Заработная плата: в 2006 году я окончила пединститут, заочно. по специальности не работала ни дня

03.07.2020 20:50

Многие студенты сомневаются в выборе своей специальности даже после нескольких лет обучения в университете. Выпускники педагогических вузов рассказали, почему решили связать свою профессию с преподаванием, пригодился ли им диплом после выпуска, а также дали советы тем, кто только собирается стать педагогом.

Иван Кравец,МПГУ, Географический факультет

Заработная плата: в 2006 году я окончила пединститут, заочно. По специальности не работала ни дня

Я понял, что хочу быть учителем, в 11 классе. Над направлением голову особо не ломал: физмат окончательно достал, и в сторону технических предметов идти уже не хотелось. Близкие мое решение в основном поддерживали, хоть и говорили про низкую зарплату учителей.

Об образовательном процессе

Учиться было весело, во время сессии, как и у всех — стресс, беготня, сдача хвостов и попытки выпутаться из разных ситуаций. На младших курсах мы проходили профильную практику: географическую и биологическую. Практика была выездной и проводилась летом.

На географической практике мы следили за погодой и составляли журнал, строили карты рельефа местности. Биологическая практика проходила на той же базе, в Калужской области. Мы собирали и описывали растения, составляли гербарий, описывали насекомых.

На старших курсах практика проходила в школе. Здесь все было уже серьезнее: мы готовились к каждому уроку, за нами постоянно следили, а это стресс. Но не скажу, что я почувствовал какой-то груз на своих плечах. Скорее понял, что мне нравится преподавать и я действительно могу в этом чего-то достичь.

О работе

Сейчас я работаю учителем географии в московской школе и одновременно учусь в магистратуре. Сначала я устроился в ДИТ (Департамент информационных технологий города Москвы — прим. The Vyshka), где мы работали над проектом МЭШ (Московская электронная школа — прим. The Vyshka).

Меня прикрепили к двум школам, и в течение недели нужно было ездить и проводить лекции и семинары, обучая учителей работе с этой системой. В одной из них я спросил, не нужен ли им учитель.

Этот вопрос отложили до лета, поэтому после закрытия проекта я успел поработать в турагентстве, а потом уже меня взяли на работу в школу.

Работа накрыла с головой с первых дней, и до сих пор других дел и только прибавляется. Базовые навыки у меня были еще до поступления в университет: я умел работать с людьми, выступать перед аудиторией. Но доступно преподносить теорию, которую давали в вузе, применять все эти знания на практике до сих пор сложно, нарабатываю умения уже «в бою».

Работать интересно, хоть и трудновато иногда. Мне сразу же дали классное руководство, что значит постоянное общение с родителями, классные часы. Также у меня появились проектники-старшеклассники, для которых я стал научным руководителем.

Школьники придумывают проект, а я помогаю им его защитить и реализовать.

Потом меня начали ставить на замены географички, которая заболела, и мне приходилось выполнять двойную работу, а после введения дистанционки в школах началась головоломка, как это все организовать. 

Советы

Я бы посоветовал вдумчиво учиться эти 4-5 лет. Не нужно учиться безвылазно, все же студенчество нужно почувствовать, чтобы потом ни о чем не жалеть, но при этом и науке стоит уделять время. 

Оксана Дремова,пединститут им. В.Г. Белинского в ПГУ,

историко-филологический факультет

Заработная плата: в 2006 году я окончила пединститут, заочно. По специальности не работала ни дня

Я всегда хотела изучать иностранные языки, а сильная кафедра английского была только в нашем педагогическом. Мне не хотелось уезжать из своей родной Пензы, поэтому другие города я даже не рассматривала. 

Семья полностью поддерживала мой выбор: я и мои родители изначально хотели, чтобы я изучала иностранные языки. К тому же, отучившись, я могла работать как переводчиком, так и учителем, а если бы пошла только на переводчика, то возможностей было бы меньше.

Об образовательном процессе

Учиться было интересно. Я подружилась со всеми однокурсниками, мы до сих пор общаемся. Мне очень нравилась история английской литературы, а предметы, которые никак не были связаны с изучением языков, меня напрягали. 

Со 2 курса я начала заниматься репетиторством. В первую очередь мне, конечно, хотелось заработать деньги, но и как дополнительная практика тоже вполне пригодилось.

От университета мы проходили практику в школе, но мне она совсем не понравилась, особенно когда я работала с младшими классами. Куда интереснее было вести уроки у старшеклассников. Учителя всегда помогали, но все равно приходилось работать по 3-4 урока. Из-за такой нагрузки я очень уставала и иногда не успевала готовиться к занятиям.

О работе

Я никогда не хотела работать в школе и поступила в пед, только чтобы выучить иностранные языки. Да и бюджетных мест там было больше, чем на кафедру перевода. Но в итоге при трудоустройстве диплом все же пригодился, хотя по моему опыту могу сказать, что больше ценятся твои знания, навыки и способность учиться новому.

Я училась в магистратуре в Англии по программе глобального образования. Когда мы вернулись домой, нам нужно было устроиться на работу в течение двух месяцев — меня взяли в учебный офис МИЭМа (Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ — прим. The Vyshka).

Сейчас я работаю в Вышке стажером-исследователем и аналитиком. Все навыки пришлось нарабатывать с нуля, особенно на первом этапе, когда я работала специалистом по учебно-методической работе.

Нужно было общаться со студентами, вести деловую переписку, оформлять приказы о назначении стипендий.

Когда же я стала аналитиком, пришлось учиться брать интервью, анализировать информацию и писать отчеты и статьи.

Педагогический дал мне хорошие знания английского языка, умение прорабатывать на нем научные статьи и привил навыки, которые помогли мне в написании Project Proposal (защита дипломной работы на английском языке — прим. The Vyshka) при поступлении в аспирантуру.

Советы

Не стоит бояться стереотипов, что после педа можно работать только учителем: ты не обязан идти в школу или оставаться в образовательной сфере, всегда можно поменять свое направление. При этом профессия учителя довольно интересная и всегда востребованная, а психология и педагогика, которые преподаются в педе, могут помочь в воспитании собственных детей.

Мария Суслякова,ГГТУ, Филологический факультет

Заработная плата: в 2006 году я окончила пединститут, заочно. По специальности не работала ни дня

Я решила поступать в педагогический, потому что лучшей профессии, чем стать педагогом, для себя не видела, ведь я очень люблю детей и, наверное, хотела бы заниматься этим всю свою жизнь. Когда я заканчивала школу, мне было всего 16 лет. Я посоветовалась с родителями, и они поддержали мое решение.

Об образовательном процессе

Я училась на учителя английского и русского языков. Учеба мне нравилась, и поначалу я была настоящим ботаном. Потом я поняла, что не стоит так сильно углубляться в учебу, и пошла работать музыкальным руководителем в детский сад.

Несмотря на настрой работать в творческой области, не связанной с языками, мои студенческие годы прошли гладко, не было такого, что бы мне категорически не нравилось, хотя временами было очень трудно. 

У меня было три практики в школе и одна в летнем лагере. Школьная практика была для меня кошмаром в физическом и психологическом плане: постоянная подготовка к урокам, а также сложности, связанные с подачей материала. Тогда я лишний раз убедилась в том, что не буду работать учителем. В лагере же я быстро адаптировалась, потому что основная работа была связана с творчеством.

О работе

Школу как место работы я не рассматривала, ведь быть учителем — это адский труд. Мое поколение еще как-то уважало учителей, но, глядя на детей сейчас, я понимаю, что, работая в школе, можно только угробить себя.

Еще я выгляжу мелко, и если представить, что я веду уроки у старших классов, которые выше меня на четыре головы, становится не по себе. Несмотря на это, я очень хотела работать с детьми. Это мог быть какой-нибудь центр или дом культуры, где в любом случае понадобится педагогическое образование.

Это и стало главным критерием при приеме на работу.С детства я профессионально занималась вокалом, поэтому я стала преподавать его детям.

Благодаря знаниям психологии, полученным в институте, я быстро нашла подход к детям. Также пригодился опыт работы в детском садике, так что привыкание к новому месту прошло без проблем. 

Внутри коллектива сложились очень теплые отношения. У нас работают преимущественно молодые педагоги, и на данный момент мне безусловно нравится то, чем я занимаюсь.

Советы 

Людям, которые поступают в педагогический институт, я бы посоветовала придерживаться единственного правила: идти туда только в том случае, если вы любите детей. Не стоит тратить пять лет на то, с чем вы не собираетесь связывать свою жизнь. Все остальное придет: и навыки, и умения, и опыт.

Федоров Олег Дмитриевич, ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ

В последнее время отмечается рост конкурса в педагогические вузы. Во многих университетах, например, в ВШЭ, КФУ, СПбГУ, появляются педагогические факультеты и программы. 

Из-за изменений в образовательных стандартах увеличивается практическая часть программ, однако пока это не дало никаких результатов. Это, на мой взгляд, самая большая проблема педагогического образования: все важные решения по поводу программы стандартов приняли, только не получается должным образом воплотить их в жизнь.

Я считаю, что педагогические вузы — это феномен конкретной исторической эпохи.

Он, вероятнее всего, решил свою задачу, когда нужно было создавать систему массового, всеобщего образования в СССР, и без педагогических вузов этого сделать было нельзя.

Возможно, сегодня пед институт как организация уже не нужен. Стоит переходить на принятые во всем мире программы предметного бакалавриата и прикладной педагогической магистратуры.

В среднем количество студентов, которые работают по профессии, варьируется в пределах 22-25%. Правда, у этой статистики должно быть логическое продолжение — сколько из них остается работать в школе, потому что самый большой отток — это первые три года профессиональной деятельности.

Читайте также:  Заявление собственника на временную регистрацию

По разным региональным статистикам, до 75% пришедших работать в школу в течение трех лет уходят

Молодой учитель, придя работать в школу, зачастую предоставлен сам себе.

Если же школа будет им заниматься, и у него появится наставник, то вероятность того, что он останется в профессии, возрастет, ведь, как правило, люди, которые идут работать в школу, уходят не из-за финансовых обстоятельств, а психологических: слишком требовательные родители, возникающие порой трудности в общении с детьми, отсутствие более опытного человека рядом. Поэтому задача удержания молодых учителей в школе на данный момент остается насущной проблемой.

Наташа ГерасимоваРедактор: Александра Ромадина

Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать

Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.

По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями.

Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть.

Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка

Заработная плата: в 2006 году я окончила пединститут, заочно. По специальности не работала ни дня

Где учат. Например, Алтайский государственный педагогический университет (6-12 месяцев), Российский Университет Дружбы Народов (6 месяцев, 600 академических часов), ФИПКиП (интенсивное обучение — 280 часов или 520 часов с присвоением в квалификации «учитель»).

Вам так не терпится начать работать в школе, что вы не готовы тратить ещё несколько лет на педагогические образование или переподготовку. Ваша цель — стать учителем, а параллельно получать профессиональное образование. Это не самый простой вариант, но и в этом случае решение есть.

Во многих школах, особенно в регионах, педагогов остро не хватает. Если вы хорошо знаете предмет, работали в частной школе, репетитором и у вас есть рекомендации, велик шанс, что вам будут рады. Для начала пойдите в августе на заочную педагогическую переподготовку, а затем принесите в школу справку о начале учёбы. Таким образом, уже в сентябре вы можете начать работать.

Например, если у вас есть высшее медицинское образование, вы можете преподавать биологию или химию. Иногда для этого достаточно поступить на заочную дистанционную переподготовку. В Алтайском педагогическом университете такое обучение стоит 10 тысяч рублей. В Москве аналогичный курс обойдётся в восемь раз дороже.

После окончания гуманитарного факультета устроиться на работу в школу тоже нетрудно. Нужно только понять, какой предмет вы хотели бы вести. Например, выпускникам факультета журналистики проще переобучиться на учителя обществознания. В таком случае подойдёт дистанционное обучение в РУДН (необходимый «минимум» в размере 500 часов с октября по май) стоит 27 тысяч рублей.

По словам учителей, некоторые их коллеги, которых администрация очень хотела взять на работу, получали заветные корочки о дополнительной профессиональной переподготовке за несколько месяцев. Школьная администрация заинтересована в том, чтоб сохранить хорошие кадры, уверены преподаватели.

Если вы окончили мехмат МГУ, скорее всего, вас примут с распростёртыми объятиями и без каких-либо особых условий

Администрация сама порекомендует, что делать в такой ситуации, какие корочки или сертификаты получить. В хороших учебных заведениях молодым учителям всегда помогают старшие коллеги, на уроки часто приходит психолог. Таким образом, даже без серьёзного педагогического образования они получают необходимые педагогические навыки.

2 года — профильная переподготовка

Заработная плата: в 2006 году я окончила пединститут, заочно. По специальности не работала ни дня

Где учат. Например, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Факультет педагогического образования МГУ.

Не все школы готовы взять на работу учителя только на основании справки о начале учёбы на курсах заочной педагогической переподготовки. Если мечты о школе всё же не дают вам покоя, вы всегда можете получить постдипломное педагогическое образование.

Выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Как правило, раз в неделю нужно посещать занятия и периодически ездить на конференции и открытые уроки в школах.

На факультете педагогического образования МГУ занятия проходят в основном очно в вечернее время — по 2-3 пары, обучение занимает два года. Некоторые предметы можно сдавать дистанционно, особенно если преподаватель идёт навстречу и выкладывает материалы в сеть.

Поступать на этот факультет лучше в том случае, если вы уже владеете какой-то специальностью. Например, будущий учитель химии после окончания РХТУ им. Д. И. Менделеева вряд ли узнает что-то новое о самом предмете.

ЗАТО ему расскажут о методической подготовке, планировании уроков, демонстрационных экспериментах.

От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура

Заработная плата: в 2006 году я окончила пединститут, заочно. По специальности не работала ни дня

Где учат. Любой педагогический вуз.

По закону после бакалавриата можно подать документы в магистратуру другого вуза по другой специальности или получить второе высшее. В некоторых случаях — даже бесплатно.

Один из самых известных педвузов страны — Московский педагогический государственный университет — предлагает программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры.

К примеру, стать учителем географии и экологии можно по программе второго высшего за пять лет. Магистратура сократит время на обучение и затраты — ведь учиться всего два года, к тому же можно выбрать и заочное отделение.

В таком случае можно попробовать сразу устроиться работать в школу, предоставив справку об учёбе.

Может быть, администрация не разрешит вам сразу вести предмет, но доверит кружки или дополнительные занятия. Частные школы, в отличие от государственных, иногда не так строго относятся к наичию дипломов и корочек: главное — начичие знаний и умение делиться ими с детьми.

«Мел» и «Спасибо от Сбербанка» поздравляют педагогов с Днём учителя. Не забудьте и вы поблагодарить их за всё, что они для вас сделали. Скажите любимым учителям спасибо!

Диплом на полку: Почему почти каждый второй в России работает не по специальности

Начавшаяся в 90-е годы прошлого века тенденция продолжает развиваться – всё больше людей в нашей стране меняют род деятельности. Кто-то осознанно, кто-то вынужденно

Не та профессия

Почти половина опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) жителей России на сегодняшний день работает не по специальности.

Лишь 51% респондентов трудятся в той профессиональной области, которой обучались, 58% при этом имеют высшее образование.

Напротив, среди людей со средним специальным образованием доля работающих не по специальности составила 55%, приводит данные ТАСС.

Составители опроса также поинтересовались, в чём заключается причина несовпадения сферы деятельности и полученной профессии.

Почти треть (30%) указывают на невозможность устроиться по своему профилю ввиду нехватки рабочих мест либо отсутствия работы как таковой.

24%, то есть почти каждый четвёртый, выбрал должность в другой профессиональной области, но с более высоким уровнем оплаты труда. 20% опрошенных «нашли себя» в других сферах, выбрав их вне зависимости от заработка.

28% участников опроса вообще никогда не работали по специальности. Относительно долго (более пяти лет) в полученной в учебном заведении профессии трудились 48% респондентов, ещё 16% – от одного года до пяти лет, 6% бросили её менее чем за год.

Также ВЦИОМ выяснил, каким образом граждане России уходят в другую сферу деятельности, какие шаги для этого предпринимают. 37% решивших сменить профессию обучаются на курсах профессиональной переподготовки. Ещё треть постигают её самостоятельно. В 29% случаев никакие новые знания не понадобились.

Почему так происходит

Заработная плата: в 2006 году я окончила пединститут, заочно. По специальности не работала ни дня www.globallookpress.com

Обучение в университете в среднем длится около пяти лет. Это довольно большой промежуток времени, в течение которого студенты упорно готовятся к своей будущей профессии, ещё не догадываясь о её «подводных камнях».

В этом случае речь идёт о тех, кто самостоятельно выбрал специальность перед поступлением в высшее учебное заведение, поскольку следующая категория выпускников относится к тем, за кого всё решили родители. Вот они и поступают на такие «клишированные» направления, как юриспруденция, экономика, менеджмент и так далее.

Уже в конце девяностых годов на бирже труда кадров с такими специальностями стало слишком много, и они просто утратили свою ценность.

Вторая причина – культ высшего образования, которое вроде как гарантирует светлое будущее и работу на желаемой должности. На самом деле даже красный диплом далеко не всегда открывает все двери, как и не даёт гарантий получения работы по специальности.

Нередко всё упирается в отсутствие практики и стажа.

Распространённая жалоба молодых специалистов: «Как найти работу, если без опыта никуда не берут?» Некоторые компании, конечно, соглашаются сотрудничать со стажёрами, что дает тем возможность решить вопрос с получением опыта, но таких организаций катастрофически не хватает.

Возникает и такой вариант, когда выпускник через какое-то время просто теряет интерес к полученной профессии; в этом случае он может найти себе работу в другой отрасли без каких-либо усилий, либо ему приходится переучиваться в другом направлении. Однако смена профессии – не самое быстрое решение, поэтому в наше время существуют многочисленные школы для ускоренной подготовки специалистов.

Третья причина, которая в последнее время набирает всё большую «популярность» – страх перед ЕГЭ. Так происходит, когда на желаемую специальность может быть набор достаточно сложных предметов, что становится непростой задачей для школьников. Неуверенность в своих силах толкает их на более «безопасный путь», то есть выбор другого направления, куда легче поступить.

Ещё одна причина кроется непосредственно в результатах опроса ВЦИОМ. Люди понимают, что могут зарабатывать больше в других сферах. От момента поступления в вуз до решения о смене профессиональной сферы может пройти 10, 15 и более лет.

За это время ситуация на рынке труда неизбежно меняется. Появляются новые виды бизнеса, которыми начинают заниматься, чтобы заработать. И неважно, что по образованию ты строитель, а открываешь свой барбершоп или службу доставки суши.

С развитием интернета способов получения дохода становится всё больше, и люди предпочитают их.

Заработная плата: в 2006 году я окончила пединститут, заочно. По специальности не работала ни дня

Что делать?

В 2014 году начались разговоры о том, что Госдума примет Закон, который постепенно обяжет всех выпускников работать по специальности. Планировалось, что с 2016 года это коснётся служащих госсектора, а с 2020-го – всех остальных.

Однако позже выяснилось, что речь шла лишь о новых профстандартах, которым должны соответствовать работники. Но кардинальным образом на ситуацию это повлиять не может.

Очевидно, что врачом не может стать человек без медицинского образования, и за штурвал самолёта кто угодно не сядет.

Читайте также:  Что делать, если испортили вещь в ателье, как возместить ущерб?

Необходимо, чтобы у школьника к моменту поступления в вуз сформировалось максимально адекватное представление о будущей профессии. Выпускник не должен получать высшее образование исключительно ради диплома, тем более за счёт государства.

Законодательно запретить работать не по полученной специальности, конечно, можно, но в условиях современного мира это вряд ли даст необходимый эффект. В Белоруссии предприняли такую попытку – оплачиваешь родной стране годы своего обучения и идёшь на все четыре стороны.

Однако насколько эффективен такой работник, у которого денег не нашлось, и он трудится на том или ином предприятии из-под палки – большой вопрос.

Значит, нужно создать все условия, чтобы у самого учащегося появилось или сохранилось желание работать по специальности. И тут мы снова упираемся в качество образования, которое, к сожалению, только снижается. Также большую роль может сыграть и производственная практика, однако нередко студенты занимаются ею для галочки.

Диалог бизнеса и вузов

Немаловажный момент, о котором сейчас говорят всё больше, – вузы должны «услышать» бизнес, а для этого нужно наладить постоянный контакт. Система образования не поспевает за рынком труда. Да, её инерционность неизбежна, современные технологии развиваются стремительно.

Что говорить, если доля преподавателей, использующих материалы на иностранных языках в разных регионах, колеблется от 2 до 7%? Большинство их них сами работали ещё на аналоговом оборудовании, а студентам предстоит столкнуться с цифровым. Двадцать первый век на дворе.

Почти лет двадцать как.

Заработная плата: в 2006 году я окончила пединститут, заочно. По специальности не работала ни дня

Если подходить к вопросу глобально, то полученная ВЦИОМ статистика не говорит о какой-то катастрофе. В 2013 году Джейсон Абел и Ричард Дитц из Федерального резервного банка в Нью-Йорке провели исследование, результаты которого показали, что лишь 62,1% американских работников трудятся там, где вообще имеет значение какой-то диплом.

При этом по специальности работают чуть более 27%. Так что российские показатели далеко не самые плохие. А вот качество работы даже тех, кто не стал менять род деятельности после вуза, нередко оставляет желать лучшего. В том числе из-за того, что высококлассные специалисты уходят в бизнес, в более денежные сферы.

Этот отток также нужно снизить до минимума.

Почему так много россиян работают не по специальности

Заработная плата: в 2006 году я окончила пединститут, заочно. По специальности не работала ни дня

Варвара Гранкова

Более трети выпускников российских вузов не работают по специальности, показал опрос 2583 соискателей из разных регионов России, проведенный порталом hh.ru. Больше половины (58%) выпускников пробовали работать по основному профилю, но передумали из-за маленькой зарплаты (46%), неясных карьерных перспектив (31%) и непривлекательных условия труда (24%).

Сервис Rabota.ru провел похожий опрос – но не среди выпускников, а среди всех имеющих работу. В исследовании приняли участие более 5000 пользователей сервиса старше 18 лет из всех регионов страны.

И доля не работающих по специальности оказалась еще более внушительной, чем в опросе hh.ru. По данным Rabota.ru, по специальности никогда не работали 43% россиян.

Еще 23% имеют опыт в профильной сфере, но сейчас в ней не работают.

Россияне идут в вузы не ради дальнейших карьерных перспектив, а просто потому, что высшее образование считается престижным и само собой разумеющимся, и только после получения диплома задумываются о том, какие карьерные перспективы перед ними открываются, чем на самом деле придется заниматься на рабочем месте и сколько наниматели за это будут платить, считает исполнительный директор консалтинговой компании «ЛюдиPeople» Виктория Петрова.

Примерно 39,3% молодых людей хотели бы сменить специальность уже при поступлении в магистратуру, показало совместное исследование, проведенное МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ.

Почти треть из них (26,5%) сказали, что хотят получить более престижную профессию, менее четверти (21,3%) видят отсутствие спроса на рынке труда по текущей специальности.

Более 20% заявили, что исчерпали себя в своей нынешней специальности, а 18,4% признались, что их специальность им неинтересна.

Отчасти смена профессии при поступлении в магистратуру – следствие раннего профессионального самоопределения, рассказывала ранее «Ведомостям» директор центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская.

Школы разделяют учеников с 7–8-го класса на технические, медицинские и гуманитарные классы. Знакомить их с разными профессиями уже в раннем возрасте правильно, говорит Назайкинская.

Но часто в школах и вузах взрослые навязывают ученику, кем он должен стать в будущем, и вынуждают сделать выбор, к которому он не готов, отмечает она.

Как правило, у абитуриентов российских вузов практически нет жизненного опыта – они выбирают профессии по романтическим соображениям или из-за семейных традиций, соглашается Петрова.

Но тренд постепенно меняется: молодые специалисты все чаще задумываются, окупятся ли затраченные на высшее образование силы и средства после выпускного.

По некоторым гуманитарным специальностям, например филолога или историка, прогнозы неблагоприятны, предполагает Петрова.

В конце 2020 г. международная исследовательская компания Ipsos специально для Всемирного экономического форума опросила 21 507 человек из 29 стран мира, считают ли они оправданными затраты на очное высшее образование.

Около 36% россиян сказали, что платное высшее образование стоило своих денег – но таких оказалось меньше чем в 26 из 29 стран. Например, в Китае расходы на высшее образование считает оправданными 81%, в США – 45%. Каждый второй россиянин (51%) полагает, что высшее образование не стоит запрашиваемой за него цены.

По всем 29 странам в среднем со стоимостью высшего образования согласны 53%, а завышенной ее считают примерно 36%, исходя из аналитики Ipsos.

По специальности, указанной в дипломе, чаще всего продолжают трудиться работники сферы образования (16%), производства и промышленности (14%) и медицины (13%), выяснили аналитики Rabota.ru. По образованию также работает около 10% респондентов в сфере строительства, 8% в IT и телекоме, 6% в журналистике, 5% в банковском деле, финансах и инвестиционном секторе.

Около 40% из тех, кто не работает по специальности, сменили сферу деятельности из-за низких зарплат, четверть – из-за отсутствия хороших вакансий, показал опрос Rabota.ru. Около 13% вынужденно поменяли специальности из-за переезда в другой город или страну, а 11% выгорели или просто устали от профессии. Примерно 7% опрошенных сменили профессию, потому что начали зарабатывать на своем хобби.

Нет ничего страшного в том, что человек работает не по своей основной специальности, замечает Петрова. С ростом продолжительности жизни работники и в своей профессиональной жизни смогут проявить себя в разных ипостасях и менять профессию согласно приметам времени, искать возможности больше зарабатывать и эффективнее реализовываться, считает она.

На практике разочаровавшиеся соискатели часто идут по простому пути: выбирают среди вакансий с высокой зарплатой компании, в которых уже работают их друзья, или те, куда можно быстро устроиться, говорит Петрова. По данным hh.ru, специалисты чаще всего уходят в сферу продаж (69%) и на административные должности (65%).

Чаще всего соискатели без профильного образования испытывают проблемы на старте карьеры, а потом решающую роль при найме начинает играть опыт, отмечают собеседники «Ведомостей».

Чем больше компания или предприятие, тем внимательнее она смотрит на то, что написано в дипломе молодого специалиста, говорит Игнат Зайончковский, сооснователь «Преактума» (организатор рекрутинговых конкурсов и виртуальных стажировок для молодежи).

Но на малых и средних предприятиях редко смотрят на специальность в дипломе – там ценятся профильные навыки и социально-психологические качества. Лучше всего принимать решения о смене профессии как можно раньше – на практике или во время стажировки, говорит Зайончковский.

По словам его партнера Сергея Акопяна, смена направления всегда подразумевает проигрыш в зарплате и должности и решиться на это проще на позиции начального уровня.

К тому же работодатели проявляют терпимость, если молодые кадры владеют не всеми необходимыми навыками: как правило, образовательные программы вузов отстают на 2–3 года от уровня развития технологий, применяемых нанимателями, говорит Акопян. Высшее образование становится формальным минимумом, к которому позднее добавляются знания, полученные на практике и курсах менеджмента, маркетинга, разработки и др., говорит он.

Профильное образование обязательно для работников со специальностями, где требуется фундаментальная подготовка, например слесарям по обслуживанию и ремонту высокоточного роботизированного оборудования, инженерам-математикам или архитекторам, считает Петрова.

Непросто сменить специальность в тех случаях, если в отрасли работодатели привыкли сотрудничать с потенциальными кандидатами еще во время их вузовских стажировок.

Из-за дефицита кандидатов многие IT-компании готовят потенциальных сотрудников еще во время их обучения в вузах, говорит основатель HRTech-компании Skillaz Андрей Крылов. В этом сегменте занимаемые кандидатами должности чаще всего соответствуют их профильному образованию, заметил Крылов.

Но в пандемию, по его словам, компании охотнее, чем прежде, рассматривали соискателей, готовых быстро адаптироваться и учиться, чтобы использовать полученные навыки под новые вызовы и задачи.

«Корочки» все больше утрачивают важность – работодатели переходят к подходу, основанному на компетенциях, рассказывает руководитель проекта «Атлас новых профессий» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Судаков.

И если профессиональные навыки были необходимы всегда (повар должен уметь готовить, а инженер вести расчеты), то сейчас возрастает значимость социально-психологических качеств (soft skills), говорит Судаков. Вместе со «Сколково» он изучил около 10 000 резюме инженеров на LinkedIn.

Выяснилось, что в резюме 10% навыков были профессиональными и повторялись во всех анкетах, тогда как 90% качеств были уникальными и не встречались в других резюме. Система образования не ориентирована на то, чтобы готовить специалистов с уникальным набором качеств.

Нужные компетенции придется нарабатывать самостоятельно, например навык работы в распределенной команде хорошо развивают компьютерные игры, а представителю сферы услуг полезно изучить психологию, говорит Судаков.

Тем не менее сотрудникам, попавшим в компанию благодаря саморазвитию и личным качествам, скорее всего, придется получить диплом по профилю – ради продвижения по службе. Компании готовы вносить вклад в обучение сотрудников, которое непосредственно связано с работой на предприятии, говорит Кирилл Храмцов, директор по методологии компании Univertus, занимающейся обучением и оценкой персонала.

Читайте также:  Про жилье: есть ли какие то льготы связанные с жильем

Подниматься по карьерной лестнице практически нереально без профессионального образования. Поэтому компании иногда финансово участвуют в получении сотрудником необходимого образования, но с условием отработки в компании в течение нескольких лет. Подобная схема дает возможность организации сохранить хороших работников, а сотрудникам – продолжать развитие по специальности, отмечает Храмцов.

Заработная плата: в 2006 году я окончила пединститут, заочно. По специальности не работала ни дня

Работать педагогом иногда можно и без образования

Заработная плата: в 2006 году я окончила пединститут, заочно. По специальности не работала ни дня

Внесены поправки в Закон об образовании в части требований к педагогическим работникам. По общему правилу, установленному ст. 46 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Однако теперь Закон содержит несколько исключений из этого правила (Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ).

Предусмотрено, что лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам. А к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем. Порядок допуска указанных лиц к педагогической деятельности надлежит подготовить Минпросвещения России по согласованию с Минобрнауки России и Минтрудом России.

Кроме того, установлено, что предусмотренные законом требования к уровню образования не распространяются на тех педагогов, которые были приняты на работу еще до вступления в силу Закона об образовании, если их соответствие занимаемой должности было подтверждено аттестационной комиссией.

Отметим, что нынешний Закон об образовании вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В действовавшем до этого момента законодательстве единых требований к уровню образования педагогов закреплено не было. Такие требования определялись в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

В ноябре 2018 года Конституционный Суд РФ указал на недопустимость увольнения педагогических работников, принятых на работу до вступления в силу действующего Закона об образовании, из-за отсутствия у них необходимого образования, если они успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность и признаны аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

Документы по теме:

Законодательство Республики Узбекистан (кодексы, законы, указы, постановления, нормативные акты, книги). Правовой портал. НОРМА

2020-02-26 09:38:56

Имеет ли право студент очной формы обучения устроиться на работу на 0,5 ставки в свободное от учебы время? Не будет ли это нарушением законодательства? Студент 2-го курса института, занятия которого заканчиваются в 13:00 часов, намеревается устроиться на работу. Студент может трудоустроиться в свободное от учебы время. Нарушением не будет.

Студентам очной формы обучения в свободное от учебы время — во второй половине дня разрешается работать по трудовому договору, как в самом высшем образовательном учреждении, так и в других организациях (п.50 Положения рег. МЮ №1222 от 22.02.2003 г.).

Прием на работу студентов  осуществляется на общих основаниях согласно трудовому законодательству.

В трудовых договорах необходимо предусмотреть режим работы в свободное от учебы время с определением количества часов работы и оплаты труда пропорционально отработанному времени.

Возможно заключение со студентом трудового договора и более, чем на 0,5 ставки, если у студента есть возможность в свободное от учебы время работать в таком режиме, а работодатель может его обеспечить работой в индивидуальном режиме.

2014-06-04 17:33:50

Нужно ли заводить трудовую книжку на студента вуза, заключившего с работодателем трудовой Договор? В соответствии со статьей 81 ТК и пункта 1.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек (зарегистрирована МЮ 29.01.1998 г.

N 402) трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовой стаж работника. Работодатель обязан вести трудовые книжки на всех работников, проработавших на предприятии свыше 5 дней, за исключением совместителей.

Таким образом, трудовая книжка заводится и на студента вуза, если работа у данного работодателя является для него основной.

2020-08-21 16:44:42

Как правильно оформить трудовой договор со студентом в августе — на 0,5 ставки или на целую ставку, если учеба у него начинается с сентября? В организацию в августе устраивается студент, окончивший 1 курс ВУЗа. Студенты  ВУЗов имеют право работать в свободное от учебы время.

  Студенты  ВУЗов имеют право работать в свободное от учебы время (п.50 Положения рег. МЮ №1222 от 22.02.2003 г.).

  Это не значит, что студент обязательно должен работать на 0,5 ставки.

Нагрузку (размер ставки) и режим рабочего времени устанавливают по  соглашению между работодателем и работником (студентом) и указывают в условиях трудового договора.Также возможно определить ему различную нагрузку для работы в каникулярное время и во время учебы, что тоже прописывается в трудовом договоре и изменяется дополнительными соглашениями к нему.

По окончании ВУЗа, с работником необязательно прекращать трудовой договор и заключать новый. Заключается дополнительное соглашение, в котором изменяются, если это необходимо – ставка и режим рабочего времени.

2020-11-17 11:24:59

Имеет ли право работать учителем биологии в средней школе студент заочного отделения, обучающийся на третьем курсе факультета биологии? С какого курса разрешено работать учителем в школе студентам-заочникам или они имеют право работать только при получении диплома? Студент может работать преподавателем с 4-го курса обучения соответствующего высшего образовательного учреждения. Имеет право, но только исключительно с 4-го курса обучения соответствующего высшего образовательного Положения).Законодательство не разграничивает студентов по формам обучения (очная или заочная), при их принятии на должность учителя. Соответственно, при трудоустройстве на должность учителя, для студента заочного обучения не имеет значения форма получаемого образования.Не допускается практика трудоустройства на педагогическую должность студента высшего образовательного учреждения в нарушение вышеуказанного требования. В противном случае, со стороны надзорных и контролирующих органов выявленный факт будет расценен как нарушение норм трудового законодательства с вытекающими финансовыми последствиями.

2018-05-17 11:20:48

С какого курса можно принимать на работу студентов ВУЗов? У нас фармацевтическая компания, которая занимается розничной и оптовой реализацией фармацевтических препаратов. Некоторые студенты ВУЗов имеют желание работать у нас в свободное от учебы время.

Студенты высших учебных заведений, независимо от года обучения (курса) могут осуществлять трудовую деятельность в свободное от учебы время. Студенты высших учебных заведений, независимо от года обучения (курса) могут осуществлять трудовую деятельность в свободное от учебы время.

Стоит обратить внимание на то, что, не имея специальности, студент может работать на должностях, не требующих определенного образования или специальности.

При приеме на работу студента Вам необходимо ознакомиться с минимальными требованиями к уровню образования, указанными в Классификаторе основных должностей служащих и профессий рабочих (утв. ПКМ №795 от 04.10.2017 г.)Эти требования обязательны к применению в бюджетных организациях, а для организаций,

2016-03-23 17:29:15

Какие Законодательные акты регулируют вопрос совмещения работы в организации и учебы в магистратуре? В последнее время часто говорят о том, что если учиться в магистратуре и работать на полную ставку, то при проверке организации налоговая инспекция может наложить Штраф и обязать вернуть всю заработную плату за время совмещения работы и учебы магистрантом. В соответствии с пунктом 50 Положения о высшем образовании, зарегистрированного МЮ 22.02.2003 г. N 1222, студентам очной формы обучения студентом и в первой половине дня должны находиться на учебе, Вы не можете отрабатывать полную рабочую неделю и соответственно Вам не могут платить полную ставку оклада от занимаемой Вами должности.Однако работодатель может удовлетворить заявление студента-работника об установлении ему 8-часового рабочего дня в свободное от учебы время, так как трудовое законодательство не содержит запрета или ограничения для студентов работать и очно учиться. Режим работы студента-работника может отличаться

2021-02-16 11:26:38

по уровню образования его возможно принять на должность начальника отдела.Но студентам очной формы обучения, в том числе и магистрантам, разрешается работать по трудовому договору, как в самом высшем образовательном учреждении, так и в других организациях, в свободное от учебы время (п.50 Положения рег. МЮ №1222 от 22.02.

2003 г.).

Возможно заключить со студентом трудовой договор и более, чем на 0,5 ставки, если у студента есть возможность в свободное от учебы время работать в таком режиме, Имеет ли право магистрант 1 курса работать начальником планового отдела на полную или 0,5 ставки на государственном предприятии? По уровню образования магистранта возможно принять на должность начальника отдела. Должность начальник отдела (любого и во всех отраслях) могут занимать лица с высшим образованием, для государственных предприятий – это является обязательным требованием (КОДП-2017). Магистрант уже, по умолчанию, имеет высшее образование, так как имеет степень бакалавра. Поэтому,

2015-11-27 13:40:43

Мы принимаем одного молодого специалиста, который закончил бакалавриат ВУЗа и на сегодняшний день учится в магистратуре. Так как он учится, ему назначен 3х часовой рабочий день и начисляется 0,5 зарплаты. Но этот студент согласен (скорее хочет по семейным обстоятельствам) работать

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *