Выплаты по каско: имею ли я право на 50% штраф со страховой компании? После ДТП не по нашей вине страховая

После ДТП автовладельцы могут подать заявление на получение выплаты по КАСКО. Для ее одобрения потребуется выполнить ряд условий, при которых в компании признают случай страховым. При этом не менее важно понимать, как правильно действовать в случае происшествия, чтобы не потерять возможность получить страховку. Поэтому следует разобраться в этом вопросе подробнее.

Что такое КАСКО

Так называется добровольное страхование транспорта, которое позволяет получить выплату денежных средств, покрывающую расходы на ремонт. У этого полиса есть свои особенности. Многие водители не знакомы с ними, из-за чего сталкиваются с проблемами, когда хотят воспользоваться страховкой и получить компенсацию.

Полис покрывает затраты не только на ремонт, но и на замену автомобиля. Такая необходимость возникает при серьезных повреждениях машины, когда она не подлежит восстановлению. На практике выплат для приобретения нового авто недостаточно, а составляют они порядка 50–70% от его рыночной стоимости.

Важно! Если виновник аварии не приобрел полис КАСКО, то оплачивать ремонт собственного автомобиля он будет самостоятельно.

В чем отличия от ОСАГО

Другой вид автострахования, ОСАГО, тоже позволяет получить выплаты при аварии. Однако между ними есть различия.

С помощью последнего типа автовладелец страхует не машину, а собственную ответственность.

При ДТП такая страховка покроет расходы на ремонт чужого транспорта, если в происшествии виноват сам застрахованный человек. КАСКО же касается именно автомобиля и возмещает затраты на его восстановление.

Выплаты по каско: имею ли я право на 50% штраф со страховой компании? После ДТП не по нашей вине страховая

Оба вида страховки различаются перечнем случаев, когда можно рассчитывать на выплаты. От этого меняется и стоимость. ОСАГО имеет фиксированную цену. Затраты на приобретение КАСКО зависят от многих факторов, включая состояние и престижность авто.

Правила страхования и условия

Застраховать по такому полису можно любой автомобиль. Для этого потребуется посетить страховщика с пакетом необходимых документов и подписать Договор. Страхование бывает полным или частичным.

Разница в размере списка случаев, когда владельцу машины полагается выплата. Приобретая полный полис, человек защищает свой автомобиль на 100%.

Но иногда целесообразнее предпочесть частичную страховку, включающую только наиболее вероятные риски.

Существует 2 группы страховых случаев: хищение автомобиля и события или действия, поспособствовавшие причинению ему ущерба разной степени тяжести. В первом случае относительно угонщика будет возбуждено уголовное дело, а автовладелец может рассчитывать на дополнительные компенсации от виновного.

В перечне страховых случаев присутствуют:

  • различный ущерб при ДТП;
  • возгорание или взрыв;
  • несчастный случай;
  • воздействие стихийных явлений;
  • действия животных;
  • хулиганство, вандализм, хищение.

Выплаты по каско: имею ли я право на 50% штраф со страховой компании? После ДТП не по нашей вине страховая

Если автовладелец потеряет полис, то есть вероятность получения отказа при наступлении страхового случая. Также не получить выплаты рискуют те, чей агент обанкротился или признал договор недействительным. Злостные нарушения ПДД тоже влияют на решение страховой фирмы о назначении выплат. Зачастую нарушителям не выплачивают деньги, о чем дополнительно прописывают в договоре.

Важно! Если автовладелец незначительно нарушил ПДД, то получение страховки не избавит его от ответственности.

Сроки и порядок компенсации

Государство не регулирует сроки и порядок компенсации по КАСКО. Поэтому все определяется страховыми компаниями индивидуально. Крупные фирмы производят необходимые проверки и выплачивают деньги в течение 14 дней.

Компании среднего звена переводят средства при одобрении страхового случая в течение месяца. Малоизвестные страховщики могут выплачивать деньги быстро, но чаще всего затягивают процесс и даже отказывают.

Если работники фирмы одобряют перевод, то компенсация выплачивается наличными или путем перевода на карту. Для этого нужно прийти в офис страховщика и подписать бумаги.

Выплаты по каско: имею ли я право на 50% штраф со страховой компании? После ДТП не по нашей вине страховая

Если выбрать ремонт машины вместо получения денег, то сроки могут уменьшиться. Как правило, это занимает 1-2 недели. При отсутствии некоторых запчастей придется дождаться их доставки, что иногда затягивает процедуру на несколько месяцев.

От чего зависят выплаты

Размер выплат определяется каждый раз индивидуально. Поэтому сроки принятия решения о назначении компенсации могут затянуться на долгое время. Как правило, фирмы предоставляют лишь итоговые цифры, не раскрывая формулы расчета. Однако некоторые факторы, оказывающие влияние на размер выплат, все же известны.

  • Как заставить страховую компанию заплатить:
  • Что влияет на выплаты:
  • страховая сумма – бывают агрегатные и неагрегатные страховые суммы, в первом случае каждая новая выплата будет уменьшать размер следующей;
  • износ автомобиля – чем выше износ, тем меньше будет размер выплат, но этот фактор учитывается не всегда;
  • вариант страхования (полное или частичное) – если страховка не включает тип нанесенных повреждений, то выплат не будет вообще.

Выплаты по каско: имею ли я право на 50% штраф со страховой компании? После ДТП не по нашей вине страховая

Получить деньги в желаемом объеме удается далеко не всегда. Чаще сумма оказывается, значительно ниже той, на которую рассчитывает автовладелец. Итогом становится необходимость доплаты на ремонт личными средствами.

Важно! Если автовладелец приобрел машину в Кредит и не платит за нее, то банк имеет право наложить запрет на выплату страховки при ДТП.

Пошаговое руководство получения

Получение выплат в большинстве случаев происходит по идентичной схеме. Перед процедурой нужно подготовить все необходимые документы, среди которых обязательно должны быть ПТС, СТС, паспорт, в/у и справка о ДТП. Заявление можно написать дома или непосредственно в офисе страховщика.

Как действовать:

  1. Посетить страховую компанию со всеми документами, подать заявление.
  2. Обеспечить беспроблемное проведение технической экспертизы автомобиля.
  3. Дождаться решения, прийти в офис для получения денежной компенсации.

Некоторые компании не требуют повторного посещения офиса при одобрении выплат. Если владельцу машины удобно получать деньги на карту, то следует указать это в заявлении, чтобы их перевели после рассмотрения заявления. При осуществлении возмещения путем бесплатного ремонта нужно отвезти ТС в названый сервис.

Страховой случай при ДТП

Получить выплаты при аварии можно в большинстве случаев. Исключением являются ситуации, когда водитель совершил серьезные нарушения, которые привели к тяжелым последствиям.

Также в договоре могут быть указаны иные факторы, лишающие автовладельца компенсаций.

Ущерб возместят при аварии с участием других автомобилей или объектов, а также при повреждении машины без причинения вреда другим материальным объектам. Например, при падении в овраг или реку.

Страховым случаем будет любая степень повреждения машины. Однако при серьезном ущербе, который исключает ремонт и восстановление ТС, водитель сможет рассчитывать только на частичную выплату его стоимости. Поэтому приобрести такой же автомобиль на компенсацию не удастся.

Действия в случае аварии и после

Правильные действия повысят шансы на получение возмещения ущерба при ДТП. Поэтому сразу после аварии следует предпринять все необходимые действия, не впадая в панику. Первым делом нужно остановить транспортное средство и выйти из него.

Выплаты по каско: имею ли я право на 50% штраф со страховой компании? После ДТП не по нашей вине страховая

Как действовать дальше:

  1. Вызвать полицию, сообщив о происшествии.
  2. Оценить уровень повреждений машин.
  3. Поставить аварийные знаки, исключить перемещение автомобилей.
  4. Отказаться от составления Европротокола.
  5. Дождавшись работников ГИБДД, описать ситуацию.
  6. Внимательно ознакомиться с протоколом и подписать его.
  7. Сообщить страховому агенту о намерении подать заявление.
  8. Подготовить документы, отправиться в офис для подачи заявления.

Нельзя соглашаться на предложение второго участника аварии разъехаться без вызова ГИБДД. Если покинуть место происшествия, то шансы получить страховку будут нулевыми. Платить за ремонт тогда придется самостоятельно.

Оформление ДТП по КАСКО

Получение страхового возмещения по КАСКО возможно только при наличии правильно оформленных бумаг, доказывающих произошедшую аварию. Для этого в протоколе должны быть указаны все обстоятельства происшествия, сведения об автомобилях и водителях, подробная схема ДТП, а также показания обеих сторон. Если на участке дороги имеются камеры, то это следует отразить в документах.

Выплаты по каско: имею ли я право на 50% штраф со страховой компании? После ДТП не по нашей вине страховая

После оформления ДТП нужно правильно составить заявление. В нем потребуется указать наименование страховой фирмы, сведения о заявителе, описание произошедшего, перечень документов и дату, а также поставить подпись. При желании можно внести дополнительные сведения, т. к. строгой формы заполнения заявления нет.

Важно! Если оформление происшествия произошло с ошибками, то страховая может отказать и не компенсировать расходы.

Если водитель не вписан в полис

Вписан ли в полис водитель, находившийся за рулем автомобиля в момент происшествия, не имеет никакого значения. Компенсация по КАСКО будет выплачена в любом случае. Такое постановление было принято в 2014 году. Основанием стал факт, что договор страхования распространяется именно на машину, а не лицо, которое ею управляет.

Перед заключением договора его следует внимательно изучить. Страховка КАСКО иногда предоставляется компаниями на особых условиях. Некоторые страховщики вписывают отдельный пункт, который гласит, что выплаты производятся только при управлении машиной настоящим владельцем.

Размер выплат

Определить, сколько заплатит страховая, невозможно. Сумма высчитывается индивидуально для каждого случая.

Чаще всего выплаты составляют 80–90% от реальной стоимости ремонта, если внутри договора не содержится иных условий. Это связано с тем, что цена на запчасти высчитывается по минимальным показателям.

Приобрести такие детали не всегда возможно, так как сниженная стоимость актуальна только для ремонта от страховой.

Выплаты по каско: имею ли я право на 50% штраф со страховой компании? После ДТП не по нашей вине страховая

Если автомобиль не подлежит восстановлению, можно рассчитывать на крупные выплаты. Они составляют 50–75% от рыночной стоимости машины. Поэтому приобрести аналогичную новую взамен старой без доплаты из личных средств не удастся.

Однако максимальная выплата все же позволит купить другой автомобиль. Это может быть такая же подержанная модель или другая, но новая. Некоторые компании рассматривают этот пункт подробнее, оговаривая в договоре отдельные условия.

Что делать в случае отказа

Отказ при подаче заявления на получение компенсации – не редкость. Если он связан с неправильным заполнением протокола о ДТП или особыми условиями, прописанными в договоре, то рассчитывать на изменение решения нет смысла. Останется лишь ремонтировать транспортное средство за свой счет.

Как происходит выплата страховки по КАСКО при ДТП:

Если страховщики отказывают выплачивать ущерб без законных оснований, то водитель имеет право оспорить их решение.

Для этого нужно написать заявление на имя директора компании с просьбой пересмотреть решение, указав основания для осуществления выплат. Также можно сразу обратиться в суд.

Если судья сочтет автовладельца правым, то страховой компании придется произвести перевод средств в указанные сроки.

Важно! Если компания тянет время и не переводит средства, то можно тоже обратиться в суд.

Если ущерб больше

Большинство страховщиков стараются сознательно занизить размер выплат. Поэтому зачастую они могут намеренно пропустить малозаметные повреждения или отметить необходимость ремонта детали вместо замены. Результатом становится ощутимая разница между компенсацией и стоимостью восстановления авто.

При занижении размера компенсации стоит обратиться к независимой экспертизе. Об этом следует уведомить своего страховщика. После проведения осмотра Эксперт составит акт, где будет подробно описано состояние автомобиля. С этим документом можно обратиться в страховую для пересмотра решения. При отказе следует сразу же идти в суд.

Советы

Получить максимально возможное количество денег в качестве компенсации в 2022 году не так легко. Различные нюансы приводят к снижению выплат или отказу. Поэтому нужно воспользоваться простыми советами, чтобы повысить шансы на получение необходимой для ремонта суммы.

Выплаты по каско: имею ли я право на 50% штраф со страховой компании? После ДТП не по нашей вине страховая

Важные советы:

  • перед заключением договора КАСКО следует внимательно с ним ознакомиться;
  • сразу после аварии нужно позвонить страховщикам и сообщить о случившемся;
  • составленный протокол о ДТП требуется внимательно прочесть;
  • не стоит пытаться мошенничать и выдавать старые повреждения за новые;
  • при проблемах с выплатами следует обращаться в суд.

Такие простые советы помогут избежать проблем и получить компенсацию. Исключением станут лишь ситуации, когда выплаты невозможны по условиям договора или иным серьезным обстоятельствам. В остальных случаях ими стоит воспользоваться.

Читайте также:  Срок действия исполнительного листа

Получаем большую сумму страховки:

Заключение

Многие страховые компании отказывают своим клиентам в выплатах, что приводит к необходимости проведения ремонта за свой счет. Это может вызвать серьезные финансовые проблемы. Поэтому нужно знать нюансы получения компенсаций. Если со стороны застрахованного лица все сделано верно, а страховщики отказывают, то стоит обратиться к судебной системе и добиться законного возмещения ущерба.

Страховые выплаты по КАСКО: условия получения и поводы для отказа

При наступлении страхового случая по КАСКО страховщик обязан выплатить страховое возмещение. Обычно речь идет об оплате восстановительного ремонта на СТО, реже – получении суммы ущерба наличными в кассе компании.

Что это такое?

Страховые выплаты – компенсация для оплаты ремонта автомобиля или приобретения нового, аналогичного уничтоженному или угнанному.

Выплаты по каско: имею ли я право на 50% штраф со страховой компании? После ДТП не по нашей вине страховаяСуществует два способа компенсировать ущерб:

  • оплатить ремонт на СТО (партнера страховщика или выбранного страхователем);
  • выдать деньги страхователю или выгодоприобретателю на ремонт или покупку нового авто.

Деньги выплачиваются в размере реального ущерба, без учета морального ущерба, упущенной выгоды. Не оплачиваются также косвенные потери страхователя, например штрафы ГИБДД в случае ДТП.

При полной гибели машины компенсируется ее стоимость на день аварии. При повреждениях, требующих ремонта, оплачивается калькуляция расходов на восстановление транспорта.

Правила и условия выплат

Страховое возмещение можно получить только при соблюдении определенной процедуры. У страхователя есть обязанности вовремя сообщить страховщику о случившемся, собрать самостоятельно все необходимые документы, подтверждающие факт аварии или другого страхового случая, а также размер ущерба.

Порядок урегулирования убытков прописан страховым договором КАСКО и Правилами страхования. Перед тем как подписывать договор желательно внимательно изучить эти документы и убедиться в том, что вам предлагают реальные сроки и адекватные условия получения выплаты.

Перечень страховых случаев

Выплаты по каско: имею ли я право на 50% штраф со страховой компании? После ДТП не по нашей вине страховая

Перечень страховых рисков обязательно указывается в договоре. Клиент вправе выбрать одни риски и отказаться от других либо приобрести готовый пакет с определенным набором риском (например, купить страховку только от угона).

Под полной гибелью понимается безвозвратная утрата машины из-за ее полного уничтожения или серьезных повреждений. Различают также понятие конструктивной гибели, то есть получение автомобилем повреждений, которые делают ремонт экономически нецелесообразным. Обычно это происходит, если стоимость восстановления равна или больше 65 % фактической цены автомобиля.

Рассмотрим некоторые страховые риски более подробно.

  • Угон авто. Под угоном понимается утрата, повреждение или уничтожение, застрахованного авто, произошедшего в результате его увоза посторонними лицами. Если это произошло страхователь обязательно должен обратиться в полицию, чтобы зафиксировать факт преступления. Угон не стоит путать с риском “Хищение”, которое всегда производится с целью получения незаконной выгоды.
  • УТС. Потеря товарной стоимости это уменьшение цены автомобиля после попадания в аварию и ремонта. Даже если с машиной все в порядке и она на ходу, ее стоимость все равно объективно уменьшится после нахождения на СТО. В большинстве случаев страховщики не компенсирует этот ущерб, но бывают полисы для VIP-клиентов, которые включают и этот вид рисков.
  • Без ДТП. Основной риск для автомобиля это ДТП, но помимо этого существует еще очень большая группа рисков, которая также может пригодится страхователю. Это, прежде всего, риск повреждения или гибели машины в результате стихийных бедствий (бури (шторма), наводнения, урагана, града, снежной лавины, природного пожара). Страхуют машину также на случай взрыва или пожара, противоправных действий третьих лиц (хищения отдельных частей, поджога, подрыва).

Когда последует отказ?

У каждого страховщика существует свой перечень событий, которые не могут быть признаны страховыми случаями. Зависит набор исключений и от вида страховой программы. Например, в дорогостоящих страховках число вероятных отказов – минимально.

Отказ в выплате по КАСКО последует, если: Выплаты по каско: имею ли я право на 50% штраф со страховой компании? После ДТП не по нашей вине страховая

  1. причиной ДТП было нарушения правил дорожного движения (если это прямо указано в договоре);
  2. авария произошла из-за того, что страхователь выехал на дорогу на неисправной машине;
  3. страхователь решил сам отремонтировать машину до проведения экспертизы ущерба, а потом потребовать возмещение;
  4. нарушил условия страхового договора (не сообщил в ДПС, страховщику, уехал с места ДТП и пр.).

Наиболее типичная причина отказа – авария на дороге из-за значительного превышения скорости, вождения в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, проезда на запрещающий сигнал светофора, пересечения двойной сплошной и выезда на полосу встречного движения.

Отказывают также в том случае, когда страхователь нарушил порядок получения выплаты (не уведомил страховщика), завысил сумму ущерба, инсценировал ДТП.

От чего зависит размер возмещения?

Размер выплаты зависит от оценки ущерба, франшизы, величины лимита по конкретному виду повреждений и показателей износа автомобиля (если это предусмотрено страховым договором).

Расчет стоимости производится на основании результатов экспертизы полученного в ДТП ущерба и на основании. Специалисты находят средние цены в данном регионе на восстановительные работы и запчасти и выводят единую сумму затрат, которая потребуется для приведения в порядок автомобиля.

В отличие от ОСАГО, у КАСКО нет определенной законом максимальной суммы выплаты. Размер возмещения зависит от условий страхования и программы, которую выбрал страхователь. Страховщик не может выплатить больше суммы полученного ущерба и уж тем более стоимости автомобиля.

Пример расчета выплаты за ущерб при ДТП

Выплаты по каско: имею ли я право на 50% штраф со страховой компании? После ДТП не по нашей вине страховая

  • Если автомобиль стоимостью 1 млн. рублей попал в ДТП и получил ущерб в размере 200 тыс. рублей, то выплата будет произведена в размере 200 тыс. рублей только, если полис оформлялся без франшизы и с расчетом выплаты без учета износа деталей.
  • Если износ насчитывается, то из стоимости восстановительного ремонта 200 тыс. рублей (из которой 120 тыс. рублей это работы и 80 тыс. это запасные части и материалы) вычитается, допустим, 30% износа. Получаем сумму уже не 200 тыс. рублей, а 176 тыс. рублей.
  • Если франшиза составляла 10%, то ремонт будет оплачен на сумму: 156 тыс. рублей (176 тыс. рублей минус 20 тыс. рублей франшизы).

Обращение после ДТП

После того, как случилась авария нужно сразу позвонить в ГИБДД (если ДТП серьезное) и в страховую компанию. Сообщить о страховом случае можно не только по телефону, но и зайдя на сайт страховщика в раздел «Уведомить о страховом случае». Заявление о страховом событии пишется в течение 5-7 дней. Точный срок должен быть указан в страховом полисе.

Документы для выплаты:

  • заявление;
  • копии свидетельство регистрации, ВУ;
  • копия полиса;
  • копия справка о ДТП установленной формы, справки из государственных инстанций (МЧС и пр.);
  • копия паспорта;
  • копия протокола об административном правонарушении (в случае ДТП).

Машина, побывавшая в аварии, обязательно предоставляется для осмотра и экспертизы. Результаты оформляются в письменном виде и подписываются страховщиком, экспертом-техником, и владельцем машины. Справку о ДТП и протокола нужно взять в ГИБДД, в случае стихийного бедствия нужно взять подтверждающий документ в МЧС РФ, в случае пожара в Госпожарнадзоре.

Все документы формируются в пакет и отдаются страховщику под роспись. Страховщик готовит акт о страховом случае на основании имеющихся документов, где производит расчет страховой выплаты.

Как получить деньги: пошаговая инструкция

Процедура урегулирования убытков начинается сразу же после страхового события. Первый этап: написание заявления в страховую компанию. Второй: осмотр автомобиля страховым менеджером. Третий: передача документов и ожидание вердикта страховщика.

Для получения денег потребуется:

Выплаты по каско: имею ли я право на 50% штраф со страховой компании? После ДТП не по нашей вине страховая

  1. Обратиться в страховую компанию с заявлением.
  2. Собрать все документы, перечисленные в страховом договоре.
  3. Проконтролировать составление акта осмотра автомобиля.
  4. Получить от страховщика признание страхового события либо отказ в выплате возмещения.
  5. Если страховой случай признан, то получить направление на ремонт и отремонтировать машину.

Если проводилась независимая Экспертиза, то нужно приложить также отчет эксперта. Страховщик обязан осмотреть автомобиль после подачи заявления (в течение недели), а также уже после восстановительного ремонта. В обоих случаях составляется акт осмотра. Все действия проводятся в присутствии владельца автомобиля.

Сроки рассмотрения заявления страхователя указаны в страховом договоре. Обычно это 5-7 дней. Деньги можно получить в течение 1 месяца либо в эти же сроки можно получить письменный отказ в получении возмещения.

Сроки восстановления машины зависят от тяжести повреждений, наличия очереди на СТО, доступности тех или иных деталей, которые требуют замены. В среднем на ремонт уходит 1-1,5 месяца.

Что делать при отказе?

Если страховщик отказал в выплате, то это всегда можно обжаловать. Первая стадия это обращение к председателю правления компании с описанием ситуации и требованием выплатить деньги в соответствии с договором. Если через месяц страхователю ответили очередным отказом либо вовсе не ответили, то можно обращаться в суд либо с жалобой регулятору (Банк России) или в прокуратуру.

Абандон

Существует также такое понятие как абандон. Это право клиента заявить об отказе от своих прав на автомобиль в пользу страховщика, в обмен на полное страховое возмещение. Чтобы воспользоваться этим правом, нужно написать заявление (но не позднее полугода с момента страхового события).

  • Если страховщик выплатил деньги, но автомобиль в результате не погиб, страхователь обязан вернуть их и вновь вступить в права собственника.
  • В следующем видео подробно рассказано в каких случаях можно получить выплаты по КАСКО:

КАСКО – один из самых убыточных видов страхования для страховщиков. В основном выплаты производится путем перечисления денег на счет СТО. Возмещение может быть существенно урезано, если автомобиль изначально был не новый и имеет большой процент износа либо если при оформлении полиса была выбрана большая франшиза.

3 пункта в договоре каско, из-за которых страховщик может занизить выплату

Страховые компании сами решают, в каких случаях они платят компенсацию по каско, а в каких — нет. Чем этот список больше, тем дороже полис.

Вот восемь ситуаций, в которых выплату по каско обещают все крупные страховщики:

  • угон;
  • ущерб при ДТП;
  • опрокидывание машины;
  • пожар;
  • необычные стихийные явления;
  • падение предметов на автомобиль;
  • вандализм и хулиганство;
  • повреждение машины животными.

Однако это далеко не всё, что может случиться с автомобилем. Так, некоторые страховые отказывают в выплатах, если:

  • произошло самовозгорание автомобиля — автовладельца в этом случае скорее отправят к производителю, который виноват в коротком замыкании проводки;
  • проводку под капотом повредили грызуны;
  • случился поджог — он считается исключением, обозначенным как ущерб со стороны третьих лиц;
  • произошёл теракт — это редкий риск, и чтобы страховщик отказал в выплате, ситуацию должны признать терактом правоохранительные органы;
  • машину повредили предметы, принесённые ветром — компании так сужают риск «аномальные природные условия» и подстраховывают себя от массовых обращений после ураганов, которые часто бывают в Москве и Санкт-Петербурге;
  • авто получило повреждения при наезде на животных;
  • ущерб нанесён «вне дороги» в понимании Правил дорожного движения, то есть при движении по просёлочным, неасфальтированным дорогам, на подъездах к дачным СНТ и так далее.
  • Не верить словам автодилеров о том, что «каско везде одинаковое, просто цены почему-то разные».
  • Выбирать полис с наиболее полным перечнем рисков. Для этого внимательно читать договор страхования, особенно раздел «Страховые риски», и везде искать слова «кроме» и «за исключением» — именно здесь написано, в каких ситуациях страховая откажет в выплате.

При страховании компания устанавливает тотал — это уровень повреждений, при котором ремонт машины невыгоден и страховая фиксирует полную гибель автомобиля. Тотал считается в процентах от стоимости авто и в среднем равен 75%. То есть страховщик не будет ремонтировать машину, если оценит стоимость ремонта в 75% от стоимости авто и более.

Читайте также:  Убиреться ли погашенная судимость из базы данных

В случае полной гибели автомобиля страховая предлагает водителю:

  • оставить себе повреждённую машину и получить страховую сумму за вычетом износа авто и стоимости запчастей, которые остались целыми после аварии;
  • передать машину страховщику и получить страховую сумму за вычетом износа авто.

Проблема в том, что оценка тотала проводится исходя из стоимости ремонта у официального дилера, а его Услуги стоят дорого. Например, ремонт, который водитель оценит в 200–300 тысяч ₽, официальный дилер может оценить в 700–800 тысяч ₽, и страховщику выгоднее будет признать машину тоталом, хотя на деле она может вполне подлежать восстановлению.

Выплаты по каско: имею ли я право на 50% штраф со страховой компании? После ДТП не по нашей вине страховаяПримеры тотала: как видим, машины вполне подлежат восстановлению

  • При выборе страховки обращать внимание на процент тотала: он указан в правилах страхования в разделе «Ущерб» или «Условия полной гибели ТС».
  • Оформлять страховку с максимальным тоталом — близким к 80%. В этом случае будет меньше вероятность того, что машину при ДТП средней тяжести посчитают тотальной и откажут в ремонте.

Ремонт машины по каско может производиться у официального дилера или в мультисервисе. Большинство страховых разрешают автовладельцу при покупке полиса выбрать, куда он поедет в случае ущерба: к официальному дилеру или в мультибрендовый автосервис из числа партнёров страховой.

От этого выбора зависит цена полиса. Договор с ремонтом в мультисервисе будет стоить на 20–30% дешевле за счёт меньшей стоимости нормочаса и высокой конкуренции среди мультисервисов.

В некоторых страховых компаниях выбор автосервиса зависит от того, находится машина на гарантии или нет. Если авто гарантийное, при ущербе водителя направляют на ремонт у официального дилера, а если нет — исключительно на мультисервис. Это может стать неприятным сюрпризом для водителей, которые доверяют только официальному сервису и привыкли обслуживаться там даже по окончании гарантии.

  • Внимательно читать все условия отправки на ремонт в правилах страхования компании. Они прописаны в разделе «Ущерб, его размеры и условия урегулирования».
  • Владельцам дорогих авто лучше выбирать ремонт у официального дилера, чтобы быть уверенным в качестве работ.
  • Если важнее экономия — указывать в договоре мультибрендовый сервис.

Подобрать оптимальный вариант

Неустойка по Каско, порядок расчета и основания для её взыскания

Неустойка по Каско является одной из мер гражданско-правовой ответственности страховщика, в связи с неисполнением или ненадлежащим (несвоевременным) исполнением им принятых на себя по договору добровольного страхования транспортных средств, обязательств. Несмотря на сложившуюся в судебной практике положительную тенденцию взыскания неустойки по Каско в пользу страхователя, ряд вопросов по-прежнему остается открытым.

Стоит обозначить неоднозначный подход судов к вопросам взыскания неустойки по Каско. В частности, отмечалось, что взыскание неустойки поставлено в прямую зависимость от взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, где применение к страховщику одной финансовой санкции исключало другую.

Не так давно суды исходили из того, что в при нарушении со стороны страховщика сроков страховой выплаты по Каско, потребителю по его требованию могли на сумму страхового возмещения быть начислены только проценты за пользование чужими денежными средствами. Однако уже с начала 2015 г. сложилась принципиально иная позиция судов в решении вопроса о взыскании неустойки по Каско.

Важно! Суды полагают возможным взыскивать неустойку со страховщиков, допустивших нарушение сроков урегулирования убытков.

При этом к рассматриваемым правоотношениям в полном объеме применяются нормы законодательства о защите прав потребителей в части размера неустойки и оснований ее взыскания. Правда, все же стоит допускать небольшую поправку на правила добровольного страхования, которыми оговорены сроки урегулирования взаимоотношений страховщика и страхователя в связи с наступившим страховым событием.

В связи с чем можно получить неустойку по каско

В большинстве страховых компаний выплата страхового возмещения в связи с наступившим страховым событием предполагается в виде направления поврежденного транспортного средства на ремонт. В крайне редких случаях допускается выплата возмещения в денежной форме.

Именно это обстоятельство и является сдерживающим страхователей фактором: наиболее часто приходится сталкиваться с вопросами — когда можно обратиться в суд, на какую выплату стоит рассчитывать, как долго будет идти судебное разбирательство, какой размер неустойки и иных штрафных санкций по Каско взыщет суд и т.п.

Важно! Как и любая услуга, страховая выплата, независимо от ее формы, должна быть произведена в конкретные сроки.

Условно их можно разбить на две группы: сроки, связанные с выдачей направления на ремонт и, собственно, сроки самого ремонта поврежденного транспортного средства. Если первая группа достаточно четко прописана, то продолжительность второй определяют по аналогии с Законом РФ «О защите прав потребителей» составляет не более 45 дней.

Важно! Именно нарушение одного из сроков оказания услуги и влечет возникновения у страхователя права на получение неустойки по Каско.

Расчет неустойки по Каско

Руководствуясь все тем же Законом РФ «О защите прав потребителей» размер неустойки по Каско можно определить как 3 процента от стоимости услуги за каждый день просрочки. К определению стоимости услуги суды подходят с заметным единодушием.

Страховая услуга с позиций действующего законодательства есть ничто иное как финансовая услуга, оказываемая страховой организацией (страховщиком) первостепенное значение которой состоит в защите интересов страхователей на случай наступления определенных событий, признаваемых страховым случаем.

Ценой страховой услуги определяется как вносимая страхователем страховая премия, по цене которой и покупается страховой полис Каско.

Здесь заранее стоит обозначить, что  выплата страхового возмещения, как бы этого не хотелось, но ценой страховой услуги не является — это своеобразный денежный эквивалент результата оказания страховщиком данной услуги.

И именно поэтому на сумму страхового возмещения при задержке ее выплаты неустойка по Каско не начисляется. Правда, не стоит упускать из виду, что на сумму страховой выплаты, при нарушении сроков ее осуществления, могут быть начислены проценты за пользование чужими денежными средствами.

Важно! При расчете неустойки главное не упустить из виду, что размер подлежащей взысканию суммы ограничен.

Сумма потребителем неустойки  не может превышать общую стоимость услуги, т.е. размер уплаченной страховой премии. Таким образом, если при покупке покупки полиса Каско было внесено в кассу страховой компании 80 тысяч рублей, то при расчете неустойки – это будет тот максимум, на который следует ориентироваться.

Как начисляются проценты

Так как страховое возмещение по договору КАСКО является денежным обязательством, то нарушение сроков его выплаты согласно заключенному договору в пределах указанной страховой суммы является нарушением страховщиком в части исполнения своих денежных обязательств перед лицом, застраховавшим свою ответственность. В связи с этим, исходя из норм ст. 395 ГК РФ, для неисполнения взятого на себя обязательства по невыплате причитающегося страхового возмещения в срок, предусмотрена ответственность, которая выражается в виде уплаты процентов на сумму долга. Размер таких процентов определяется исходя из установленной на данный период ключевой ставки Банка РФ. В случае, если же процентная ставка за ненадлежащее исполнение страховщиком своего обязательства установлена договором, то для расчета применяется она.

Важно! При исчислении суммы процентов за пользование чужими денежными средствами необходимо применять ключевую ставку, установленную на момент подачи искового заявления в суд.

Проценты за пользование чужими денежными средствами должны быть взысканы со страховщика с момента:

  1. отказа страховщика в выплате страхового возмещения;
  2. выплаты не в полном объеме;
  3. истечения срока выплаты страхового возмещения.

Таким образом, если обязательство предусматривает момент (период времени), когда оно должно быть исполнено, то его неисполнение дает право лицу, застраховавшему свою ответственность по КАСКО, требовать выплату процентов за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 ГК РФ и руководствуясь п. 43, п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 20 “О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан”.

Пример расчета

Вс напомнил, когда страхователь вправе требовать возмещения стоимости ремонта автомобиля по каско

Верховный Суд опубликовал Определение № 18-КГ21-10-К4 от 18 мая, в котором рассмотрен вопрос о том, может ли страхователь в случае нарушения страховщиком обязательства произвести ремонт ТС претендовать на стоимость его возмещения.

Суд первой инстанции встал на сторону страхователя

В июле 2018 г. между Борисом Петрачуком и АО «АльфаСтрахование» был заключен договор страхования КАСКО, которым предусматривалось возмещение за повреждение и хищение на сумму 3 млн руб. и за несчастный случай – 1 млн руб.

Согласно условиям договора выплата страхового возмещения по риску «повреждение», за исключением случаев полной гибели автомобиля, осуществляется путем организации и оплаты страховщиком ремонта на СТОА, имеющей договорные отношения со страховщиком, по выбору и по направлению страховщика.

Страхователь в день заключения договора единовременно уплатил страховую премию в размере 115 тыс. руб.

В период действия договора автомобиль был поврежден, и Борис Петрачук уведомил страховую компанию. После осмотра автомобиля страховщик признал случай страховым и выдал владельцу направление на ремонт.

Не согласившись с перечнем предполагаемых работ и заменяемых деталей, указанных в счете СТОА, страхователь направил в СК претензию, в которой просил выплатить ему страховое возмещение в денежном выражении.

Ответа на претензию, равно как и страхового возмещения, мужчина не получил.

В дальнейшем Борис Петрачук обратился в суд с иском к компании «АльфаСтрахование», в котором просил взыскать стоимость восстановительного ремонта ТС, неустойку, компенсацию морального вреда, Штраф, расходы на оплату экспертного заключения, а также расходы на представительские услуги и на составление доверенности.

Решением Туапсинского городского суда Краснодарского края от 7 ноября 2019 г. Иск удовлетворен частично: с «АльфаСтрахования» в пользу страхователя взысканы страховое возмещение, неустойка, компенсация морального вреда и штраф в общем размере 1 млн руб.

Суд первой инстанции исходил из того, что хотя заключенным между сторонами договором страхования ТС в случае его повреждения предусмотрено страховое возмещение в виде выдачи потерпевшему направления на ремонт на соответствующую СТОА, в данном случае страховщиком не выполнено обязательство по надлежащей организации такого ремонта, поскольку указанный в направлении на ремонт объем повреждений автомобиля Бориса Петрачука не соответствовал имеющимся в действительности повреждениям. На основе изложенного суд указал, что Истец вправе был потребовать от ответчика выплаты страхового возмещения в денежном выражении в размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля. При определении размера подлежащего взысканию в пользу потерпевшего страхового возмещения суд первой инстанции руководствовался заключением проведенной судебной автотехнической экспертизы от 24 октября 2019 г.

Апелляция не нашла оснований для выплаты истцу страхового возмещения в денежном выражении

2 июля 2020 г. апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение первой инстанции было отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.

В заседание судебной коллегии для представления интересов истца явился его представитель, адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов Артур Саакян, который не был допущен к участию в заседании, поскольку не имел при себе диплома о высшем юридическом образовании.

Апелляционной суд посчитал, что страховщик выполнил условия заключенного договора, согласно которым в случае повреждения автомобиля страхователя страховщик обязан выдать потерпевшему направление на ремонт автомобиля на соответствующей СТОА, однако Борис Петрачук уклонился от предоставления поврежденного ТС на ремонт. Помимо этого суд отметил, что судебный эксперт не осматривал автомобиль и произвел экспертизу на основании материалов дела, в том числе представленных истцом, достоверность которых, по мнению апелляционного суда, вызывает сомнение.

Читайте также:  Услуги коллекторов для физических лиц: стоимость, возврат долгов в Москве, сбор долгов, как найти коллекторское агентство?

«Доказательств фактически понесенных затрат на восстановление автомобиля истцом не представлено, в связи с чем оснований сомневаться в правильности произведенного ответчиком расчета стоимости восстановительного ремонта транспортного средства у судебной коллегии не имеется», – пояснила коллегия краевого суда. В связи с этим апелляция установила, что оснований для выплаты истцу страхового возмещения в денежном выражении не имеется. С данными выводами согласился кассационный суд общей юрисдикции.

Недопущение представителя к участию в заседании нарушило конституционное право истца

Позднее Борис Петрачук обратился с жалобой в Верховный Суд и просил оставить в силе решения суда первой инстанции. Судебная коллегия по гражданским делам ВС не согласилась с доводами апелляционной и кассационный инстанций, отметив допущенные нарушения норм действующего законодательства.

Прежде всего Верховный Суд напомнил, что в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Как предусмотрено ч. 1 ст.

48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Суд разъяснил, что в ст.

49 Кодекса закреплено, что представителями в суде могут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены.

«Представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, и по общему правилу – также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности», – отмечено в определении.

Верховный Суд разъяснил применение норм ГПК, АПК, КАС в связи с процессуальной реформойПленум ВС РФ принял постановление о некоторых вопросах применения обновленных процессуальных норм во избежание судебных ошибок

ВС указал, что при недопущении представителя истца к участию в заседании по причине отсутствия у него при себе диплома о высшем юридическом образовании апелляционный суд не принял во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2019 г.

№ 26 о применении норм ГПК, АПК, КАС в связи с процессуальной реформой.

В соответствии с данным положением лицо, которое до вступления в силу изменений начало участвовать в деле в качестве представителя, после вступления в силу изменений сохраняет предоставленные ему по этому делу полномочия вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности.

Так, Суд пояснил, что из материалов дела следует, что Артур Саакян, действующий на основании выданной ему в установленном законом порядке доверенности, участвовал 27 сентября 2019 г.

в судебном заседании суда первой инстанции в качестве представителя истца.

В связи с этим адвокат сохранил предоставленные ему Борисом Петрачуком полномочия на участие в деле в качестве представителя в суде апелляционной инстанции.

По мнению Верховного Суда, не допустив Артура Саакяна в качестве представителя истца к участию в рассмотрении дела в апелляционном порядке, судебная коллегия тем самым нарушила конституционное право Бориса Петрачука на получение квалифицированной юридической помощи и принцип состязательности сторон гражданского процесса, а ее постановление, вынесенное без учета принципов гражданского судопроизводства, не может считаться законным.

ВС не согласился с формальным подходом суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела

Ссылаясь на п. 1 ст.

929 ГК РФ, Суд указал, что страховщик, заключая договор страхования, берет на себя обязательства за обусловленную договором плату при наступлении предусмотренного в договоре события возместить страхователю причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя в пределах определенной договором суммы.

Верховный Суд также подчеркнул, что по общему правилу, установленному п. 3 ст. 10 Закона об организации страхового дела, обязательство по выплате страхового возмещения является денежным. Вместе с тем согласно п.

4 указанной статьи в пределах страховой суммы может предусматриваться замена страховой выплаты предоставлением имущества, аналогичного утраченному имуществу, а в случае повреждения имущества, не повлекшего его утраты, – организацией и (или) оплатой страховщиком в счет страхового возмещения ремонта поврежденного имущества.

Обращаясь к п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г.

№ 20, Верховный Суд подчеркнул, что если договором добровольного страхования предусмотрен восстановительный ремонт ТС на СТОА, осуществляемый за счет страховщика, то в случае неисполнения такого обязательства в установленные договором сроки страхователь вправе поручить производство ремонт третьим лицам либо произвести его своими силами и потребовать от страховщика возмещения понесенных расходов в пределах страховой выплаты.

В рассматриваемом случае транспортное средство отремонтировано не было, поскольку истец не согласился с объемом предполагаемых восстановительных работ, полагая его недостаточным.

В связи с этим, как пояснил Суд, для правильного разрешения спора суду апелляционной инстанции надлежало установить, какие обязанности возникли у сторон договора КАСКО в связи с наступлением страхового случая.

Кроме того, в связи с несогласием Бориса Петрачука с объемом предполагаемых восстановительных работ было необходимо выяснить, какие действия каждая из сторон в соответствии с действующим законодательством должна была предпринять и предприняла. Однако судом эти обстоятельства не устанавливались и на обсуждение сторон не выносились, подчеркнул ВС.

Суд также посчитал, что апелляционной инстанции следовало определить, были ли надлежащим образом страховщиком исполнены обязательства, возникшие из договора имущественного страхования, обусловлено ли соглашение сторон о натуральном возмещении условиями договора КАСКО, предусмотрена ли законом или договором возможность замены обязательства, исполняемого в натуре, денежным обязательством. В связи с выявленными нарушениями Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Эксперты оценили позицию Верховного Суда

В комментарии «АГ» Артур Саакян указал, что в жалобе в ВС он в первую очередь сослался на ст.

929 ГК РФ, из буквального толкования которой, по его мнению, следует, что страховщик, заключая договор страхования, берет на себя обязательства по устранению всех повреждений, возникших при наступлении страхового случая в период страхования.

«Соответственно, надлежащим исполнением обязательств со стороны страховщика является выдача направления на ремонт всех повреждений транспортного средства, относящихся к страховому случаю, в сроки, установленные договором», – пояснил представитель истца.

Артур Саакян отметил, что направление на ремонт не обеспечивало защиту имущественных интересов страхователя, поскольку не обеспечивало приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового события.

По мнению адвоката, апелляционное определение основано на поверхностной оценке правоотношений сторон, без учета фактических обстоятельств дела.

«Следуя логике судов апелляционной и кассационной инстанций, если на автомобиле будет условно повреждено 100 деталей, относящихся к страховому случаю, а страховщик решит отремонтировать лишь одну и выдаст направление на ремонт, то обязательства страховщика будут считаться исполненными», – указал Артур Саакян. Он обратил внимание, что именно данный довод жалобы Верховный Суд посчитал заслуживающим пристального внимания, отразив в своем судебном акте.

По словам Артура Саакяна, рассматриваемая проблема является актуальной на сегодняшний день и стоит остро, так как в настоящее время суды рассматривают существенный объем аналогичных дел и позиции ВС РФ всегда являются ориентиром для правильного толкования и применения норм права. «Полагаю, что позиция ВС по данному делу может существенно поменять устойчиво сложившуюся негативную для страхователей судебную практику и суды уйдут от поверхностного подхода к рассмотрению подобных дел, где, как правило, для отказа в удовлетворении требований страхователей достаточно было лишь установить факт выдачи направления на ремонт со стороны страховщика и непредоставления транспортного средства на ремонт со стороны страхователя. При этом оценка соответствия самого направления на ремонт закону не давалась», – поделился Артур Саакян.

Адвокат Московской городской коллегии адвокатов, эксперт в сфере страхового права Дмитрий Шнайдман отметил, что вариант выплаты страхового возмещения на условиях организации ремонта на СТОА практически всегда является самым экономичным из предлагаемых страховщиком вариантов заключения договора КАСКО, поэтому он популярен среди страхователей.

«Тем не менее зачастую при наступлении страхового случая страхователь не имеет намерения восстановить свое нарушенное право, осуществив ремонт по направлению страховщика, но рассматривает договор страхования как возможный способ обогащения, используя любые формальные поводы для получения страхового возмещения в денежной форме», – считает эксперт.

В частности, по мнению Дмитрия Шнайдмана, в рассматриваемом деле, в случае несогласия страхователя с предполагаемым объемом ремонтных работ, указанным в направлении страховщика, добросовестным поведением страхователя могло бы являться требование о понуждении страховщика исполнить договор на согласованных условиях, выдав направление на ремонт всех повреждений, имеющих отношение к страховому случаю. В этом случае спор касался бы порядка исполнения обязательств страховщика, связанных с выплатой страхового возмещения путем организации восстановительного ремонта, но не менял бы сути данного обязательства, добавил адвокат.

«С моей точки зрения, в определении Верховный Суд не высказал окончательного мнения о возможности изменения судами согласованного сторонами договора страхования КАСКО способа осуществления выплаты страхового возмещения», – считает Дмитрий Шнайдман.

Данную позицию эксперт обосновывает тем, что, отправляя дело на новое апелляционное рассмотрение, Верховный Суд обозначил возможность такого изменения условиями конкретного договора страхования, указав, что судами указанные вопросы исследованы не были.

При таких обстоятельствах, по его мнению, правовую позицию Верховного Суда по сути рассматриваемого вопроса нельзя признать окончательно сформированной.

Юрист юридического бюро «ОЛИМП» Иван Хорев также заметил, что из фабулы дела, изложенной Верховным Судом, неясно, устанавливали ли суды нижестоящей инстанции экспертным или иным путем то обстоятельство, что выданное страхователю страховщиком направление на ремонт не соответствовало перечню полученных повреждений, и произвел ли такой ремонт страхователь за свой счет после отказа от ремонта на СТОА. При этом эксперт заметил, что страхование по КАСКО всегда дороже, чем обязательное страхование, соответственно, после уплаты значительной суммы страховой премии страхователь вправе ожидать качественного и оперативного разрешения спорной ситуации, особенно если она уже квалифицирована страховщиком как страховой случай.

«В настоящем споре Верховный Суд дал важные критерии того, какие обстоятельства нужно устанавливать судам нижестоящих инстанций для правильного разрешения таких споров.

Сам по себе спор является рядовым, но те критерии правильного разрешения спора, которые обозначил Верховный Суд, направляя дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, могут стать важным ориентиром и для судов по данной категории споров, и для страховых компаний, которые могут повышать качество досудебного разрешения подобных споров», – заключил Иван Хорев.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *