Отказ в соц. найме: квартира может быть служебной, если ее передали на баланс города Москвы более 10 лет

Ряд граждан имеет право получить в пользование служебное жилье на время работы в учреждении, на предприятии или в период прохождения службы. Сложность оформления в том, что законом не установлен единый порядок получения таких квартир, а ключевые решения всегда принимает собственник. Сегодня этот вопрос рассмотрим подробнее, выделим общие правила и отдельные особенности по структурам.

Закон о служебном жилье

Отказ в соц. найме: квартира может быть служебной, если ее передали на баланс города Москвы более 10 лет

Единого закона о служебном жилье, который бы подходил для всех ситуаций, не существует. Общие положения содержатся в Жилищном кодексе РФ. Конкретизацию нужно искать в зависимости от сферы работы. Например, военнослужащие обращаются к Закону о статусе военнослужащих и Приказу Минобороны от 30.09.2010 № 1280. Если квартира находится в муниципальной собственности, то нужно смотреть соответствующий административный регламент населенного пункта.

Нормы ЖК о том, что такое служебное жилье, выделяют следующие особенности такой жилплощади:

  • жилплощадь относится к государственному или муниципальному фонду;
  • предоставляется в связи с исполнением служебных обязанностей для временного проживания.

Предоставляемое помещение может быть только изолированным и полностью пригодным для проживания. Сегодня этим требованиям отвечают квартиры. Комнаты в общежитиях не являются служебными и предоставляются в случае, если нет возможности передать отдельную квартиру.

Общие правила предоставления служебного жилья следующие:

  • служебная квартира выдается лицу, которое работает на предприятии, в учреждении, занимает государственную должность или несет службу;
  • проживать в предоставленном помещении можно в течение срока, предопределенного трудовым (служебным) контрактом – именно трудовые отношения предопределяют возможность пользования жилплощадью;
  • итоговое решение предоставить Жилое помещение или нет принимает собственник;
  • получить квадратные метры в собственность нельзя, но есть Процедура обхода этого правила.

Важно! В целом порядок предоставления служебного жилья одинаковый с рядом нюансов, которые определяются ведомством-собственником.

Отличие от социального найма

Жилые помещения по трудовому контракту по своему статусу значительно отличается от муниципального, которое сдают по договорам социального найма. Юридически первое относится к специализированному фонду.

Отличия следующие:

  • муниципальную квартиру получают нуждающиеся в связи с плохими жилищными условиями, служебную – сотрудникам и служащим в связи с трудовым контрактом;
  • нормативно социальный найм регулируется разделом III, специализированное – разделом IV ЖК РФ;
  • жилплощадь по социальному найму можно приватизировать, а специализированную по службе – нет.

Именно в связи с возможностью приватизации возникает больше всего вопросов. Квартиры, находящиеся на балансе муниципалитета, могут как иметь статус служебных, так и не иметь.

Статус служебного жилья присваивается по специальному решению муниципальной власти. Как узнать, муниципальная квартира или служебная – запросить у собственника решение о присвоении такого статуса. Если такого решения нет, то квартира не имеет статуса служебной, а значит, ее можно приватизировать.

Кто имеет право получить

На временное пользование служебным жильем претендуют:

  • государственные служащие;
  • депутаты любого уровня;
  • сотрудники различных учреждений с государственным участием (например, РЖД);
  • учителя, врачи, пожарные, полицейские;
  • лица, несущие службу в МВД;
  • военные.

Список, кому положено жилье, открытый. Жилищное законодательство не содержит запретов на предоставление отдельным гражданам такого типа жилплощади, поэтому узнавать о возможности получения помещения для проживания нужно в своей структуре.

Главное условие – у гражданина не должно быть других квартир на территории субъекта, в которых он мог бы проживать в период трудовой деятельности.

Порядок получения

Общий порядок, как получить служебное жилье, можно разделить на два этапа:

  1. Подача заявления о признании нуждающимся в предоставлении жилья. На этом этапе человек признается имеющим право на специальную квартиру и становится в очередь.
  2. Далее подается заявление на предоставление непосредственно жилплощади, заключается Договор и семья вселяется в квартиру.

Как предоставляется служебная квартира, подробнее рассмотрим далее.

Список документов

Для постановки в очередь – документы для получения служебного жилья:

  • паспорта нанимателя и членов его семьи (для детей – свидетельства о рождении);
  • свидетельство о браке, разводе;
  • справка о составе семьи (домовая книга) с места постоянного проживания;
  • трудовой контракт или документ об избрании на должность;
  • выписка из ЕГРН о правах заявителя на объекты недвижимости;
  • заявление о постановке на учет.

Внимание! Если служебное жилье предоставляется из муниципального фонда, понадобится ходатайство работодателя о предоставлении квартиры сотруднику.

Дополнительные  документы на служебное жилье понадобятся уже после постановки на учет и для непосредственного получения квартиры. К ним относятся:

Представленные бланки заявлений являются примерными. Администрация населенного пункта или региона, как правило, разрабатывает собственные формы.

Порядок действий

Пошаговый  порядок получения служебного помещения:

  1. Определяем собственника квартиры. На этом этапе нужно установить, чье решение о вселении предстоит получить и какое ведомство будет подписывать договор. Вариантов несколько. Это администрация населенного пункта, администрация региона, уполномоченный орган власти (министерство, департамент, комитет и т.д.), руководство предприятия. Начать поиск лучше со своего работодателя, который подскажет, куда именно нужно обращаться.
  1. Собираем документы. Список, приведенный выше, является примерным. Точный список, подходящий к конкретной ситуации, можно получить у сотрудников компетентного ведомства. С каждого документа нужно сделать копию, а на прием взять пакет с подлинниками и с копиями.
  1. После оформления всех справок подаем заявление на постановку в очередь нуждающихся в предоставлении жилплощади. Срок рассмотрения заявления – до 30 дней. В рамках проверки чиновники выявят, действительно ли имеется необходимость в предоставлении  служебного жилого помещения. В любом случае заявителю выдается письменный ответ. Отказ можно обжаловать в вышестоящий орган или суд.
  1. Получив положительное решение, ожидаем очереди на квартиру. Далее подаем заявление на предоставление непосредственно квартиры. К заявлению прикладываются документы из предыдущего пункта и положительное решение о постановке в очередь. Заявление рассматривается в течение 30 дней. На основании заявления выдается решение о предоставлении жилого помещения и с заявителем заключается договор найма.
  1. Заключаем договор найма жилого помещения и вселяемся в квартиру. Если ранее на вселение выдавались ордера, то сейчас их заменили договоры найма. Особенности и образец договора – в следующем пункте.

Внимание! Правила предоставления конкретного жилья могут меняться, укорачиваться или дополняться в зависимости от местного регламента. Например, для получения помещения по должности в коммерческой компании достаточно одного заявления – сразу о выделении помещения.

Отказ в соц. найме: квартира может быть служебной, если ее передали на баланс города Москвы более 10 лет

Заключение договора

Договор найма жилого помещения заключается между собственником и заявителем. В договоре обязательно указываются члены семьи нанимателя, которым предоставляется право пользования квартирой, проживать в ней. Важная особенность – соглашение действует в течение срока трудовой деятельности.

В тексте договора указываются обязанности нанимателя и его семьи:

  • содержать помещение в надлежащем виде и использовать строго по назначению;
  • вносить платежи по найму, коммунальные Услуги и осуществлять косметический ремонт;
  • сохранить помещение в первозданном виде и не допускать переустройства, перепланировок.

Текст детально регламентирует основные вопросы взаимодействия собственника и нанимателя.

Образец договора найма для ознакомления можно скачать здесь.

Расторжение договора

Договор найма помещения расторгается в следующих ситуациях:

  • истек срок трудового договора или избрания на должность;
  • по соглашению сторон – в любое время;
  • по желанию нанимателя – в любое время по письменному заявлению;
  • по желанию собственника – только через суд, если наниматель нарушает условия договора.

В любом случае после прекращения договорных отношений квартира передается назад собственнику. Если наниматель отказывается добровольно покинуть помещение – его могут выселить принудительно через суд и далее ФССП.

Кого нельзя выселить

Выселить принудительно из квартиры нельзя:

Отказ в соц. найме: квартира может быть служебной, если ее передали на баланс города Москвы более 10 лет

Этим категориям при выселении обязательно предоставляется другое жилье в черте города.

Военнослужащие

Статус военнослужащих урегулирован подробнее всего по сравнению с другими структурами. Для получения квартиры военнослужащий подает рапорт на имя начальника части, в которую на службу прибыл военнослужащий. К рапорту прилагаются стандартные документы по списку выше плюс документы по службе.

Подробную статью о служебном жилье для военнослужащих с бланками документов мы публиковали по этой ссылке.

Общежитие или поднаем

Если квартир в наличии нет, по согласию военнослужащего его семье для проживания может быть предоставлено общежитие из расчета не менее 6 метров на человека.

У военнослужащих также есть возможность воспользоваться вариантом поднайма. За съем жилья служащий по рапорту получит компенсацию из бюджета. Размер следующий:

  • столица и СПб – 15 000 рублей;
  • города и районные центры – 3 600 рублей;
  • иные населенные пункты – 2 700 рублей.

Отказ в соц. найме: квартира может быть служебной, если ее передали на баланс города Москвы более 10 лет

Врачи и учителя

Врачи и учителя – еще одна социально значимая категория сотрудников. Общефедеральной программы распределения жилья для них нет, поэтому обращаться за разъяснениями необходимо:

  • в Департамент здравоохранения региона – докторам;
  • в Департамент образования региона – учителям.

Как правило, служебное жилье предоставляется в рамках программ развития здравоохранения и образования в субъекте. Распределением помещений также может заниматься Департамент по управлению государственной собственностью, однако конкретные условия разрабатывают профильные ведомства.

РЖД

Некоторым сотрудникам РЖД нужно проживать вблизи от работы – и  компания предоставляет им такую возможность.

Порядок предоставления служебного жилья:

  1. При заключении трудового договора РЖД дает обязательство предоставить квартиру.
  2. На основании договора работник вносится во внутреннюю учетную базу нуждающихся в жилых площадях.
  3. Далее имеющиеся в наличии квартиры распределяются между учтенными сотрудниками, заключаются договоры найма.
  4. После расторжения договора работник в течение месяца освобождает жилье.

Установлены специальные нормы по предоставлению жилья сотрудникам Железных дорог, которые можно загрузить здесь.

Государственные и муниципальные гражданские служащие

Госслужащие получают право на помещение с момента заключения контракта о прохождении службы и назначения на должность. Методические вопросы по распределению помещений решает профильное ведомство. Договор найма подписывает уполномоченный на распоряжение государственной или муниципальной собственностью департамент.

Дополнительно госслужащий может претендовать на единовременную субсидию на приобретение жилья. Она предусмотрена Законом о госслужбе и Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 63.

При выходе на пенсию

Жилищный Кодекс защищает права пенсионеров, снимающих предоставленное по службе жилье. Даже если договор найма прекратился, выселить пенсионера принудительно не получится.

Для выселения ему обязательно предоставляется другое жилье, которое должно:

  • располагаться на той же территории;
  • быть благоустроенным;
  • соответствовать техническим нормам.

При этом размер альтернативной квартиры законно игнорировать, как отметил Пленум Верховного Суда РФ в п. 42 Постановления от 02.07.2009 N 14. Пенсионеру могут предоставить в обмен меньшую квартиру.

Приватизация служебного жилья

Приватизация возможна только на основании договора социального найма. В отношении служебного жилья заключается другой тип – договор найма жилого помещения, при этом в самом соглашении фигурирует статус квартиры как служебной.

Читайте также:  Какую сумму алиментов я должен выплачивать

Единственная возможность приватизировать служебное жилье – перевести его из статуса служебных в статус жилья по соцнайму. Это работает для тех ситуаций, когда жилье стоит на балансе муниципалитета, региона или федерации. Необходимо:

Порядок, как расслужебить служебную квартиру Минобороны РФ, не отличается от изложенного выше. Представлять собственника будет Министерство обороны, а решение подписывать начальник войсковой части, в которой служит военный.

Если квартира находится на балансе коммерческой организации, то приватизировать ее практически нереально.

Распорядиться собственность компания может по своей воле, однако редко когда фирмы спешат передать своим сотрудникам квадратные метры бесплатно.

Судебное обращение также не приведет к решению вопроса, так как ни один закон не дает права сотрудникам коммерческой фирмы приватизировать служебное жилье.

Подробнее о том, как приватизировать служебное жилье, мы писали здесь.

Предоставление служебного жилья – это социальная гарантия, которая поддерживает сотрудников различных предприятий, госслужащих и чиновников. Для получения жилплощади нужно доказать, что семья нуждается в улучшении жилищных условий, и дождаться решения собственника.

Если у вас остались вопросы по теме статьи – просим задать их нашему дежурному юристу в окно чата.

Будем благодарны за лайк и репост статьи.

Перевод служебного жилья в социальный найм

Отказ в соц. найме: квартира может быть служебной, если ее передали на баланс города Москвы более 10 лет

Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ «В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.»

В соответствии с ч. 2 ст.

102 » Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником — нанимателем такого жилого помещения.»

Таким образом, основанием для включения конкретных помещений в специализированный жилищный фонд и исключения жилых помещений из указанного фонда является решение соответствующего органа, который от имени собственника управляет государственным или муниципальным жилищным фондом.

В настоящее время применяются Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 . В соответствии с п. п.

3 и 4 указанных Правил отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения.

Кроме того, с Вами должен быть заключен договор найма в письменной форме. Также возможно проживание как видно из ст. 102 ЖК РФ, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником — нанимателем такого жилого помещения.

Я так понимаю, в Вашей квартире должна была быть произведена смена собственника, но по каким — то причинам юридически оформлено не было, поэтому уведомлять Россреестр не о чем, хотя обязательства такие есть. Надеюсь я ответила на Ваш вопрос.

Как снять с квартиры статус служебного жилья?

Снять с квартиры статус служебного жилья нужно для того, чтобы заключить в отношении этой квартиры договор социального найма и (или) в дальнейшем приватизировать ее.

Служебные жилые помещения – это жилые помещения специализированного жилищного фонда, в качестве которого используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Они предназначены для проживания граждан, состоящих в трудовых отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями или назначенных на выборную должность в органах государственной власти и местного самоуправления (п. 2 ч. 2 ст. 19, п. 1 ч. 1 ст.

92, ст. 93 ЖК РФ). Использовать жилое помещение в качестве служебного можно только после его отнесения к специализированному жилищному фонду.

К служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42).

Чтобы снять с квартиры статус служебного жилья, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Удостоверьтесь в том, что ваша квартира относится к служебному жилью.

Рекомендуем уточнить, действительно ли ваша квартира является служебной и законно ли она отнесена к данной категории. Следует иметь в виду: ордер с отметкой о том, что данная квартира является служебной, или указание на это в вашем договоре найма не являются доказательством того, что квартира отнесена к служебному жилью.

Обзор практики Верховного суда РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам за вторую половину 2020 г

Отказ в соц. найме: квартира может быть служебной, если ее передали на баланс города Москвы более 10 лет

1.      Признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и относятся ли к членам семьи очередников.

2.      Непредставление сведений об обеспеченности жильём прописанного, но проживающего отдельно родственника, не считается предоставлением недостоверных сведений при принятии в очередь на жильё

При постановке на жилищный учёт заявитель не сообщил сведений о наличии жилья у брата, прописанного с заявителем, но проживающего отдельно. Выявив этот факт, и на этом основании местная администрация сняла семью заявителя с жилищного учёта.

Суды трёх инстанций согласились с законностью отказа, сославшись на то, что брат является членом семьи заявителя, раз уж с ними прописан. То есть согласие на прописку от всех проживающих означает вселение, да ещё и как члена семьи.

Верховный суд РФ признал такое толкование незаконным по следующим основаниям:

Выявление недостоверных сведений, послуживших основанием принятия на учёт, является одним из оснований снятия с него (пункту 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

Под недостоверными сведениями понимаются не любые сведения, а лишь те, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке в очередь.

К членам семьи собственника относятся проживающие с ним супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные Иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 ст. 31 ЖК РФ).

Таким образом, для признания других родственников членами семьи собственника жилищный орган обязан доказать факт их вселения собственником как членов своей семьи (пункты 11, 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ»).

На жилищный учёт вставал муж заявителя, указав, что относится к категории граждан «молодая семья», членами которой являются также его супруга и несовершеннолетняя дочь. В это время малолетний брат заявителя, не претендующий на улучшение жилищных условий совместно с сестрой, с рождения проживал у матери.

При таком положении брат заявителя не был членом её семьи. Сам по себе факт родства не подтверждает принадлежность к одной семье, а площадь принадлежащего брату жилья не должна была учитываться в уровне жилищной обеспеченности семьи заявителя.

Позиция местной администрации о безусловном учёте площади жилья, принадлежащего прописанному с очередниками родственнику, ошибочна.

Таким образом, признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и членами семьи очередников (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11 ноября 2020 г. № 33-КАД20-3-К3).

3. Установление брачным договором иного режима собственности супругов не позволяет учитывать это имущество в собственности супруга очередника

При заключении брака супруги заключили брачный договор, которым определили режим раздельной собственности на совместно нажитое имущество, признав Право собственности на жилой дом за супругой, и она зарегистрировала его в ЕГРН.

Поскольку муж состоял в очереди на жильё в Минобороны, Департамент жилищного обеспечения МО РФ снял его с учёта, посчитав обеспеченным жильём за счёт дома супруги.

Отменяя решение жилищного органа, Суд первой инстанции сослался на изменение брачным договором режима общей совместной собственности (ст. 42 СК РФ), не позволяющее учитывать дом супруги в уровне жилищной обеспеченности истца.

Апелляционный и кассационный суды решение отменили и отказали в восстановлении в очереди на жильё.

Отменяя постановления судов 2 и 3 инстанций, Верховный суд РФ подтвердил правильность позиции суда 1 инстанции, что брачный договор исключил возможность учёта дома в уровне жилищной обеспеченности супруга – его несобственника (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 3 декабря 2020 г. № 222-КА20-20-К10).

4. Для принятия в очередь на предоставление жилья вне очереди больному хроническим заболеванием из Перечня Минздрава № 987н не обязательно проживать в коммуналке и быть обеспеченным жильём менее учётной нормы

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди предоставляется жильё гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне Минздрава от 29.11.2012 г. № 987н.

Основания их принятия на жилищный учёт указаны в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Перечисление разных оснований через запятую порождает противоречивое применение этой статьи.

Буквально толкуя фразу о «проживании в квартире, занятой разными семьями», суды удовлетворяют иски жителей лишь если они проживают в коммуналке, т.е. имеют разные договоры соцнайма.

Верховный суд РФ занял другую позицию и указал, что не обязательно, чтобы квартира была коммунальной. Нужны лишь доказательства отсутствия семейных отношений между проживающими, что они разные семьи (определения Судебной коллегии по гражданским делам от 5 июня 2020 г. № 78-КА20-10, от 19 ноября 2019 г. № 78-КГ19-48).

Такими доказательствами могут быть разделение лицевых счетов (в целях оплаты ЖКУ), раздельное ведение хозяйства, самостоятельные расходы на приобретение продуктов питания, жалобы участковому об урегулировании семейных конфликтов и др.

Более того, на больных хроническими заболеваниями из Перечня № 987н не распространяется и требование, чтобы площадь занимаемого жилья была менее учетной нормы. И это правильно, т.к.

Читайте также:  Не возвращают деньги по неисполненному договору

оно предусмотрено другим пунктом статьи — пунктом 2 (а не 4) части 1 ст. 51 ЖК РФ (см. это же решение и определения ВС РФ из п.

3 подготовленного нами Обзора практики Верховного и Конституционного Судов РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам 2018 г.)

5. Для подтверждения невозможности проживания сироты в ранее занимаемом им помещении (в целях предоставления другого жилья), в котором проживает тяжелобольной заболеванием из Перечня № 987н, не требуется фактического совместного проживания с ним

По закону о дополнительных гарантиях социальной поддержки сирот от 21 декабря 1996 г. № 259-ФЗ сиротам должно предоставляться другое жильё в случае невозможности вселения в ранее за ними закреплённое (пункт 4 статьи 8).

В старой квартире сироты проживала её сестра, страдающая заболеванием из Перечня Минздрава № 987н, исключающем совместное с ней проживание (сестра фактически временно проживала у опекуна по другому адресу). Сирота также была зарегистрирована по месту пребывания у родственника в другом субъекте РФ.

Местная администрация отказала сироте в предоставлении жилья, сославшись на непроживание тяжелобольной сестры в квартире, в которой они обои прописаны. То есть сирота жильём обеспечена.

Суды признали отказ законным.

Высшая судебная инстанция с этим подходом не согласилась, указав, что пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ не требует фактического совместного проживания сироты и тяжелобольного родственника для предоставления сироте другого жилья в связи с непригодностью занимаемого (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 17 июня 2020 г. № 47-КА20-1).

6. Непрописанный и невселявшийся в квартиру очередников родственник не является членом семьи очередников, и его жильё не учитывается в уровне их жилищной обеспеченности.

7. Совместно зарегистрированный с очередниками по месту жительства, но проживающий отдельно Гражданин не признаётся членом семьи очередников

При принятии в очередь на жильё и при его получении учитывается площадь жилья, находящегося в собственности у очередников (при предоставлении квартиры в дополнение к имеющейся).

ЖК РФ признаёт членами семьи только совместно проживающих супруга, детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и остальные домочадцы могут быть признаны членами семьи в случае вселения в качестве членов семьи и ведении общего хозяйства.

Таким образом, даже в случае регистрации родственника в квартире очередников по месту жительства, но при раздельном проживании закон не признаёт его членом семьи очередников. И его жильё не учитывается в жилищной обеспеченности семьи очередников.

  • В частности:
  • — у состоящей в очереди на жильё супруги нельзя учитывать квартиру супруга, невселявшегося к ней и непрописанного в её квартире (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 24 ноября 2020 г. № 33-КАД20-1-К3);
  • — прописанная, но совместно не проживающая сестра нанимателя является отдельной семьёй (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 5 июня 2020 г. № 78-КА20-10);
  • — прописанный, но не вселявшийся в квартиру своей матери очередник, не имеет права на эту квартиру и в уровне его жилищной обеспеченности она не учитывается (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 14 мая 2020 г. № 228-КА20-3);
  • — не должно учитываться жильё совместно прописанной двоюродной сестры и её мужа (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3);

— жильё прописанного, но проживающего отдельно брата, не учитывается в площади жилья сестры (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11 ноября 2020 г. № 33-КАД20-3-К3).

8. Основанием снятия с жилищного учёта является обеспеченность жилым помещением по норме предоставления, а не по учётной норме

Жилое помещение предоставляется очередникам по норме предоставления (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это от 18 кв. м на чел.

Для принятия в очередь на жильё используется учётная норма – это площадь жилья в собственности или по соцнайму каждого из очередников для их принятия на жилищный учёт (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это до 10 кв. м на чел. (в коммуналках и общежитиях до 15 кв. м).

Обе нормы устанавливаются местной администрацией (в Москве – Мосгордумой).

В силу положений ЖК РФ под улучшением жилищных условий следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилья по норме предоставления, а не по учётной норме.

Таким образом, снять с очереди на квартиру можно только в случае, если площадь имеющегося жилья превысит норму предоставления, а не учётную норму (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3).

9. Отказ от участия в приватизации (приобретении доли в праве собственности) не свидетельствует о распоряжении этим жильём (т.е. его площадь не учитывается в уровне жилищной обеспеченности).

10. Закон о статусе военнослужащих не исключает повторного предоставления жилья, если право на первое утрачено по объективным основаниям и уволенный военнослужащий в нём не проживает

Заявителю – уволенной с военной службе по выслуге лет, жилищная комиссия Федеральной службы войск нац.гвардии отказала в принятии на жилищный учёт со ссылкой на предоставление более 20 лет назад от государства двухкомнатной квартиры по договору соцнайма её мужу с учётом её самой. То есть право на однократное жилищное обеспечение за счёт государства ею реализовано.

  1. Кроме того, заявитель отказалась от участия в приватизации этой квартиры (приобретении на себя доли в праве собственности), что расценено как распоряжение этим жильём.
  2. Суды согласились с законностью отказа.
  3. Верховный суд РФ признал эту позицию незаконной по следующим основаниям.

  4. Заявитель развелась с бывшим супругом, оставшимся проживать в этой квартире, более 19 лет назад, выписалась из неё, вступила в новый Брак и после этого служила в другом субъекте РФ, членом семьи бывшего мужа давно не является.

Кроме того, суды не дали правовой оценки предусмотренным ст.

83 ЖК РФ и п. 32 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 обстоятельствам её постоянного, а не временного выезда из старой квартиры, что подтверждает прекращение ею права на ранее предоставленное жильё (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 23 декабря 2020 г.

№ 14-КАД20-9–К1.

МОО «Правозащитная организация «Восход»

23 марта 2021 г.

В последнее время москвичам, проживающим в квартирах, расположенных в муниципальных домах, которые ранее относились либо к ведомственному жилому фонду, либо же обладали статусом специализированного жилья, все чаще приходится сталкиваться с проблемами при оформлении договора социального найма. Департамент городского имущества выискивает все возможные поводы для того, чтобы отказать в заключении такого договора. Именно с такой проблемой столкнулись мои клиенты.

В 1976 г. на основании решения Исполкома Райсовета отцу моих клиентов, как работнику Ж/У, выдан ордер на право занятия служебной жилой площади, состоящей из 2-х комнат. В ордер в качестве членов семьи включены жена и 2 сына.

Впоследствии сам квартиросъемщик из квартиры выехал, снялся с регистрационного учета, супруга его умерла и в квартире остались зарегистрированными только два его сына, которые решили свои жилищные отношения с государством узаконить и заключить с Департаментом городского имущества г. Москвы (ДГИ) договор социального найма.

Для этого они обратились в ДГИ и получили ответ со ссылкой на Постановление Правительства Москвы от 05.08.2008 г. № 711-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности г.

Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счёт средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключённому на условиях субаренды или по служебному ордеру», из которого следует, что договор социального найма не может быть заключён, если занимаемое жилое помещение превышает норму предоставления жилой площади в г. Москве (18 кв. м. на человека). При этом учитывается суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности.

Несмотря на то, что в квартире зарегистрированы только братья, Департамент включил в расчёт имущество жены и детей моих клиентов и пришёл к выводу о том, что в случае предоставления их семье квартиры по договору социального найма с учётом суммарной площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых их члены семьи обладают самостоятельным правом пользования либо правом собственности, размер площади жилого помещения будет составлять более 18 кв. м. на каждого члена семьи. В связи с этим моим клиентам было предложено выкупить данную жилую площадь по договору купли-продажи с рассрочкой платежа.

Не согласившись с данной позицией, мы обратились в Тушинский районный суд г. Москвы. В своём иске мы указали, что пункт 1.1.

Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ по административным делам от 17 апреля 2013 г. N 5-АПГ13-8 признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вынесения решения.

При этом в своём Определении Судебная коллегия Верховного Суда РФ по административным делам указала, что анализ положений ст.

50 – 59 Жилищного кодекса РФ, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяют сделать вывод, что такой критерий как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не уже занятые гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения. Соответственно обеспеченность жилыми помещениями более нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьёй 20 Закона города Москвы N 29, не влияет на заключение договора социального найма на жилое помещение, предоставленное ранее по служебному ордеру и занимаемое на законных основаниях.

Читайте также:  Расторжение брака через суд. Развод в судебном порядке - советы на лучшем юридическом ресурсе

Все это означает, что при рассмотрении такого рода заявлений граждан Департамент городского имущества г. Москвы не должен учитывать суммарную обеспеченность жильём, поскольку в рассматриваемых случаях это не имеет никакого правового значения.

Казалось бы, что все очевидно. Но не тут-то было.

В судебное заседание Департамент предоставил отзыв, из которого следовало, что помимо всего прочего отец моих клиентов не проработал 10 положенных лет в ведомстве (это действительно было так, не хватило 6 мес.

до 10 лет), предоставившем ему жилое помещение, либо в организациях, финансируемых за счёт средств бюджета г. Москвы, и это дополнительное основание для отказа в заключении договора социального найма.

Однако и эту сложность нам удалось разрешить и убедить суд в своей правоте. Основывали мы свою позицию на следующих нормах закона.

В соответствии со статьёй 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

  • Как разъяснил Верховный Суд РФ исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
  • Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
  • Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных.

Согласно п. 1 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

Согласно ст. 62 ЖК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда обязуется передать другой стороне – гражданину жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным Кодексом РФ.

Удовлетворяя заявленные нами требования суд дополнительно указал, что анализ положений статей 50 – 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяют сделать вывод, что такой критерий как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не уже занятые гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения.

При изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечёт изменения предмета договора.

Оно является по своей сути признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением и потому не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма, ибо объектом жилищных прав в этом случае являются жилые помещения, пусть и находящиеся в собственности города Москвы, но ранее предоставленные гражданам на законных основаниях и с учётом существующего на момент предоставления жилых помещений норматива предоставления и право на которые у граждан возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

  1. Очевидно, что сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее при аналогичных обстоятельствах в связи с договорами служебного найма жилых помещений.
  2. Указанные жилые помещения при передаче в муниципальную собственность утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
  3. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, не лишены возможности приобрести их в собственность в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 4 июля 1991 года N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”.

Предпосылки для такого вывода даёт и правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в Обзоре Судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года и указывающая на то, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

С учётом изложенного можно выделись три основных основания отказа в заключении договора социального найма на помещение, ранее предоставленное как служебное:

  1. Превышение суммарной площади, приходящейся на всех членов семьи (т.е. свыше 18 кв.м. на человека);
  2. Отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда;
  3. Отсутствие необходимого 10-летнего стажа работы в организации/учреждении, предоставившем служебное жилое помещение либо отсутствие стажа работы в организациях/учреждениях, финансируемых за счёт бюджета г. Москвы.

Если Вы попали в этот перечень, то не нужно отчаиваться. Настройтесь на борьбу. Результат будет, возможно не очень скоро, с учётом загруженности московских судов, но будет однозначно.

По такой категории дел практика вполне сложилась. Среди положительных решений особо можно обратить внимание на Апелляционное определение Московского городского суда от 24 августа 2015 г. по делу N 33-27614 (отменено решение Преображенского районного суда г. Москвы и суд обязал Департамент городского имущества г.

Москвы заключить договор социального найма), Апелляционное определение Московского городского суда от 28 апреля 2015 г. по делу N 33-12261 (решение Преображенского районного суда г. Москвы об обязании Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.

Москвы заключить договор социального найма оставлено без изменения), Апелляционное определение Московского городского суда от 10 марта 2015 г. по делу N 33-7292/15 (решение Таганского районного суда г. Москвы об обязании Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.

Москвы предоставить жилое помещение на основании договора социального найма и признании незаконным отказа предоставить по договору социального найма жилое помещение оставлено без изменения), Определение Московского городского суда от 4 августа 2014 г. по делу N 33-30681 (решение Зюзинского районного суда г.

Москвы об обязании Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы предоставить жилое помещение на основании договора социального найма и признании незаконным отказа предоставить по договору социального найма жилое помещение оставлено без изменения).

Но основа всей судебной практики – это, конечно же, Определение Судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного суда РФ от 17 апреля 2013 г. N 5-АПГ13-8.

Обстоятельствами, подлежащими доказыванию и имеющими значение для правильного рассмотрения спора, являются:

  1. Определение статуса жилого помещения на момент его предоставления и основания его предоставления;
  2. Наличие трудовых отношений с организацией, предоставившей жилое помещение, либо с организацией, финансируемой из бюджета г. Москвы и стаж работы в этих организациях;
  3. Определение статуса жилого помещения на момент обращения с требованиями в суд.

Исходя из вышеизложенного, для обращения в суд Вам необходимо будет собрать следующие документы:

  1. Документы, подтверждающие первоначальное предоставление жилого помещения (ордер, решение жилищной комиссии, постановление/решение исполкома и др.);
  2. Документы, подтверждающие Вашу регистрации в жилом помещении на момент обращения в суд (выписка из домовой книги, финансово-лицевой счёт, единый жилищный документ);
  3. Документы, подтверждающие факт несения обязанности по оплате коммунальных платежей за период Вашего там проживания (квитанции об оплате ЖКУ, справки об отсутствии задолженности по ЖКУ);
  4. Документы, подтверждающие факт нахождения в трудовых отношениях с организацией, предоставившей жилое помещение (трудовая книжка, трудовой договор, справка с места работы);
  5. Письменное обращение в Департамент городского имущества о заключении договора социального найма;
  6. Письменный отказ в заключении договора социального найма.
  7. Выписка из ЕГРП о том, что жилое помещение находится в собственности г. Москвы.

В зависимости от конкретной ситуации Вам могут понадобиться и иные документы.

В силу ст. 30 ГПК РФ иски о правах на жилые помещения предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов. Рассматривают такую категорию дел районные суды.

Информация подготовлена Председателем Ростовской областной коллегии адвокатов «ПАРИТЕТ» адвокатом Швыревой Надеждой Валерьевной.

Статья размещена в журнале “Жилищное право”, выпуск № 12 за декабрь 2016 года. Ознакомиться можно по ссылке http://www.top-personal.ru/estatelaw.html?90

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *