рулем своего автомобиля в это время. Есть второй вариант, при котором виновник аварии может стараться не попадаться на глаза сотрудникам ГИБДД и полиции.

Судебное дело не может быть рассмотрено без явки обвиняемого. По истечении 3 месяцев оно автоматически закрывается по причине срока давности. Данный способ поможет водителю, если он скрылся с места ДТП. Как избежать наказания при отсутствии пострадавших. В этом случае поможет только опытный адвокат и оправдывающие обстоятельства.

Смягчение наказания

Если у суда имеются неоспоримые доказательства вины, то нарушителю грозит штраф или лишение прав на 12-18 месяцев. Отменить наказание не получится, но можно его сократить.

Способы смягчения судебного решения:

  • Чистосердечное признание в нарушении ПДД. При использовании данного способа смягчения наказания следует учитывать, что в дальнейшем оспаривать свою непричастность к аварии будет уже невозможно.
  • Компенсация материального ущерба. При этом необходимо собрать все документы, подтверждающие компенсацию убытков и предъявить их в суде.

Пытаться ли мирно решить вопрос с виновником ДТП

  • Самостоятельное урегулирование конфликта. Если возмещение материального ущерба произошло до судебного заседания, то можно заручится поддержкой у пострадавшей стороны. Для этого потерпевший должен подать прошение о снятии обвинения, мотивируя это примирением сторон.

Советы юристов

Если у обвиняемого нет возможности нанять адвоката, то можно воспользоваться следующими рекомендациями. Если водитель скрылся с места ДТП, как избежать наказания:

  • Недоказанность вины. Нельзя привлечь человека к административной или уголовной ответственности пока суду не предъявят неоспоримые доказательства, указывающие на совершение правонарушения.
  • Процессуальные нарушения. При наличии всевозможных ошибок и несоответствий в протоколах, документах или актах можно сыграть на доказательной базе. Например, расхождения в описании повреждений, нанесенных машине. Наличие несоответствий в этом случае может указывать, что урон причинен другим транспортным средством.

Пытаться ли мирно решить вопрос с виновником ДТП

  • Малозначительность аварии. Само по себе может послужить как основание к освобождению от наказания.
  • Неумышленность скрытия с места аварии. Если у обвиняемого не было серьезных оснований уклоняться от ответственности, то можно избежать наказания.
  • Сбор доказательной базы. Следует удостовериться, что ущерб был нанесен в результате данного происшествия, а не по другой причине. Специалист проведет экспертизу, в которой сверит повреждения.

Машина скрылась с места ДТП, что делать?

Данная ситуация считается распространенной. В каждой десятой аварии виновный водитель скрывается с места аварии. Поэтому каждому водителю нужно знать порядок действий в этой ситуации:

  1. Выполнение требований ПДД. В первую очередь нужно включить аварийные огни, затем выставить знак аварийной остановки, вызвать сотрудников ГИБДД и, при необходимости, скорую помощь. Если пострадавший автомобиль перекрыл движение транспорта, то нужно передвинуть его предварительно, зарисовав на бумаге, сделав фото или видеосхему ДТП.
  2. Поиски свидетелей. Необходимо, чтобы они дали свои контактные данные или остались до приезда сотрудников ГАИ. Следует выяснить наличие у свидетелей видеорегистратора либо уличных камер видеонаблюдения поблизости аварии.
  3. Оформление происшествия. Сотрудники автоинспекции обязывают заполнить ряд необходимых бумаг. При этом важно указать, факт покидания места происшествия одним из водителей. Затем следует подать заявление на розыск водителя в отделении полиции. Если он вернулся до приезда сотрудников ГАИ, то он не может считаться скрывшимся.
  4. Уведомление страховой компании о факте ДТП. Документы, оформленные сотрудниками автоинспекции нужно передать в страховую службу и написать соответствующее заявление. Но в этом случае возможности получить страховое возмещение до поимки виновного не будет.
  5. Фиксация следов ущерба. Пострадавшему водителю не желательно ремонтировать свое авто до задержания виновного. Можно восстановить транспорт, но при этом зафиксировать причиненный ущерб. Это могут быть фото, автотехническая экспертиза, сохраненные чеки и другие доказательства затрат на восстановление машины.

Пытаться ли мирно решить вопрос с виновником ДТП

Никогда не стоит гнаться за водителем, если уехал с места аварии. Такие гонки могут обернуться новой аварией. Нужно записать номер машины нарушителя. А также нельзя оставлять место происшествия, поскольку виновник может вернуться раньше и обернуть ситуацию в свою пользу. При этом доказать свою правоту будет практически невозможно.

Поиски виновника

Потерпевшему следует проявлять активный интерес к ходу расследования. При явном бездействии сотрудников полиции пострадавшему следует написать жалобу в адрес руководителя подразделения. Если это не помогло, то в прокуратуру.

Можно самостоятельно заняться поиском виновного. Для этого можно разместить объявление в поиске свидетелей ДТП в социальных сетях, форумах, в газете, афишах. Не стоит медлить, поскольку наибольшие шансы найти виновного в первые 3 месяца.

Насколько быстро находят сбежавших нарушителей?

Если скрылся с места аварии виновник, то ГАИ оперативно берется за расследование. Сначала опрашивают других участников аварии, затем случайных свидетелей. Исходя из показаний формируют детали, по которым, вычисляется сбежавший. Сроки поиска беглеца зависят от следующих факторов:

  1. Наличие у пострадавшего видеорегистратора.
  2. Свидетели запомнили либо сфотографировали государственный номер нарушителя.

Пытаться ли мирно решить вопрос с виновником ДТП

Наличие данных факторов поможет быстро найти владельца авто. Если свидетели смогли запомнить только часть номера либо только такие детали, как цвет машины, марку, царапины, повреждения, то понадобиться гораздо больше времени. Спутанные, неуверенные показания также могут замедлить процесс поиска виновного.

Итак: водитель может воспользоваться перечисленными выше способами, позволяющими понять, как избежать наказания. Скрылся с места ДТП — значит водитель подверг опасности других участников аварии. Поэтому важно помнить о правилах ПДД и не нарушать их.

Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП

Верховный суд разъяснил, когда водитель может не сообщать никому об аварии, уехать с места происшествия и его при этом не привлекут к ответственности за оставление места ДТП.

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал.

Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.

5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Пытаться ли мирно решить вопрос с виновником ДТП

Будут ли штрафовать водителей за установку дополнительных динамиков

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Читайте также:  Как выписать недееспособного гражданина из квартиры

Правовые аспекты управления авто эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Пытаться ли мирно решить вопрос с виновником ДТП

Разработаны новые программы подготовки водителей

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

  • Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
  • Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу
  • На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Пытаться ли мирно решить вопрос с виновником ДТП

Страховщики составили новый рейтинг самых угоняемых машин

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было.

Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет.

Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы.

И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал.

К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав.

Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть.

Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин.

Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб.

Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет.

Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

  1. Между тем
  2. Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
  3. Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми — с 21 до 38.

Пытаться ли мирно решить вопрос с виновником ДТП

«Людей жалко»: Мантуров оценил возможность появления электросамоката Aurus

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности — СИМ — и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Пытаться ли мирно решить вопрос с виновником ДТП

На жителя Ростова завели дело за пьяное вождение электросамоката

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов.

Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко.

Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Смотрите, какая тема — Оставление места ДТП: что грозит, как избежать наказания, будет ли регресс?

  1. Оставление места ДТП ставит уехавшего водителя в невыгодное положение – в 2022 году ему грозит лишение прав или административный арест по части 2 ст. 12.27 КоАП РФ, а в случае тяжкого вреда здоровью или смерти людей – вплоть до 15 лет лишения свободы.
  2. Но не в каждой ситуации лишают прав. Есть случаи, когда суровой санкции можно избежать.

  3. Если вы не заметили ДТП и уехали – у вас отсутствовал умысел скрываться с места происшествия. Обычно в таких случаях суды переквалифицируют дело на часть 1 ст. 12.27 КоАП, где предусмотрен штраф в 1 000 рублей.
  4. А вот с бесконтактным ДТП всё гораздо сложнее.

    Если водитель заметил, что спровоцировал аварию, но уехал – его могут привлечь как за оставление места ДТП (на это указал Верховный Суд).

  5. Когда вы уехали, но успели вернуться на место инцидента до приезда ДПС – лишение прав вам также не грозит. Ведь у вас отсутствовал умысел скрываться, и вы приехали.

  6. Если был оформлен европротокол или соблюдались условия для его оформления, то оба участника ДТП могут разъехаться без последствий. Данная ситуация не считается покиданием места происшествия. Но нужно позаботиться об оформлении расписки (если виновник возмещает ущерб потерпевшей стороне).
  7. Крайняя необходимость также играет в пользу уехавшего водителя.

    Но на практике суд может не поверить и привлечь по части 2 ст. 12.27 КоАП, так что нужны доказательства экстренного отъезда.

  8. Сотрудники ГИБДД неохотно ищут скрывшихся водителей. Поэтому в ваших интересах организовать поиски самостоятельно.
  9. Страховые возмещают ущерб по ОСАГО только при идентификации автомобиля уехавшего водителя или его самого.

    Пострадавшие в аварии могут обратиться за выплатами в РСА.

  10. На практике 2022 года есть два рабочих способа избежать лишения прав за оставление места ДТП – либо выждать 3-месячный срок привлечения к ответственности по суду, либо воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и не свидетельствовать против себя и своих родных.

  11. Пешеходов, велосипедистов и самокатчиков также наказывают – но не за оставление места ДТП, а за несоблюдение ПДД. Но, в отличие от водителей, пешеходов могут лишь оштрафовать на сумму от 500 до 1 500 рублей. Если установить причинение ущерба машине от действий пеших участников ДТП, с них можно взыскать компенсацию за ремонт – в рамках гражданского производства.

Оставление места ДТП, как и езда в пьяном виде – считается грубым правонарушением. Скрывшиеся водители рискуют остаться без прав на 1,5 года, а в ряде случаев сесть в тюрьму на срок до 15 лет. Однако вопрос покидания места аварии не так прост, как кажется.

Бывают случаи, когда водитель не замечает контакта с другой машиной, успевает вернуться до приезда сотрудников ГИБДД или действует в состоянии крайней необходимости. Поэтому за оставление ДТП далеко не всем грозят лишение прав и другие санкции. Давайте разберёмся, что считается покиданием места происшествия, что за это грозит, как избежать наказания, получить выплаты по ОСАГО и как действовать, если вы виновник или потерпевший.

Что считается оставлением места ДТП?

Далеко не каждую ситуацию можно трактовать как оставление места ДТП. В первую очередь это связано с условиями наступления дорожно-транспортного происшествия.

ДТП – это событие, возникшее в процессе движения транспортного средства или с его участием, в ходе которого пострадали люди или был нанесён ущерб имуществу. Например, если сосед открыл дверь своей машины и поцарапал ваш стоящий во дворе автомобиль – это не считается ДТП. Следовательно, ушедшего домой соседа нельзя будет привлечь по части 2 ст. 12.27 КоАП за оставление места аварии.

В свою очередь, оставление места ДТП – это покидание места дорожно-транспортного происшествия одним или несколькими его участниками в нарушение пункта 2.5 ПДД, если отъезд произошёл:

При этом не столь важно, где произошёл контакт автомобилей – в городе, на трассе, на парковке, возле заправки или во дворе. Также не имеет значения, как именно скрылся виновник ДТП – уехал на машине или просто сбежал. Факт в том, что действия такого водителя образуют состав правонарушения по части 2 ст. 12.27 КоАП и являются основанием для привлечения к ответственности за уезд с места ДТП.

Пытаться ли мирно решить вопрос с виновником ДТП

Что грозит за сокрытие с места ДТП в 2022 году?

Водителю, который покинул аварию, не удастся отделаться штрафом. Дело в том, что такая мера ответственности как штраф за отъезд с места ДТП законом не предусмотрена. Зато действуют другие, более суровые наказания – от лишения водительских прав до лишения свободы.

И ниже в таблице мы приведём все наказания за оставление места ДТП в 2022 году:

Таблица ответственности за оставление места ДТП

Нарушение Статья Наказание
Уехал с места аварии часть 2 ст. 12.27 КоАП Одно из наказаний по выбору судьи:

  • лишение водительских прав на срок от 1 до 1,5 лет;
  • административный арест на срок до 15 суток.
Скрылся, но затем вернулся до приезда ГИБДД переквалификация наказания на ч. 1 ст. 12.27 КоАП если не было умысла, то судья может назначить штраф в 1 000 рублей
Не заметил ДТП и уехал на практике чаще применяется ч. 1 ст. 12.27 КоАП тот же штраф в размере 1 000 рублей
Не получал права и удрал с места аварии часть 2 ст. 12.27 КоАП вместо лишения водительских прав (которых у виновника нет) суд назначит арест
Скрылся, будучи лишенным права управлять транспортными средствами та же часть административный арест на несколько суток
Уехал, будучи пьяным часть 2 ст. 12.27 Кодекса лишение до 1,5 лет или арест до 15 суток
Скрылся с ДТП, и нанесён тяжкий ущерб здоровью часть 2 ст. 264 УК РФ Суд выносит одно из наказаний:

  • принудительные работы сроком до 5 лет,
  • тюремное заключение от 3 до 7 лет.

Одновременно с этим водителя лишают прав на срок до 3 лет.

ДТП с летальным исходом часть 4 и часть 6 ст. 264 УК РФ Меры ответственности зависят от количества погибших:

  • за смерть одного человека в ДТП – от 5 до 12 лет лишения свободы,
  • за смерть двоих и более людей – тюрьма от 8 до 15 лет.

Плюсом к наказанию является лишение водительских прав до 3 лет.

Отметим, что инспекторы ДПС не могут лишать прав за покидание места аварии. Наказание выносит исключительно судья – мирового или районного суда. Сотрудники ГИБДД лишь собирают материалы дела и передают их в судебную инстанцию на рассмотрение.

Лишат ли прав за отъезд с места ДТП?

Да, но не во всех случаях.

Любое административное наказание назначается только за виновное деяние – на это указывает часть 1 ст. 2.1 КоАП. При этом нужно определить не просто вину, а умысел в совершении противоправного деяния (ст. 2.2 КоАП РФ). В нашем случае водитель должен осознать, что произошло ДТП, но при этом, ничуть не сомневаясь, уехать или убежать с места происшествия.

Однако умысел присутствует не всегда. И ниже мы разберём разные ситуации.

Если я не заметил ДТП и уехал?

Однозначно сказать, какое наказание вас ожидает – сложно. На практике в 2022 году вас могут как лишить прав, так и оштрафовать. Но часто в таких случаях суды идут навстречу водителям и переквалифицируют дело с части 2 на часть 1 ст. 12.27 КоАП РФ.

Водителю не грозит лишение прав, если:

  • контакт автомобилей был незначительным – то есть таким, что вы его даже не почувствовали, и потому уехали,
  • в результате касания ни одно транспортное средство не получило повреждений (например, притёрлись зеркалами, но на них нет ни сколов, ни трещин, ни облезшей плёнки).

Это объясняется тем, что водитель подвергается административной ответственности только за те нарушения, в отношении которых установлена вина этого самого водителя (ч. 1 ст. 1.5 Кодекса).

При этом неотъемлемым атрибутом формы вины является умысел.

И если водитель не заметил ДТП и уехал с места происшествия – он сделал это неумышленно, а значит не может быть подвергнут наказанию в виде лишения прав.

Как установить виновность в ДТП

Под ДТП (дорожно-транспортным происшествием) понимается авария на дороге, в результате которого причинён материальный ущерб, вред здоровью или смерть людей. В каждом случае дорожного происшествия важно правильно определить виновника ДТП, так как от этого во многом зависит порядок возмещения компенсации причинённого материального и морального ущерба.

Пытаться ли мирно решить вопрос с виновником ДТП

Так как в большинстве случаев причиной аварии является совпадение многих факторов, то на практике не всегда удаётся сразу правильно определить истинного виновника.

Бывают случаи, когда виновников аварии нет или, наоборот,их несколько.

В основном виновником признаётся то лицо, которое совершило нарушение Правил, и в отношении него оформляется протокол об административном правонарушении ГИБДД.

Следует помнить, что установить виновностьи вынести приговор в отношении виновника имеет право только суд. Протокол ДТП не устанавливает виновность, а только фиксирует и описывает его схему, причины, условия и последствия с точки зрения сотрудника ГИБДД.

На основе этого документа с учётом показаний свидетелей и объективных материалов суд выносит своё решение и устанавливает истинного виновника.

Протокол о правонарушении, составленный инспектором ГИБДД можно обжаловать установленным порядком, если водитель не согласен с его выводами.

Порядок установления виновника ДТП

Обычная схема действий правоохранительных органов, направленная на то чтобы расследовать ДТП, представляет собой следующую последовательность:

  1. При поступлении материалов в отделение ГИБДД специальная группа разбора проводит следственные действия и определяет нарушителя. При этом: в отношении нарушителя выносится постановление с наложением штрафа на основании соответствующей статьи КоАП. Если есть погибшие, то дело направляется в суд для привлечения нарушителя к более строгой ответственности. Подробнее об этом читайте здесь;
  2. Если в результате расследования выясняется, что нарушения правил со стороны участников происшествия не было или имеются другие факторы, перечисленные в ст. 24.5 КоАП, то дело прекращается без привлечения лиц к ответственности с выдачей всем участникам справки о том, что в ДТП нет виновников. Всем участникам происшествия выдаются справки о ДТП без определения виновности, в них указывается только нарушитель.
  3. Если участник происшествия не согласен с полученным постановлением, то он вправе обжаловать его в суде для того, чтобы установить виновность в ДТП или выявить виновника. Для этого к исковому заявлению нужно приложить постановление ГИБДД, пакет документов, подтверждающих размер причинённого ущерба и обосновывающих невиновность истца или виновность его оппонента, фотографии и другие материалы объективного свидетельства.
  4. Далее происходит судебное разбирательство по исковому заявлению. При этом суд затребует дело о ДТП из ГИБДД. При необходимости в интересах дела суд назначает трасологическую или судмедэкспертизу, производит допрос очевидцев происшествия, исследует представленные фото и видеоматериалы. На основании результатов проведённого разбирательства суд вынесет окончательное решение, и решение суда может не совпасть с решением группы разбора в ГИБДД.
  5. Решение суда является веским основанием для обращения в страховую фирму для получения денежной компенсации за причинённый ущерб. Если суд определил обоюдную вину сторон в аварии, то каждая из них вправе получить частичную компенсацию за понесённый ущерб.

Установление виновности в суде

Если кто-то из участников ДТП не согласен с определением виновности, или виновник в ГИБДД не установлен, то нужно обратиться в суд для проведения гражданского процесса. Для начала нужно собрать необходимый пакет документов и предоставить документы в канцелярию суда. Количество документов может разниться в зависимости от обстоятельств аварии, но примерный список выглядит так:

  1. Исковое заявление.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Приложить к заявлению расчет суммы ущерба, по мнению истца
  4. Необходимо получить для судебного заседания документы из ГИБДД, обосновывающие требования истца.
  5. Если в суде у истца будет представитель, то необходимы подтверждающие документы.

Важно в качестве одного из ответчиков привлечь страховую компанию. В противном случае, даже если истец выиграет суд, то по исполнительному листу получить деньги с виновника, если это физическое лицо, может быть затруднительно, по причине, например, отсутствия у него работы.

После предъявления в канцелярию суда всех необходимых документов назначается дата проведения предварительного судебного заседания.

Что делать, если виновность в ДТП не установлена?

Если суд не установил виновность в ДТП, то согласно п. 22 ст. 12 ФЗ об ОСАГО:

застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда и страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба. Страховые компании участников ДТП обязаны выплатить каждому из участников страховку в размере 50% от суммы причиненного ущерба.

Это значит, что если у первого водителя автомобиль пострадал на сумму в 100.000 рублей, то страховая компания обязана возместить ему 50.000 рублей. Соответственно, если второму водителю нанесен ущерб, к примеру, в 50.000 рублей, то страховая выплата будет составлять 25.000 рублей.

Видео: Суд признал водителя ВАЗ-2107 виновным в ДТП

Чтобы минимизировать для себя последствия происшествия и доказать свою невиновность, нужно обязательно выполнить следующие действия:

  1. Ни в коем случае не покидать место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД, так как это расценивается, как попытка уйти от ответственности и признание своей вины. При этом теряется возможность собрать вещественные и объективные доказательства в свою пользу, подтверждающие невиновность водителя. Законом позволяется покидать место совершения аварии только для оказания неотложной помощи пострадавшим, и то при условии скорейшего обратного возвращения на место аварии. Оптимальным выходом является доставка пострадавших на попутных машинах, не участвовавших в происшествии.
  2. До прибытия полиции нужно записать контактные данные 3-4 очевидцев происшествия, заручившись их согласием на дачу свидетельских показаний при необходимости. Эти данные должны быть указаны впоследствии в протоколе в разделе «Объяснение». Обычно редко кто из свидетелей будет дожидаться прибытия полицейских, и давать показания на месте события.
  3. По прибытии инспектора ГИБДД дать показания по поводу происшествия, объяснив свою точку зрения, ознакомиться со схемой ДТП и содержанием протокола. При наличии возражений нужно обоснованно изложить их в разделе особого мнения участника аварии в протоколе. Записать о наличии видео и фотоматериалов и указать данные о свидетелях происшествия.
  4.  До приезда полиции сделать фото или видеосъёмку места происшествия с разных позиций так, что по кадрам можно было определить:
  •  дату, место и время события;
  •  автомобили участников ДТП с чётко видимыми регистрационными номерами;
  •  длину тормозного пути;
  •  виды и размеры повреждений машин;
  •  осколки и оставшиеся на дороге фрагменты автомобилей;
  •  дорожную обстановку и метеоусловия.

Важно сохранить у себя дубликаты фотоснимков на случай утери или намеренного сокрытия предъявленных материалов.

Как можно обжаловать виновность в  ДТП

Для этого следует:

  1. Внимательно ознакомиться с делом, по решению которого водитель привлекается к ответственности. К основным материалам дела относятся протокол происшествия, протоколы осмотров автомобилей участников и места аварии, схема происшествия, акты автотехнической экспертизы и медицинского обследования, справка о ДТП. Важно найти в составлении административного протокола какие-либо процессуальные нарушения или ошибки, которые могут стать причиной его отмены на суде.
  2. Провести анализ указанных материалов дела на соответствие их оформления и содержания установленным требованиям нормативных документов. Наличие таких нарушений могут послужить основанием для признания не действительным этих документов.
  3. Ходатайствовать о проведении необходимой независимой экспертизы. При этом важно внимательно отнестись к выбору организации, проводящей независимую экспертизу, так как от профессионализма, квалификации и независимости эксперта во многом зависят эффективность и выводы проводимых исследований. Существенную помощь в этом вопросе могут оказать юридические компании, специализирующиеся в предоставлении правовой защиты участникам аварии.

Любое сомнение в обоснованности обвинения в качестве виновника аварии должно послужить толчком для оспаривания решения административного протокола. Только так можно избавиться от необоснованных притязаний потерпевших и их страховых компаний по возмещению им материального ущерба.

Можно ли получить страховку ОСАГО и КАСКО?

В области страхования водителей транспорта существует две основные системы:

  •  ОСАГО – обязательное для всех владельцев транспорта страхование своей  гражданской ответственности за возможное причинение материального ущерба другим участникам дорожного движения. В случае ДТП причинённый ущерб пострадавшим компенсирует та страховая компания, с которой заключил договор страхования виновник аварии.
  • КАСКО – добровольное страхование своего автомобиля, как ценного имущества, от получения повреждений, похищений и порчи. При ДТП за полученное повреждение автомобиля денежную компенсацию его владельцу выплачивает та страховая компания, с которой владелец авто заключил договор страхования, в том числе и виновнику аварии (в страховых случаях, установленных договором).

Особенностью ОСАГО является то, что в случаях, когда установить виновность в ДТП конкретных лиц не удалось, получить возмещение пострадавшей стороне за причинённый ущерб в аварии от страховых компаний невозможно, так как отсутствует главное условие для выплаты – лицо, привлекаемое к гражданской ответственности, виновник аварии.

Однако не стоит в данном случае «опускать руки» и отказываться от гражданского права на получение положенного возмещения. Нужно обратиться в суд с иском и ходатайством о дополнительном проведении судебной экспертизы для выявления виновника происшествия. Суд может назначить техническую экспертизу в зависимости от обстоятельств дела, которая может включать:

  • автодорожную экспертизу, определяющую состояние дорожной инфраструктуры, послужившего причиной аварии;
  • трасологическую экспертизу, определяющую причину и виновника аварии по оставшимся следам на машинах и дороге;
  • автотовароведческую экспертизу для определения истинного размера причинённого ущерба в результате повреждения автомобиля.

Пострадавшие могут получить страховку или бесплатно восстановить повреждённый автомобиль, если у них имеется полис КАСКО, независимо от того, определён или нет виновник ДТП. Однако здесь важно, чтобы причина происшествия входила в страховые случаи, которые детально обговариваются в каждом договоре.

Обвиняют в ДТП, которого не совершал! Что делать? | полезная информаци от inconsalt.ru

Ситуации, когда водителя обвиняют в ДТП, которого он не совершал — не редкость. Последствия таких обвинений зависят от правильности действий и от конкретной ситуации. В ряде случаев можно отстоять свои финансовые интересы и сохранить водительские права.

Чем чревато обвинение в ДТП?

Такое обвинение предъявляют в ходе административного разбирательства. Возможные последствия:

  • лишение права на управление ТС на срок 1-1,5 года либо административный арест на срок до 15 суток, если будет доказано, что водитель скрылся с места ДТП;
  • необходимость компенсировать ущерб, причиненный другому автомобилю. Даже если такую компенсацию выплатит страховая, позже она может предъявить регрессный иск;
  • если водитель имел большой стаж безаварийной езды, отмена скидки за «безаварийность» и увеличение стоимости ОСАГО.

Обвиненному в аварии водителю нужно быть готовым защищать свои права с помощью независимой экспертизы и в суде. Алгоритм такой защиты зависит от конкретной ситуации.

Услуги, которые могут Вам потребоваться в данной ситуации

Инцидент на дороге действительно произошел, но второй участник решил оформить его как ДТП позже

Ситуация нестандартная: одно авто зацепило другое на парковке или в плотном потоке, водители осмотрели автомобили, решили, что повреждения несущественны, и «разошлись миром». Оппонент же изменил свое решение, вызвал ГИБДД и оформил ДТП. Доказать свою невиновность в этом случае будет очень сложно.

Для этого не имеет смысла проводить экспертизу, чтобы уточнить обстоятельства аварии, ведь она покажет что повреждения соответствуют друг другу. В этом случае поможет запись с видеорегистратора или расположенных в месте аварии уличных камер видеонаблюдения, а также показания свидетелей, полезной услугой будет Защита виновника ДТП от претензий потерпевшего.

Если, например, один водитель передавал другому деньги, и сохранилась расписка об этом, она поможет доказать невиновность.

Если повреждений у автомобилей не было, дорожную ситуацию нельзя рассматривать как ДТП, и претензии к водителю неправомерны.

Аварии не было

Во время предполагаемого ДТП водитель находился в другом месте и точно не участвовал в нем. Доказать это помогут показания свидетелей, любые материалы, которые подтверждают, что ни водитель, ни его автомобиль не находились в указанное время в районе, где произошла авария. Это могут быть фотографии, парковочные талоны, чеки из магазинов и т.п.

В этом случае целесообразно провести трасологическую экспертизу с ответом на вопрос: «Соответствуют ли повреждения на автомобиле А, повреждениям на автомобиле Б, и могли ли они возникнуть в результате взаимного контакта в результате ДТП».

Обвинение в ДТП заведомо ложное

Так бывает, когда автовладелец хочет отремонтировать свежую царапину или вмятину на авто за счет страховой или другого человека. Обычно на парковке у дома или у работы он находит автомобиль с «подходящими» повреждениями и обращается в ГИБДД, утверждая, что именно он задел его машину.

В этой ситуации поможет трасологическая экспертиза с ответом на вопрос: «Соответствуют ли повреждения на автомобиле А, повреждениям на автомобиле Б, и могли ли они возникнуть в результате взаимного контакта в результате ДТП» (на обоих авто должны остаться сопоставимые повреждения и, возможно, следы краски), показания свидетелей, записи с камер наблюдения, видеорегистраторов, любые другие доказательства того, что обвиняемый водитель в ДТП не участвовал.

Как на практике?

Водителя могут обвинить в ДТП только после возбуждения административного дела.

Вызов в ГИБДД должен быть оформлен определенным образом: не просто телефонный звонок, а телеграмма, заказное письмо с уведомлением и т.п.

Формально, телефонный звонок инспектора можно проигнорировать, однако на практике делать этого не стоит: машину могут объявить в розыск и отправить на штрафстоянку, когда она будет найдена.

Во время разбора нужно уточнить предполагаемое время и место совершения ДТП. Инспектор может осмотреть автомобиль, проверить его на предмет повреждений.

Даже если их нет, это не означает конца разбирательства: заявитель может утверждать, что виновник аварии успел отремонтировать машину.

В этом случае имеет смысл провести экспертизу лакокрасочного покрытия с ответом на вопрос «Подвергалась ли спорная деталь Х ремонту и/или замене».

Почти во всех случаях требуется заказать независимую экспертизу.

Трасологическое исследование выполняется, чтобы сопоставить повреждения на автомобилях, проверить, могли ли они возникнуть в результате их столкновения.

На царапинах, вмятинах ищут следы краски второй машины. Если кузов ремонтировался, проверяют, какие именно элементы были заменены (могли ли они быть повреждены в конкретной аварии).

Чтобы не лишиться водительских прав уже во время разбора ДТП, лучше заранее проконсультироваться у автоюриста или приехать в ГИБДД вместе с ним. Если водитель действительно не виноват в аварии, не мог в ней участвовать и может это доказать, проблема будет решена уже на этапе разбора. В худшем случае придется обращаться в суд и доказывать свою правоту.

Компания «Инвест Консалтинг» выполняет независимую трасологическую экспертизу автомобилей после ДТП, проводит исследования других видов. У нас работает собственный правовой отдел с грамотными автоюристами. Если вас обвиняют в аварии, которую вы не совершали, позвоните по тел. +7 (495) 255-08-90 или обратитесь в любой из наших филиалов в Москве или Московской области.