Вправе ли арендатор сам заключать договор на водоснабжение

Вправе ли арендатор сам заключать договор на водоснабжениеЭкономическая коллегия Верховного суда (ВС) решит, кому собственник объектов системы водоснабжения может сдавать в аренду эти объекты — любому лицу или только гарантирующему поставщику услуг водоснабжения? На последнем варианте настаивают «Коммунальные системы Московской области» и администрация Старой Купавны и предлагают считать договор собственника с третьим лицом недействительной сделкой (дело № А41-12232/2018).

ООО «Маркс» — собственник объектов системы водоснабжения в городе Старая Купавна и поселке Рыбхоз в Московской области. В перечень объектов входят станции обезжелезивания, павильоны скважин, водная станция, водопроводные башни. Общество заключило договор аренды с ООО «ЖЭК», но передать имущество арендатору не смогло.

Объектами пользуется ГУП «Коммунальные системы Московской области». В июле 2018 года арбитражный суд обязал предприятие вернуть объекты собственнику, но решение так и не было исполнено. Теперь «Маркс» взыскивает с предприятия неполученный доход в размере 17 млн руб., исходя из стоимости аренды по договору с «ЖЭК».

Три инстанции поддержали общество и взыскали сумму с предприятия.

В жалобе в ВС предприятие и администрация Старой Купавны пишут, что суды не учли целевое назначение спорного имущества. Оно используется для водоснабжения населения. А предприятие — гарантирующая организация, объекты находятся в границе его эксплуатационной ответственности и были приняты в эксплуатацию от прежней гарантирующей организации.

Обязанность содержать системы водоснабжения и поддерживать их работу на гарантирующего поставщика возлагает Закон о водоснабжении[1]. «Маркс» не может свободно распоряжаться спорными объектами и сдавать их в аренду тому, у кого нет статуса гарантирующей организации. Следовательно, не может «Маркс» и получить доход в виде арендной платы.

Необоснованным предприятие и администрация считают и расчет взыскиваемой суммы исходя из договора аренды, ведь существуют утвержденные тарифы на водоснабжение и арендная плата должна определяться с учетом их уровня. Предприятие пыталось обязать «Маркс» заключить с ним договор аренды, но суды отказали, посчитав, что такой обязанности у общества нет.

Авторы жалобы в ВС указывают и на недобросовестность «Маркса» при заключении договора аренды с третьим лицом. Ведь общество заведомо знало, что предприятие не может вернуть имущество, так как оно входит в централизованную систему водоснабжения. Предприятие и администрация предлагают считать договор аренды недействительной сделкой.

Жалобу на пересмотр передала судья ВС Ирина Грачева. Заседание назначено на 9 апреля.

Все дела, переданные на пересмотр в этом году, см. в этом посте.

Блог

Вправе ли арендатор сам заключать договор на водоснабжение Источник фото: https://www.pexels.com/

При аренде помещения вполне естественно, что арендатор пользуется всеми благами цивилизации, в том числе и такими коммунальными услугами как: электроэнергия, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, теплоснабжение. А вот в каких случаях у арендатора возникает обязанность по оплате таких услуг в адрес управляющей организации, предоставляющей коммунальные услуги (далее по тексту — Исполнитель)?! Давайте разбираться.

По общему правилу статьи 210 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Иное может быть предусмотрено законом или договором.

Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества. Пунктом 2 ст.

616 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан нести расходы на содержание арендуемого имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. При этом законодатель не конкретизирует, что относится к таким расходам для каждого определенного вида имущества. Поскольку нормы вышеприведенной статьи являются диспозитивными, стороны вправе самостоятельно определить кто будет нести расходы на оплату коммунальных услуг и иные затраты на содержание имущества, согласовав условие об оплате таких услуг в договоре аренды.

В силу пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными нормативными актами или соглашением сторон.

При этом, действующее законодательство не содержит норм, влекущих возникновение обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем таких услуг в лице УО или РСО).

Однако, на практике довольно часто возникает ситуация, когда недобросовестный арендатор, в силу известных одному ему причин, не выполняет согласованную обязанность и уклоняется от заключения договора с исполнителем коммунальных услуг. Что же делать УО, когда в нежилом помещении арендатор фактически потребляет коммунальные услуги, а долг по оплате только растет в арифметической прогрессии, и к тому же этого арендатора днем с огнем не сыскать… В судебной практике сложилось два подхода в разрешении этого вопроса.

  • Плата за коммунальные услуги, потребляемые арендатором нежилого помещения в многоквартирном доме, не может быть взыскана с арендатора, не заключившего договоры с исполнителем коммунальных услуг в нарушение договора аренды, которым предусмотрено условие об оплате арендатором коммунальных услуг либо обязанность арендатора заключать договоры с их поставщиками. Плата за коммунальные услуги в указанном случае может быть взыскана только с собственника нежилого помещения.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 21 мая 2013 г. № 13112/12 пришел к выводу, что поскольку п.2 ст.616 ГК РФ регулирует исключительно правоотношения между сторонами договора аренды, в связи с чем не может являться основанием возникновения обязанности арендатора по оплате расходов на содержание арендованного имущества в пользу третьих лиц. Поскольку предусмотренная данной статьей обязанность арендатора устанавливается по отношению к арендодателю, у которого возникает право требовать совершения оговоренных в ней действий, соответствующая норма может быть применима, в частности, при расчетах между арендатором и арендодателем с целью возмещения понесенных последним затрат на оплату коммунальных расходов. Дополнительного соглашения к договору управления об оплате коммунальных расходов арендатором, участвующим в его подписании, которое подтверждало бы волю всех участников сделки на исполнение этой обязанности арендатором и изменяло правило, установленное статьей 210 Гражданского кодекса, суду представлено не было. Таким образом, взыскание судами стоимости коммунальных услуг с общества как арендатора помещения нельзя признать соответствующим нормам материального права.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 04.03.2014 № 17462/13 по делу № А40-128959/12 разъяснил, что по общему правилу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Иное может быть предусмотрено законом или договором. По мнению ВАС РФ, непосредственно законом на арендатора такое бремя не возложено.

Из договора аренды указанная обязанность арендатора также не может вытекать, поскольку договор регулирует отношения собственника и арендатора. На основании этого ВАС РФ пришел к выводу, что, не оплатив оказанные коммунальные услуги, собственник неосновательно обогатился за счет ресурсоснабжающей организации (п. 1 ст.

1107 ГК РФ) и обязан возместить стоимость фактически оказанных услуг.

Также ВАС РФ отметил, что в силу п. 2 ст. 616 ГК РФ расходы на содержание имущества, в том числе расходы на коммунальные услуги, по общему правилу несет арендатор. Однако, обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст.308 ГК РФ).

Представляется, что в данной ситуации ответственность за неисполнение обязательства по содержанию имущества возникает у арендатора перед арендодателем — собственником имущества, а не перед ресурсоснабжающей организацией. Таким образом, если арендатор не заключал договор с данной организацией от своего имени, то он не обязан оплачивать этой организации оказанные услуги, несмотря на то, что являлся их потребителем.

Аналогичный вывод был впоследствии сделан и Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 2 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015г.).

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2015) была высказана точка зрения относительно невозможности возложения на арендатора оплаты коммунальных расходов в отсутствие договора между исполнителем коммунальных услуг и арендатором:

«… В силу абзаца второго п. 3 ст.

308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

ГК РФ и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией).

Читайте также:  Норма предоставления площади жилого помещения военнослужащим в г. самара

Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (п. 2 ст. 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора аренды.

Исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.

Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения».

Коммунальные расходы при аренде

И. Дубовая, аудитор ООО «Аудит-Баланс»

За «коммуналку» нужно платить. Платить должен тот, кто потребляет. Как оформить расчеты за коммунальные услуги, предоставленные арендатору? Предлагаем обзор нескольких вариантов.

  • Порядок бухгалтерского и налогового учета коммунальных расходов арендатора зависит от того, как именно производится оплата за эти услуги. На практике арендатор может заплатить за «коммуналку» разными способами:
  • напрямую, заключив договор с поставщиком коммунальных услуг;
  • через посредника (в роли посредника между производителем коммунальных услуг и их потребителем выступает арендодатель);
  • компенсируя затраты арендодателя на коммунальные расходы;
  • в составе арендной платы.

Арендатор платит напрямую

Для арендатора этот вариант самый простой и удобный. В бухгалтерском учете данные затраты квалифицируют как расходы по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). А в налоговом учете затраты «на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, …отопление зданий…

» относятся прямо и сразу к материальным расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Правда есть одно «но». В разъяснениях УФНС РФ по г. Москве от 9 марта 2005 г. № 20-12/14571 сказано, что для учета расходов, например на приобретение энергии, для целей налогообложения необходимы следующие документы:

  • во-первых, договор с энергоснабжающей организацией, заключенный в соответствии с Гражданским кодексом;
  • во-вторых, документ, отражающий фактическую поставку энергии (например, счет, выставленный энергоснабжающей организацией).

Арендатор может самостоятельно оплачивать коммунальные расходы только в случае, если «коммунальщики» соглашаются подписать договор на поставку услуг (тепла, электроэнергии, воды и т. п.). Договор энергоснабжения заключается при наличии у потребителя энергопринимающего устройства, которое отвечает установленным техническим требованиям и присоединено к сетям энергоснабжающей организации (п. 2 ст. 539 ГК РФ). Как правило, арендатор не является владельцем тепло- и энергосетей, и у него нет соответствующего оборудования для получения энергии, топлива, воды. Вероятность подписания договора с арендатором невелика.

Платим через посредника

Если не удалось заключить прямой договор с энергоснабжающей организацией остается еще вариант оформить отношения при помощи договора агентирования (по типу договора комиссии).

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ).

При этом очень важно определиться, кто для кого является агентом.

Как правило, договор с энергоснабжающей организацией заключен арендодателем до того, как он сдал свое имущество в аренду. А «сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента» (п.

6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004 г. № 85). Следовательно, арендодатель не может стать агентом для принципала-арендатора и исполнить поручение – покупать для последнего коммунальные услуги.

Логично предположить, что арендодатель может исполнять как агент поручение принципала-энергоснабжающей организации – заключить договор на оказание коммунальных услуг арендатору и быть посредником в расчетах. На практике такие договоры агентирования большая редкость.

Скорее можно встретить комбинированный вариант отношений. Например, один арендатор большого помещения, солидная уважаемая компания, имеет реальную возможность заключить прямые договоры с поставщиками воды, тепла, электроэнергии.

В этом случае для других, мелких арендаторов она может стать агентом по закупке коммунальных благ. Подобная ситуация возникла в ходе рассмотрения дела Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа от 23 января 2004 г. № А58-1458/ 2003-Ф02-4943/03-С1.

Заключая договор агентирования, необходимо помнить, что энергоносители продаются по государственным тарифам, завышать которые не имеет права ни один посредник.

Пример 1

ООО «Снеговик» сдает в аренду ООО «Подсолнух» складское помещение. Арендная плата составляет 5900 руб. в месяц, включая НДС – 900 руб. ООО «Снеговик» является агентом ГУП «Свет» и выполняет его поручение – предоставлять электроэнергию ООО «Подсолнух» с участием в расчетах.

Агентское вознаграждение составляет 10 процентов от стоимости электроэнергии, потребленной ООО «Подсолнух». За отчетный месяц стоимость электроэнергии потребленной арендатором составила 1180 руб., включая НДС 180 руб. Агентское вознаграждение ООО «Снеговик» составляет 118 руб.

, включая НДС 18 руб.

  1. Учет у арендодателя (агента):
  2. Дебет 62 Кредит 90-1
  3. – 5900 руб. – отражена выручка от оказания услуг по сдаче помещения в аренду;
  4. Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
  5. – 900 руб.– начислен НДС со стоимости оказываемых услуг по аренде;
  6. Дебет 51 Кредит 62
  7. – 5900 руб.– поступил на расчетный счет платеж за аренду;
  8. Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с арендатором»
  9. – 1180 руб.– поступил на расчетный счет платеж за электроэнергию;
  10. Дебет 76 субсчет «Расчеты с арендатором» Кредит 76 субсчет «Расчеты с принципалом»
  11. – 1180 руб.– отражена задолженность перед принципалом;
  12. Дебет 76 субсчет «Расчеты с принципалом» Кредит 90-1
  13. – 118 руб.– начислено агентское вознаграждение;
  14. Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
  15. – 18 руб.– начислен НДС с агентского вознаграждения;
  16. Дебет 76 субсчет «Расчеты с принципалом» Кредит 51

– 1062 руб.– (1180 – 118) – перечислен принципалу платеж за электроэнергию, потребленную ООО «Снеговик» за вычетом агентского вознаграждения.

  • Учет у арендатора
  • Дебет 60 субсчет «Расчеты по арендной плате» Кредит 51
  • – 5900 руб. – перечислена арендная плата;
  • Дебет 20 Кредит 60 субсчет «Расчеты по арендной плате»
  • – 5000 руб. – отражена арендная плата согласно акту оказания услуг;
  • Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты по арендной плате»
  • – 900 руб. – отражен НДС по электроэнергии на основании счет-фактуры арендодателя (агента);
  • Дебет 68 субсчет «Расчеты с бюджетом» Кредит 19
  • – 900 руб. – произведен налоговый вычет по НДС с суммы арендной платы;
  • Дебет 60 субсчет «Расчеты по электроэнергии» Кредит 51
  • – 1180 руб. – перечислено за потребленную электроэнергию;
  • Дебет 20 Кредит 60 субсчет «Расчеты по электроэнергии»
  • – 1000 руб. – отражена стоимость потребленной электроэнергии по акту арендодателя (агента) и его счет-фактуре;
  • Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты по электроэнергии»
  • – 180 руб. – отражен НДС по электроэнергии на основании счет-фактуры арендодателя (агента);
  • Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 180 руб.- произведен налоговый вычет по НДС.

Арендатор компенсирует затраты арендодателя

Арендодатель перевыставляет арендатору свои затраты по содержанию (обеспечению электроэнергией, теплом, водой и т. п.) сданного в аренду помещения.

Практика показывает, что это наиболее распространенный вариант. До недавнего времени он был довольно-таки безобидным для всех сторон – участников процесса.

Спокойную жизнь хозяйствующих субъектов нарушило письмо Минфина от 6 сентября 2005 г. № 07-05-06/234.

В нем финансисты указали, что если арендатор компенсирует расходы арендодателя по оплате электроэнергии, то счета-фактуры арендодатель арендатору выставлять не должен.

Следовательно, когда арендодатель получает счет-фактуру от энергоснабжающей организации, то в книге покупок его надо зарегистрировать без учета стоимости электроэнергии, потребленной арендатором.

Несмотря на то, что в вышеуказанном письме речь шла о компенсации расходов на электроэнергию, выводы финансистов можно распространить и на компенсацию других видов коммунальных расходов.

Это следует из статьи 548 Гражданского кодекса.

В ней указано, что правила договора энергоснабжения применяются и к отношениям снабжения тепловой энергией, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими аналогичными товарами.

Те же самые указания по учету НДС с сумм перевыставляемых арендатору коммунальных платежей были даны и в письме Минфина от 3 марта 2006 г. № 03-04-15/52.

Арендодатель не может являться энергоснабжающей организацией для арендатора, поскольку сам в качестве абонента получает электроэнергию (постановление Президиума ВАС от 6 апреля 2000 г. № 7349/99).

Приводя этот довод, чиновники Минфина считают, что компенсацию затрат арендодателя нельзя относить к операциям по реализации товаров для целей НДС. Это значит, что данные операции объектом налогообложения НДС не являются.

Читайте также:  Хочу подать на алименты, человек живет в другом городе и ребенка не признает

Суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в случае их использования для осуществления операций, не облагаемых НДС, к вычету не принимаются. Их необходимо учитывать в стоимости этих товаров (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пример 2

В бухгалтерию ООО «Снеговик» поступили документы от энергетической компании ГУП «Свет» за электроэнергию на сумму 11 800 руб., в том числе НДС 1800 руб. При распределении данных затрат было установлено, что их часть в размере 1180 руб., в том числе НДС 180 руб. необходимо перевыставить арендатору ООО «Подсолнух».

  1. Учет у арендодателя:
  2. Дебет 60 субсчет «Расчеты по электроэнергии» Кредит 51
  3. – 11 800 руб. – перечислено за электроэнергию энергетической компании;
  4. Дебет 20 Кредит 60 субсчет «Расчеты по электроэнергии»
  5. – 9000 руб. (10 000 – 1000) – отражена задолженность перед энергетической компанией по электроэнергии, полученной для собственных нужд;
  6. Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты по электроэнергии»
  7. – 1620 руб.– (1800 – 180) – отражен предъявленный поставщиком НДС;
  8. В этот же момент счет-фактуру поставщика необходимо зарегистрировать в журнале учета полученных счетов-фактур.
  9. Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
  10. – 1620 руб. (1800 – 180) – принят к вычету НДС, относящийся к электроэнергии полученной для собственных нужд, эта сумма НДС отражена в книге покупок;
  11. Дебет 76 субсчет «Расчеты с арендатором» Кредит 60 субсчет «Расчеты по электроэнергии»
  12. – 1180 руб. – отражена задолженность арендатора за потребленную электроэнергию;
  13. Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с арендатором»

–1180 руб.– поступили деньги в возмещение расходов арендодателя на оплату электроэнергии, потребленной арендатором.

  • Учет у арендатора:
  • Дебет 20 Кредит 60 субсчет «Расчеты по электроэнергии»
  • – 1180 руб. – отражена задолженность перед арендодателем по компенсации затрат на электроэнергию;
  • Дебет 60 субсчет «Расчеты по электроэнергии» Кредит 51

– 1180 руб. – перечислено за электроэнергию.

Поскольку определение понятия «компенсация» в бухгалтерском законодательстве отсутствует, возможны разночтения. Есть мнение, что в данном случае компенсация расходов на оплату электроэнергии, потребленной арендатором, является доходом арендодателя.

Соответственно в бухгалтерском учете арендодателя «напрашивается» проводка с применением счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Замена синтетического счета в данном случае не приводит к каким-либо фискальным последствиям и не считается грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета.

«Коммуналка» в составе арендной платы

Это самый простой и не вызывающий на практике споров с налоговыми инспекциями вариант. Все поступления от арендатора будут квалифицироваться как доходы от реализации услуг по сдаче в аренду помещений. А коммунальные расходы просто включены в состав арендной платы.

Затраты арендатора по оплате счетов коммунальных служб (в том числе и за электроэнергию) можно целиком учесть в составе операционных расходов или расходов по обычным видам деятельности. Выбор статьи зависит от специализации арендодателя.

Если сдача в аренду это основной профиль организации, значит, расходы будут «обычными». Компенсация этих затрат произойдет не явно, а через арендные платежи.

Цена аренды в этом случае складывается из фиксированной части (собственно арендная плата) и из переменной части (плата за «коммуналку»).

Пример 3

ООО «Снеговик» сдает помещение в аренду (это основной вид деятельности ООО «Снеговик») ООО «Подсолнух» за 5900 руб. в месяц, в том числе НДС 18 процентов – 900 руб. Затраты на электроэнергию включаются в стоимость арендной платы.

В бухгалтерию ООО «Снеговик» поступили документы от энергетической компании ГУП «Свет» за электроэнергию на сумму 11 800 руб., в том числе НДС 1800 руб. Из этой суммы на долю ООО «Подсолнух» приходится 1180 руб., включая НДС 180 руб.

  1. Учет у арендодателя:
  2. Дебет 20 Кредит 60 субсчет «Расчеты по электроэнергии»
  3. – 10 000 руб. – отражена задолженность перед энергетической компанией по электроэнергии;
  4. Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты по электроэнергии»
  5. – 1800 руб. – отражен предъявленный поставщиком НДС;
  6. Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
  7. – 1800 руб. – принят к вычету НДС, относящийся к электроэнергии полученной для собственных нужд, вся сумма входящего НДС отражена в книге покупок;
  8. Дебет 62 Кредит 90-1
  9. – 7080 руб. – (5900 + 1180) отражена выручка от оказания услуг по сдаче помещения в аренду;
  10. Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
  11. – 1080 руб. начислен НДС с выручки от сдачи помещения в аренду;
  12. Дебет 51 Кредит 62

–7080 руб.– поступила выручка от сдачи помещения в аренду.

  • Учет у арендатора:
  • Дебет 20 Кредит 60 «Расчеты по арендной плате»
  • – 6000 руб. (5000 + 1000)– отражена арендная плата согласно акту оказания услуг;
  • Дебет 19 Кредит 60 «Расчеты по арендной плате»
  • – 1080 руб. – (900 + 180) – отражен НДС по арендной плате на основании счет-фактуры арендодателя;
  • Дебет 68 «Расчеты с бюджетом» Кредит 19
  • – 1080 руб.– поставлен к вычету НДС с суммы арендной платы;
  • Дебет 60 Кредит 51

– 7080 руб.– перечислена арендная плата арендодателю.

Кто должен — арендатор или арендодатель? Вопросы охраны окружающей

«Справочник эколога» №6 2021 / Азбука эколога

  • Ключевые вопросы
  • Постановка на учет объекта НВОС
  • Составление экологической документации
  • Заключение договора с регоператором
  • Установление СЗЗ
  • Оформление акта рекультивации
  • Рассмотрим вопросы охраны окружающей среды, которые возникают при арендных отношениях.

Юридическое лицо (застройщик) арендовало земельный участок под строительство. Кто должен поставить на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), — застройщик или собственник земельного участка?

Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией[1].

Свидетельства о постановке на государственный учет объектов НВОС, об актуализации учетных сведений об объекте НВОС, о снятии с государственного учета объектов НВОС выдаются хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на объектах НВОС (п. 11 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ).

Словарь

Объект НВОС — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).

  1. Заявку о постановке объекта на учет, сведения и документы, представляемые для актуализации учетных сведений об объекте или снятия объекта с государственного учета, хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на объекте, направляет в территориальный орган Росприроднадзора посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием Единого портала госуслуг или официального сайта Росприроднадзора[2].
  2. Кроме того, раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации должен содержать перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включающий[3]:
  3. • результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам;
  4. • обоснование решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод;
  5. • мероприятия по охране атмосферного воздуха;
  6. • мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Таким образом, ставить на учет строящийся объект должно то юридическое лицо, которое осуществляет деятельность (стройку) на данном объекте. Поскольку мероприятия по охране окружающей среды разрабатываются в рамках проектной документации на строительство, их разработкой занимается застройщик, следовательно, он и должен поставить объект НВОС на учет.

Организация арендует офис. Кто должен оформлять экологическую документацию (вести учет отходов, заполнять форму № 2-ТП (отходы), представлять декларацию о плате за НВОС, составлять паспорта отходов, заключать договоры на передачу отходов) — арендатор или арендодатель?

  • Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды[4].
  • Паспортизация отходов I–IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются такие отходы[5].
  • Отметим, что положения Федерального закона «Об отходах производства и потребления»[6] в основном построены так: в чьей деятельности образуются отходы, тот несет за них ответственность и разрабатывает ту или иную природоохранную документацию.
  • В связи с этим за отходы, которые образуются в результате деятельности арендатора, отвечает сам арендатор (если иное не установлено договором аренды), а значит, он обязан оформлять экологическую документацию.
  • Для того чтобы за отходы отвечал арендодатель, в договоре аренды следует прописать, например, следующее:
Читайте также:  Кто будет выплачивать кредит: меньше месяца назад мой муж взял кредит, на эти деньги он погасил предыдущие кредиты

Отходы, образующиеся в офисе (помещении) арендатора, считаются образованными от деятельности арендодателя по сдаче помещения в аренду и удаляются из офиса (помещения) арендодателем.

Арендодатель осуществляет все обязанности образователя и собственника данных отходов, предусмотренные действующим законодательством, а именно: соблюдает федеральные нормы, правила и иные требования в области обращения с данными отходами, ведет учет данных отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, представляет в установленном порядке необходимую информацию по форме статистического учета № 2-ТП (отходы), предусматривает места (площадки) накопления таких отходов, разрабатывает паспорта отходов I–IV классов опасности.

Распространенная ситуация, когда в договоре аренды прописано, что арендодатель оказывает только услугу по организации удаления (передачи) отходов, однако в таком случае ответственность за обращение с отходами остается на арендаторе и экологическая документация также разрабатывается арендатором.

Вопросы установления права собственности на отходы, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений[7].

Поскольку в результате осуществления деятельности в офисном помещении обычно образуются отходы, относящиеся к твердым коммунальным отходам (далее — ТКО), то плата за НВОС не вносится на основании п. 2 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ.

Соответственно, декларация о плате за НВОС не представляется ни арендодателем, ни арендатором.

При этом разрабатываются паспорта отходов, ведется учет образовавшихся отходов, подготавливается статистическая отчетность, заключаются договоры на передачу отходов арендатором, если иное не предусмотрено договором аренды.

Кто должен заключать договор с региональным оператором при арендных отношениях?

Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (п. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ).

Региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО, образующихся в зданиях (за исключением жилых помещений), строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в т.ч. в многоквартирных домах и на земельных участках, — с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами[8].

Вопрос собственности на отходы должен быть урегулирован в рамках договора аренды между сторонами (арендодателем и арендатором). Если в договоре аренды этот вопрос не урегулирован, то обязанность по заключению договора на вывоз ТКО ложится на арендатора как на собственника отходов.

  1. Кто должен устанавливать санитарно-защитную зону (далее — СЗЗ) при арендных отношениях?
  2. В срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена СЗЗ, правообладатель такого объекта обязан[9]:
  3. • провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта;
  4. • если выявится необходимость изменения СЗЗ, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, — представить в уполномоченный орган заявление об изменении СЗЗ.

В случае технического перевооружения объекта, изменения применяемых на объекте технологий производства продукции, изменения вида разрешенного использования или назначения объекта (за исключением случаев, предусмотренных п.

10 Правил № 222), а также в случае прекращения эксплуатации или ликвидации (в т.ч. сноса) объекта, являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде, правообладатель объекта обязан (п.

9 Правил № 222):

• в срок не более одного года со дня наступления указанных обстоятельств провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации);

• при выявлении превышения установленных гигиенических нормативов либо изменения такого воздействия объекта на среду обитания человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена СЗЗ, — представить в уполномоченный орган заявление об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ.

В случае прекращения эксплуатации, ликвидации (в т.ч.

сноса) объекта, не являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде, изменения вида разрешенного использования или назначения такого объекта, предусматривающего осуществление деятельности, в результате которой за контурами объекта его химическое, физическое и (или) биологическое воздействие на среду обитания человека не превышает установленных гигиенических нормативов, правообладатель объекта обязан в срок не более одного месяца со дня наступления указанных обстоятельств представить в уполномоченный орган заявление о прекращении существования СЗЗ (п. 10 Правил № 222).

Как видим, установление, изменение или прекращение существования СЗЗ осуществляются правообладателем объекта.

Словарь

Правообладатели земельных участков — собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков (ст. 5 Земельного кодекса РФ).

Следовательно, устанавливать СЗЗ может как арендодатель (собственник объекта), так и арендатор (имеющий права на временное владение и пользование объектом). Обязанности по установлению СЗЗ можно разграничить в договоре аренды.

  • Кто должен подписывать акт рекультивации — арендатор земельного участка, который провел рекультивацию, или собственник земельного участка?
  • Разработка проекта рекультивации и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе[10]:
  • • правообладателями земельных участков;
  • • лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута;
  • • лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
  • В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (далее — ОИВС, ОМС), уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации и рекультивация земель обеспечиваются (п. 4 Правил № 800):
  • • гражданами и юридическими лицами — собственниками земельных участков;
  • • арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами — в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);
  • • ОИВС и ОМС, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, — в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
  • Проект рекультивации подлежит согласованию (п. 15 Правил № 800):
С кем согласовывается проект В каком случае
С собственником земельного участка, находящегося в частной собственности Если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, не является собственником земельного участка
С арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем Если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем
С ОИВС или ОМС, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков В случае проведения рекультивации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в п. 3 или подп. «б» п. 4 Правил № 800

Акт рекультивации подписывается лицом, которое проводит рекультивацию (п. 30 Правил № 800). В данном случае таким лицом является арендатор земельного участка.

При этом не позднее 30 календарных дней с момента подписания акта его необходимо направить лицам, которые согласовывали проект рекультивации, в т.ч. собственнику земельного участка (п. 31 Правил № 800).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.