Заявление

Возмещение убытка: в сентябре 2012 привез на эвакуаторе свой микроавтобус Ford

Добрый день! Я являюсь потерпевшей в аварии, работа разъездного характера, имею ли я право требовать с виновника компенсацию на аренду авто, пока моя машина будет находиться в ремонте. Весь ремонт оплачивает страховая, у меня КАСКО, но в аренду на 15 дней, замену авто, салон не делает.

Возмещение убытка: в сентябре 2012 привез на эвакуаторе свой микроавтобус Ford

Адвокат Антонов А.П.

Добрый день.

Согласно ст.

6 Федерального закона «Об ОСАГО», объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

  • К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:
  • а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
  • б) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
  • в) причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
  • г) загрязнения окружающей среды;
  • д) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
  • е) причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
  • ж) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
  • з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
  • и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
  • к) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;

л) утратил силу с 1 сентября 2014 г. — Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

м) причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Возмещение убытка: в сентябре 2012 привез на эвакуаторе свой микроавтобус FordПри наступлении гражданской ответственности владельцев транспортных средств в указанных в настоящем пункте случаях причиненный вред подлежит возмещению ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.

1064 Гражданского кодекса, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Согласно ст.

1079 Гражданского кодекса, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником.

При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.

) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064). Согласно ст.

1072 Гражданского кодекса, юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Таким образом, причинение Вам убытков вследствие необходимости аренды автомобиля во время ремонта не является страховым случаем. Однако, Вы можете требовать возмещения Вам убытков непосредственно виновным лицо в судебном порядке.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Что делать, если каршеринговая компания предъявляет вам требования по уплате ущерба ?! – Правовед Плюс

Возмещение убытка: в сентябре 2012 привез на эвакуаторе свой микроавтобус Ford

07.06.2021

Каршеринг используется преимущественно в больших мегаполисах. Это аренда автотранспортного средства по договору на определенный временной срок. Такая услуга весьма удобна, если у вас есть водительские права и нет временно своего автомобиля. Машиной в каршеринге можно спокойно воспользоваться фактически для любых поездок по городу.

Схема использования каршерингом выглядит следующим образом:

  • Поиск подходящей по своим параметрам каршеринговой компании;
  • Заключение договора. Можно поехать непосредственно в фирму или же заключить договор с каршеринговой организацией электронным образом;
  • Выбор автомобиля, использование режима ожидания, заправка за счет каршеринговой фирмы;
  • Осуществление поездки, после которой надо привезти обратно в каршеринг авто убедившись в том, что уровень топлива не ниже допустимого. После окончания аренды автомобиля надо убедиться в том, что машина закрыта, и ваша поездка окончена.

Каршеринг представляет собой аренду автотранспортного средства на короткие сроки с фиксированной стоимостью пользования машины. Но при этом ДТП с машиной в каршеринге не редкость. Расскажем о том, что делать, если компания предъявляет вам требования возмещения ущерба.

Порядок действия водителя каршерингового автомобиля при дорожно-транспортном происшествии

От аварии на автомобильной дороге не застрахован абсолютно любой человек. В первую очередь надо сообщить о факте дорожно-транспортного происшествия в Государственную автомобильную инспекцию.

Действия автомобилиста должны носить следующий характер:

  • Выйдете из машины, поставьте аварийный знак и включите аварийную сигнализацию;
  • Вызывайте сотрудников инспекции для того, чтобы оформить протокол. Если в ходе дорожно-транспортного происшествия есть пострадавшие, то тогда надо обратиться дополнительно в скорую помощь;
  • Позвоните в каршеринговую компанию и уведомите о факте совершения дорожно-транспортного происшествия операторов. Тот должен обозначить список документов, которые потребуются организации. Также оператор по запросу уберет автомобиль из системы каршеринга;
  • Полученные документы от представителя Государственной автомобильной инспекции надо будет привезти в офис компании. Если машина не может быть на ходу, то тогда для ее передвижения вызывается эвакуатор.

Некоторые водители при дорожно-транспортном происшествии предпочитают покидать место ДТП. Стоит сказать то, что делать так ни в коем случае не надо, если вы не хотите лишиться своих водительских прав. Еще одна ошибка, которую допускают автомобилисты кроется в том, что они просто замалчивают факт случившегося дорожно-транспортного происшествия.

Они попросту заканчивают поездки на автомобиле и закрывают их через приложение. Затем следующие клиенты фиксируют поломки и повреждения. Сотрудники каршеринга при этом быстро разбираются с тем, при чьей эксплуатации произошла автомобильная авария. И в этом случае компания может потребовать возместить прямой ущерб плюс к тому же такой поступок приравнивается к покиданию места ДТП.

Читайте также:  Как бороться с серой мини-гостиницей на верхнем этаже 5-ти этажного жилого дома?

Как определяется ущерб и как его платить ?!

Если было установлено то, что автомобилист не является виновником аварии, то тогда все убытки в соответствии с установленными гражданско-правовыми нормами несет страховая компания или же третья сторона.

При явной вине автомобилиста размер штрафных санкций за причиненное дорожно-транспортное происшествие регламентируется условиями договора, заключенного между автомобилистом и каршеринговой компанией.

Во многих компаниях максимальный размер ущерба составляет порядка тридцати тысяч рублей если были сторонами были соблюдены все условия договорных отношений.

В полной мере ремонт автомобилисту оплачивать надо в том случае, если он в момент совершения дорожно-транспортного происшествия находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или после совершения аварии он скрылся с места ДТП.

Отметить надо также и то, что в соответствии с договором оказания услуг через определенное время после аварии оператор должен списать с привязанной карту денежную сумму.

Величина данной суммы зависеть будет от того, какой был тариф у автомобилиста плюс условия аренды автотранспортного средства.

Если водитель на момент аварии находился в нетрезвом состоянии, то тогда к штрафу может прибавиться круглая сумма за ущерб в размере до двухсот тысяч рублей. А вот ущерб, нанесенный не автомобилю в каршеринге, а третьим лицам автомобилист возвращает уже самостоятельным образом.

Конечно же лучше не усугублять свое положение и не скрываться сразу же с места аварии

Многие российские каршеринговые сервисы напрямую заинтересованы в том, чтобы клиенты были максимально честны с ними. Некоторые сервисы не применяют практику накладывания штрафов при правильных действиях водителя в ходе возникновения неприятных внештатных ситуаций. Если повреждения имеют незначительный характер, то вина может в отдельных случаях возлагаться и на следующего арендатора.

Говоря о том, кто возмещает ущерб при дорожно-транспортных происшествиях важно отметить о, что большую роль играть будет страхование

Большинство компаний, предлагающих услуги каршеринга оформляют на свои автомобили КАСКО и это прямым образом оказывает влияние на сумму денежных компенсаций.

Обычно стоимость проката машины без КАСКО ниже, чем с ним, но при этом наличие такого страхового полиса может обезопасить автомобилиста. Поэтому перед взятием в аренду автомобиля надо обязательно поинтересоваться тем, какая у него имеется страховка.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге надо ехать предельно внимательно соблюдая все правила дорожного-движения.

При этом четко понимать надо то, что последствия за нарушение правил дорожного движения, повлекшие за собой нанесение увечий человеку или смерти ложится будут на плечи автомобилиста, а не каршеринговой компании. Внимательно нужно изучать договор, перед его подписанием во избежание неприятных сюрпризов со стороны организации по отношению к водителю.

Нужна консультация автоюриста в Москве, Московской области или в Регионах РФ ?!

Лефортовский суд рассмотрел иск ГУП «Мосгортранс» о возмещении материального ущерба от ДТП с участием городского трамвая и автомобиля

Лефортовским районным судом г.

Москвы частично удовлетворен иск ГУП «Мосгортранс» в лице филиала – Трамвайного управления ГУП «Мосгортранс» и в качестве возмещения материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) между трамваем и автомобилем ответчика, взысканы 3 406 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано: так, ГУП «Мосгортранс» в лице упомянутого филиала просило суд взыскать с ответчика 784 620 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного в результате ДТП, а также судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 11 046, 20 рублей.

Судом установлено, что 24.01.2019 г. в г. Москве на ул. Красноказарменная произошло ДТП с участием трамвайного вагона, находящегося на балансе филиала ГУП «Мосгортранс», и автомобиля марки «Fiat» под управлением ответчика. Указанное ДТП произошло вследствие несоблюдения ответчиком требований п. 8.

3 Правил дорожного движения Российской Федерации, что подтверждено копией постановления должностного лица ДПС ГИБДД о назначении ответчику административного наказания за совершение административного правонарушения по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ; в действиях водителя трамвая нарушений ПДД установлено не было.

Согласно заключению эксперта ООО «Экспертно-Консультационный Центр», представленному суду истцом, расчетная стоимость восстановительного ремонта трамвайного вагона с учетом износа заменяемых деталей составляет 41 213,95 рублей, без учета износа таких деталей – 44 620 рублей, величина утраты товарной стоимости трамвайного вагона – 1 140 000 рублей.

Истец обратился с заявлением о выплате страхового возмещения в АО «МАКС», где застрахована гражданская ответственность водителя трамвая.

Страховая компания выплатила истцу страховое возмещение в размере 400 000 рублей, исчерпав лимит своей ответственности по договору страхования.

Недостающую сумму ущерба, рассчитанную на основании экспертного заключения, истец просил взыскать, обратившись в суд. Между тем суд удовлетворил исковые требования частично, взыскав 3 406 рублей.

При рассмотрении настоящего дела суд определил, что ни одна из методических рекомендаций Министерства юстиции РФ, на основании которых подготовлено представленное истцом заключение эксперта, определившее величину утраты товарной стоимости, не могла быть использована при проведении таких экспертиз и исследований. Использованные рекомендации, названные в решении суда, не содержат методики определения утраты товарной стоимости трамваев в результате их повреждения. Кроме того, суд указал в своем решении, что расчет утраты товарной стоимости трамвая был основан на недостоверных данных: при определении величины утраты товарной стоимости трамвайного вагона эксперт исходил из того, что его цена составляет 95 000 000 рублей, тогда как согласно представленной истцом копии товарной накладной поврежденный трамвай был приобретен по цене 91 799 450 рублей.

Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г.

№ 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» истцу не может быть отказано в удовлетворении требования о возмещении убытков только на том основании, что их точный размер невозможно установить, в таком случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом. Суд с учетом всех обстоятельств дела, применяя принцип справедливости и соразмерности, определил величину утраты товарной стоимости трамвайного вагона в размере 100 000 рублей. Произведенная АО «МАКС» страховая выплата в размере 400 000 рублей достаточна для возмещения причиненного истцу материального ущерба в виде расходов на восстановительный ремонт трамвайного вагона с учетом износа заменяемых деталей (41 213,95 рублей) и компенсации утраты его товарной стоимости (100 000 рублей).

Вместе с тем суд определил, что с ответчика в пользу истца в счет возмещения причиненного материального ущерба подлежат взысканию 3 406,05 рублей – это разница между выплаченной страховой компанией АО «МАКС» суммой страхового возмещения с учетом износа заменяемых деталей трамвая, и размером ущерба, определенным без учета износа заменяемых деталей трамвая (44 620 рубл. – 41 213 рубл.). Так, предусмотрена возможность возмещения имущественного вреда лицом, гражданская ответственность которого застрахована, потерпевшему, которому выплачены страховое возмещение, исходя из принципа полного его возмещения, если потерпевшим представлены надлежащие доказательства того, что размер фактически понесенного ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения.

При определении размера убытков, подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, подлежит учету полная стоимость новых деталей, узлов и агрегатов. Как указал суд в своем решении, Федеральный закон от 25.04.2002 г.

№ 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и основанная на нем Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства не могут рассматриваться в качестве исключения из общего правила об определении размера убытков, понесенных в результате причинения вреда, и, таким образом, не препятствуют учету полной стоимости новых деталей, узлов и агрегатов при определении размера убытков, подлежащих возмещению лицом.

Таким образом, Лефортовским районным судом г.

Москвы удовлетворены требования ГУП «Мосгортранс» в лице филиала – Трамвайного управления ГУП «Мосгортранс» в части взыскания с ответчика в счет возмещения причиненного материального ущерба 3 406 рублей, а также взыскания пропорционально размеру удовлетворенных требований расходов на уплату государственной пошлины в размере 47,50 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Решение не вступило в законную силу, истцом подана апелляционная жалоба.

Текст решения доступен по ссылке https://www.mos-gorsud.ru/rs/lefortovskij/services/cases/civil/details/53b0a4df-852c-4c8d-8737-878c760a2d2e?participants=%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2

Сообщение пресс-секретаря Лефортовского районного суда г. Москвы

Ответы на сложные вопросы для всех автомобилистов

С нюансами по ОСАГО разобрался Верховный суд. Он изучил неоднозначные ситуации и вынес общее постановление, в котором объяснил, как правильно возмещать ущерб по ОСАГО. В постановлении 103 пункта и много сложных формулировок. Но вам необязательно читать их в оригинале: мы все изучили и выбрали главное.

Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

Читайте также:  Продавал автомобиль, составлен договор купли продажи, через 2 дня, новый владелец попал в дтп, он прав

Запомните:

Массовое ДТП → прямое возмещение.

Всё.

Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.

При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.

Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.

До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.

После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.

Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.

Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.

Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.

Например, полис купили на год, а через полгода машину продали. Новый владелец должен сам купить себе ОСАГО, а прежний сможет вернуть страховую премию за полгода.

Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.

Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.

Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. Сейчас это 50 тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года будет 100 тысяч. Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.

Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, прямого возмещения не будет. Компенсацию за вред имуществу придется требовать напрямую с виновника — по договоренности или через суд.

Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.

Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.

ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например каско или страхование груза.

В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.

Сумму расходов на ремонт машины считают по единой методике ЦБ. Если в методичке нет каких-то видов ремонта, их не оплатят. Например, по полису ОСАГО страховая не обязана оплачивать восстановление рисунков на кузове, даже если это дорогая и сложная аэрография. Тут спасет только каско.

Для расчета ущерба другому имуществу, кроме самой машины, нужен оценщик. Например, по методичке ЦБ нельзя посчитать расходы на ремонт ограждения на АЗС. Для этого составят отдельную смету.

Полная гибель — это когда машину нельзя отремонтировать или расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля до ДТП.

При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.

Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.

ОСАГО — это страхование ответственности при использовании конкретной машины. В полисе указан конкретный человек или несколько. Это их ответственность при использовании автомобиля застрахована. Но если в ДТП с конкретной машиной виноват человек, который не указан в полисе ОСАГО, — это не повод отказать пострадавшему в возмещении убытков.

Например, столкнулись два автомобиля. Выясняется, что виновника нет в полисе ОСАГО, машина принадлежит одному человеку, а за рулем его друг, брат или сват. Иногда пострадавшему отказывали в возмещении: ущерб приходилось взыскивать с этого друга или брата через суд. Суды на местах часто поддерживали такой подход.

Верховный суд объяснил, что это неправильно. Пострадавший все равно имеет право на возмещение по полису ОСАГО, хотя в нем и не указан виновник.

А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.

Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.

Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.

Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.

Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.

Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.

Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.

Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.

Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.

Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.

Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.

Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.

Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.

Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.

Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.

Если на ремонт нужно больше денег, чем предусмотрено лимитом или правилами ОСАГО, автовладельцу придется доплачивать. Требование о доплате в таком случае законное.

Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.

Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.

Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова.

Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление.

Читайте также:  Заявление на налоговый вычет на лечение: общие правила заполнения и подачи

Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.

Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.

Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.

Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.

Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать. В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.

Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.

Дополнительные компенсации могут быть такими:

  • за немотивированный отказ в страховой выплате — 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
  • за просрочку выплаты или направления на ремонт — 1% от суммы за каждый день;
  • за затянувшийся ремонт — 0,5% в день.

Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.

Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.

Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.

Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.

Если придет время разбираться, почитайте пункты 77—87 постановления Пленума ВС. Там про расчет неустойки. А в пунктах 88—103 подробно про то, в какой суд обращаться с иском.

После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.

Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.

Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.

Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.

Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.

После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.

Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.

Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.

Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.

Возмещение убытков — Компания «АПИ»

Основания для возмещения убытков арендодателем:

  1. Транспортное средство передано арендатору без принадлежностей и (или) относящихся к нему документов (технический паспорт, сертификат качества и т.п.), и без них арендатор не может пользоваться транспортным средством в соответствии с его назначением либо в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 611, ст. 625 ГК РФ).
  2. Транспортное средство передано с недостатками, и удовлетворение связанных с ними требований арендатора или удержание им расходов на устранение недостатков из арендной платы не покрывает причиненных убытков (п. 1 ст. 612, ст. 625 ГК РФ).
  3. Арендодатель не предупредил арендатора обо всех правах третьих лиц на транспортное средство, и это привело к возникновению убытков у арендатора (ст. ст. 613, 625 ГК РФ).
  4. Договор изменен или расторгнут в связи с существенным нарушением, допущенным арендодателем (п. 5 ст. 453, п. 2 ст. 450 ГК РФ).
  5. Договор досрочно прекращен в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) арендодателем обязательств по нему (ст. 393.1 ГК РФ).
  6. Арендодатель предоставил недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения, исполнения или прекращения договора (п. 1 ст. 431.2 ГК РФ). Такие обстоятельства могут быть связаны, в частности, с предметом договора, полномочиями на его заключение, наличием у организации лицензий и разрешений, ее финансовым состоянием.

Обязанность возместить убытки возникнет у арендодателя, если он исходил (имел разумные основания исходить) из того, что арендатор будет полагаться на такие заверения (абз. 3 п. 1 ст. 431.2 ГК РФ).

В случае когда арендодатель дал недостоверные заверения при осуществлении предпринимательской деятельности, он должен будет возместить убытки вне зависимости от того, было ли ему известно о недостоверности таких заверений, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

При данных обстоятельствах предполагается осведомленность предоставившей недостоверные заверения стороны о том, что вторая сторона будет на них полагаться (п. 4 ст. 431.2 ГК РФ).

  1. Арендодатель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательство (ст. 393 ГК РФ).

Основания для возмещения убытков арендатором:

  1. Арендатор пользуется транспортным средством не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества (п. 3 ст. 615 ГК РФ).
  2. Договор изменен или расторгнут в связи с существенным нарушением, допущенным арендатором (п. 5 ст. 453, п. 2 ст. 450 ГК РФ).
  3. Арендатор возвратил транспортное средство в состоянии худшем, чем оно было получено (ст. 622 ГК РФ).
  4. Договор досрочно прекращен в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) арендатором обязательств по нему (ст. 393.1 ГК РФ).
  5. Арендатор предоставил недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения, исполнения или прекращения договора (п. 1 ст. 431.2 ГК РФ). Такие обстоятельства могут быть связаны, в частности, с предметом договора, полномочиями на его заключение, наличием у организации лицензий и разрешений, ее финансовым состоянием.

Обязанность возместить убытки возникнет у арендатора, если он исходил (имел разумные основания исходить) из того, что арендодатель будет полагаться на такие заверения (абз. 3 п. 1 ст. 431.2 ГК РФ).

В случае когда арендатор дал недостоверные заверения при осуществлении предпринимательской деятельности, он должен будет возместить убытки вне зависимости от того, было ли ему известно о недостоверности таких заверений, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

При данных обстоятельствах предполагается осведомленность предоставившей недостоверные заверения стороны о том, что вторая сторона будет на них полагаться (п. 4 ст. 431.2 ГК РФ).

  1. Арендатор не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательство (ст. 393 ГК РФ).

Внимание! Необходимо помнить, что убытки возмещаются, только если сторона, требующая их возмещения, докажет следующие обстоятельства:

  • факт нарушения другой стороной обязательства, установленного договором или законом;
  • факт возникновения убытков;
  • причинно-следственную связь между этими событиями;
  • размер убытков.

Дополнительное основание возмещения убытков по договору аренды транспортных средств с экипажем:

Арендатор должен возместить убытки, причиненные гибелью или повреждением транспортного средства, произошедшими по обстоятельствам, за которые арендатор несет законную или договорную ответственность (ст. 639 ГК РФ).

Для этого арендодатель, требующий возмещения этих убытков, должен доказать, что гибель или повреждение имущества произошли по вине арендатора (его работников), вследствие нарушения им условий договора или требований закона. Во взыскании убытков, заявленных на основании ст.

639 ГК РФ, будет отказано в случае, если транспортное средство было повреждено в результате действий работников самого арендодателя.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Путеводитель по договорной работе. Аренда транспортных средств. Рекомендации по заключению договора {КонсультантПлюс}