Обращение взыскания на денежные средства должника: порядок, на какие виды доходов не может быть обращено, заработок отбывающего наказание

Неисполнение денежного обязательства, например, невыплата кредита, влечёт за собой применение к должнику мер, направленных на принудительное исполнение решения.

Обращение взыскания на доходы должника – один из возможных способов удовлетворения интересов кредитора после вынесения судебного решения.

Законодатель установил особый порядок таких мер, в том числе размер удержаний и перечень доходов, которые не могут использоваться для данной цели.

Когда возможно обращение взыскания на доходы

Обращение взыскания на денежные средства должника: порядок, на какие виды доходов не может быть обращено, заработок отбывающего наказание

Для того чтобы исполнительное производство было начато, необходимо наличие одного из документов:

  • Исполнительный лист;
  • судебный приказ;
  • исполнительная надпись нотариуса.

После получения одного из перечисленных документов, кредитор может инициировать исполнительное производство, обратившись с имеющейся бумагой и заявлением в службу судебных приставов по месту проживания должника.

После этого должник будет уведомлен о начале исполнительного производства и получит возможность в течение пяти дней добровольно погасить задолженность.

Если расчёт не будет осуществлён, пристав начнёт действия по принудительному взысканию.

Судебные приставы, в первую очередь, обращают внимание на регулярные доходы должника (например, пенсию или заработную плату), а также на имеющиеся в банках счета и депозиты. Однако не все источники средств могут быть удержаны.

Статья 98 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» перечисляет ситуации, когда в целом допускается обращение взыскания на заработную плату и иные источники периодического дохода:

  • взыскиваются периодические платежи;
  • сумма взыскания не превышает десяти тысяч рублей;
  • иные источники финансовых средств у должника отсутствуют.

Получается, что сначала пристав попытается взыскать средства с депозитов и счетов, а только после этого обратится за взысканием за счёт зарплаты и других доходов.

Размер взыскания с доходов должника

Пристав не вправе списать доход гражданина полностью. Предполагается, что у должника должны оставаться средства к существованию. Статья 99 ФЗ-229 определяет размер таких взысканий и порядок расчёта:

  • расчёт производится после того, как с дохода будут удержаны все налоги;
  • размер удержаний составляет половину от доходов.

Если речь идёт о взыскании алиментных платежей, а также о компенсации ущерба жизни и здоровью, размер удержаний может быть увеличен до 70 процентов. К исключениям также относят взыскания по компенсациям за преступления и по потере кормильца.

Если на счёт направляется заработная плата, то ограничения касаются только последнего платежа. Всё, что было накоплено ранее, может быть списано полностью.

На какие типы доходов взыскание не обращается

Статья 101 ФЗ-229 перечисляет типы доходов, на которые вовсе не может быть обращено взыскание. К ним относят:

  • компенсация вреда здоровью, а также по потере кормильца;
  • выплаты за увечья, полученные во время работы, в том числе назначающиеся родственникам перечисления при смерти лица;
  • компенсации от государства или муниципальных органов, назначающиеся гражданам, пострадавших от радиации, техногенных катастроф и так далее;
  • выплаты за уход над нетрудоспособными;
  • Алименты;
  • компенсационные выплаты, предусмотренные трудовым законодательством;
  • страховое социальное обеспечение, кроме пенсии по старости, инвалидности и накопительной части;
  • детские пособия;
  • материнский капитал;
  • единовременная помощь гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий и так далее;
  • компенсации за санаторно-курортное лечение и туристические путёвки;
  • компенсации за проезд к месту лечения;
  • выплаты за погребение.

Чаще всего, взыскание производится на заработную плату, отпускные выплаты, а также пенсии. Это самые распространённые источники дохода, на которые приставы обращают внимание в первую очередь.

Взыскание доходов в полном объёме. Что делать в такой ситуации?

Обращение взыскания на денежные средства должника: порядок, на какие виды доходов не может быть обращено, заработок отбывающего наказание

В такой ситуации необходимо как можно скорее обратиться в службу судебных приставов. Вариантов здесь два:

  1. подать заявление на возврат части взысканных средств. Составляется в простой форме, специальный бланк отсутствует;
  2. указать о назначении счёта с целью того, чтобы взыскания соответствовали законодательству в дальнейшем.

На практике возможны случаи, когда взыскание обращается и на доходы, которые пристав вовсе не должен арестовывать. Например, Гражданин перечисляет на карту алименты, но работник ФССП данного факта не знает. Необходимо также подать заявление и указать на данную информацию.

Если пристав отказывается отвечать на заявление или не выполняет действий для возврата средств на счёт должника, рекомендуется направить жалобу либо в суд, либо в вышестоящий орган. Также можно обратиться в прокуратуру.

В тексте жалобы рекомендуется указать все обстоятельства, начиная от факта взыскания средств со счёта, взыскание по которому не должно производиться. Обязательно следует предоставить доказательство того, что данные средства имеют определённое назначение.

Действия работодателя при обращении взыскания на зарплату работника

Взыскатель может поступить двумя способами при необходимости получения средств с доходов должника:

  1. направить исполнительный документ в службу судебных приставов. Документ отправляется по месту жительства должника;
  2. обратиться напрямую к работодателю, то есть по месту официального трудоустройства (статья 9, пункт 3 статьи 98 ФЗ-229).

Фактически, взыскатель вправе направить лист напрямую, работодатель обязан начать перечисления на указанный счёт. Перечисления производятся в трёхдневный срок с даты начисления доходов.

В статье 9 ФЗ-229 устанавливается, что напрямую работодателю исполнительный документ может быть направлен только в том случае, если сумма взысканий не превышает ста тысяч рублей.

К листу прилагается заявление со следующей информацией:

  • данные о заявителе, включая его фамилию, имя и отчество, а также адрес;
  • банковский счёт, на который должны производиться перечисления;
  • информация об организации, в которую направляется лист.

Работодатель не вправе отказать взыскателю в перечислении средств по исполнительному листу, если такое требование не противоречит действующему законодательству. Взыскания должны производиться при перечислении каждого периодического платежа, после вычета налогов.

Если доходов недостаточно для исполнения решения

Не всегда заработной платы хватает для того, чтобы исполнить исполнительный документ. Когда доходы лица слишком низкие, пристав вправе начать розыск иного имущества и прав, в том числе:

  • Недвижимость, как жилая, так и нежилая;
  • Движимое имущество, в том числе транспорт, оборудование и так далее. Сотрудник ФССП может направить запрос в ГИБДД для получения информации о наличии в собственности транспортных средств;
  • некоторые права, например, доля в ООО. Право на долю в организации может быть реализовано;
  • доля в праве на совместно нажитое имущество. Однако для выдела такой доли необходимо вынесение судебного решения. В суд вправе обратиться как сам взыскатель, так и специалист ФССП;
  • иные объекты и права, которые представляют ценность и могут быть реализованы с целью исполнения судебного решения.

Пристав должен использовать все возможные источники средств, от самых очевидных до менее значимых.

Подведём итоги

Законодатель предусматривает возможность обращения взыскания на доходы должника, если у него отсутствуют банковские счета и сбережения. Кредитор может направить исполнительный документ в службу судебных приставов или напрямую работодателю. Взыскание производится на заработную плату, пенсии и иные источники средств, исключая лишь различные социально значимые выплаты и алименты.

Прочтите: Могут ли привлечь к уголовной ответственности за неуплату кредита

С выплат социального характера долги взыскивать не будут

Обращение взыскания на денежные средства должника: порядок, на какие виды доходов не может быть обращено, заработок отбывающего наказание Иллюстрация: Rebecca Zisser / Axios

Что случилось?

Президент России подписал Федеральный Закон от 21.02.2019 № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

В чём суть документа?

В Закон об исполнительном производстве внесены поправки с целью исключения случаев обращения взыскания на соцвыплаты, в том числе с помощью введения обязанности для работодателей и иных лиц, выплачивающих денежные средства, помечать такие соцвыплаты.

Зачем потребовались такие поправки?

Поправки приняты с целью защиты прав граждан и исключения возможности обращения взыскания в рамках исполнительного производства на денежные выплаты социального характера.

Подобные выплаты и сейчас формально защищены от взыскания ст. 101 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Однако по причине того, что судебному приставу-исполнителю и банку изначально не известны источники поступления денежных средств на банковский счёт должника и их назначение, в процессе принудительного исполнения судебных актов возникают ситуации, при которых взыскание обращается на денежные средства, относящиеся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание.

Поправка потребовалась для того, чтобы приставы и банки могли отличить, с каких доходов можно удержать долги.

Какие выплаты относятся к социальным?

В ст. 101 Закона об исполнительном производстве представлен внушительный перечень выплат, на которые не может быть обращено взыскание.

В частности, к ним относятся: денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причинённого здоровью, различные компенсационные и единовременные выплаты, алименты, выплаты в связи с рождением ребёнка, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пособия, в том числе пособия гражданам, имеющим детей, средства материнского капитала и другие.

Кроме того, поправками перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание, дополнен денежными средствами, выделенными гражданам, пострадавшим в результате ЧС:

  • в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости;
  • в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых в результате ЧС причинён вред различной степени тяжести.

Как приставы и банки узнают о социальном характере доходов?

Лица, выплачивающие на счёт должника в банке зарплату или иные доходы, на которые не может быть обращено взыскание, обязаны будут указывать в расчётном документе соответствующий код вида дохода.

Это позволит отличать денежные средства, защищённые «иммунитетом», от других средств, поступающих на счёт должника. Какой код и как именно нужно будет указывать, пока непонятно.

Порядок утвердит Банк России.

Что ещё принёс Закон?

Если кратко — должникам будет сложнее спрятать деньги. Судебный пристав сможет получить сведения о любых видах банковских счетов должника: номера счетов, информацию о количестве и движении денег в рублях и иностранной валюте.

Пока можно получить информацию только по расчетным счетам.

Кроме того, поправками предусмотрено, что в целях установления имущественного положения должника судебный пристав-Исполнитель сможет запрашивать у налоговых органов и банков любые сведения для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Когда Закон № 12-ФЗ вступает в силу?

Документ вступит в силу 1 июня 2020 года.

Новости

Многие думаю, что в случае, если должник отбывает наказание в исправительном учреждении, то взыскать с него задолженность невозможно. Однако такое мнение ошибочно.

В случае, если гражданин, являющийся должником в рамках исполнительного производства, находится в исправительном учреждении и работает там, то судебный пристав вправе обратить взыскание на его заработок либо на иной другой доход.

Согласно ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, возмещение осужденными расходов по их содержанию в исправительном учреждении производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, определенном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно ч. 3 ст.

107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется, независимо от всех удержаний, не менее 25% начисленной им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй групп, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, — не менее 50% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Это означает, что из заработной платы и иных доходов на лицевой счет осужденного должника бухгалтером исправительного учреждения в первую очередь зачисляется вышеуказанный процент от суммы дохода, и только после этого из оставшейся суммы могут производиться различные удержания, в т.ч. в пользу взыскателей по исполнительным документам.

Кроме того, положения ст. 99 и ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в силу п.2, 2.1, 2.2 Определения Конституционного суда РФ от 17.06.2008 № 552-О-П не распространяются на ежемесячные денежные выплаты, получаемые осужденными, являющимися ветеранами боевых действий.

Читайте также:  Какие выплаты положены пострадавшему при производственной травме на производстве?

Существующим Соглашением Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, заключенным в июле 2010 года, предусмотрены особенности взаимодействия указанных государственных структур при исполнении исполнительных документов в отношении должников, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Так, учреждение, исполняющее наказание, после получения постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника и копии исполнительного документа, обязано принимать все меры по трудоустройству осужденного должника в соответствии с требованиями Уголовно- исполнительного кодекса РФ, предоставлять информацию о размере денежных средств, находящихся на лицевом счете осужденного должника, о размере и источниках получаемых осужденным должником денежных средств (заработная плата, переводы и т.д.).

В связи с чем, в случае возникновения у взыскателей сомнений в части сумм производимых в их пользу удержаний, вышеуказанная информация может быть запрошена у судебного пристава-исполнителя.

При отсутствии у осужденного должника заработка либо иных видов доходов, судебный пристав-исполнитель вправе обратить взыскание на денежные средства, находящиеся на его лицевом счете, и источником которых являются, например, получаемые осужденным денежные переводы от родственников, а также и иные доходы.

При этом, к иным доходам, находящимся на лицевых счетах осужденных, могут быть отнесены все виды перечислений, кроме тех, на которые не может быть обращено взыскание, и которые перечислены в ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве».

При возникновении вопросов по результатам исполнения взыскателям необходимо безотлагательно обращаться к судебному приставу-исполнителю за получением дополнительных разъяснений.

На какое имущество пристав обратит взыскание? Размеры удержаний

Если вы должник по решению суда, а долг до сих пор еще не выплачен, скоро к вам придет судебный пристав, а на доход иили имущество будет обращено взыскание. Однако, есть имущество, а также денежные средства, которые законодатель защищает и не позволяет удовлетворять за их счет требования по исполнительному листу. 

На какое имущество и доходы пристав не имеет право обратить взыскание?

Перечень имущества указан в статье 446 ГПК — скачать его можно здесь.

Вкратце скажу — в него входят предметы обычной домашней обстановки, жизненно необходимые, домашний скот, продукты питания и деньги не выше МРОТ, транспорт для инвалида.

Статья 101 закона по исполнительному производству содержит перечень вида денежных доходов, на которые пристав не может обратить взыскание, скачать его можно здесь. Это различные компенсационные выплаты, пособия, суммы, получаемые в счет вреда здоровью, пособия на детей и так далее.

Из указанного списка есть исключения. Законодатель расширяет перечень дохода, из которого могут быть удержаны алименты. Это прямо следует из норм постановления №841.

В удерживаемый доход включаются все виды пенсий, материальная помощь, стипендия, суммы по возмещению вреда здоровью, компенсационные выплаты, в том числе выплаты Чернобыльцам. Полный перечень — здесь.

Как видно, интересы несовершеннолетних охраняются законом особенно, это касается и мер ответственности за неуплату алиментов — они гораздо шире, по сравнению с ответственностью за неуплату «рядового» долга.

Обращение взыскания на имущество или доход осуществляется как на основании исполнительного листа, так и судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса.

На какое имущество может быть обращено взыскание?

На любое ликвидное, иными словами, имущество, которое может быть продано.

Это могут быть (помимо денег, квартиры, машины и иного всем известного): деньги, переданные под Залог, имущественные права (например, дебиторская задолженность, авторские права, лицензионные права и др.

), ценные бумаги, акции, доля в уставном капитале ООО, имущество, находящее в совместной собственности супругов или долевой собственности, имущество, находящееся у третьих лиц (истребование залогового авто у покупателя).

В первую очередь взыскание обращается на денежные средства, находящиеся в банке и только потом, при их недостаточности, судебный пристав арестует имущество, оценит его и реализует на торгах. У должника есть право указать за счет какого имущества, в первую очередь, он просит удовлетворить требования взыскателя. Окончательное решение об очередности взыскания примет пристав — исполнитель.

В каком размере пристав (банк, работодатель) удержит деньги в счет долга?

Размер удержаний составляет не более 50% ежемесячного дохода должника. В размере 75% будет списан долг в счет уплаты алиментов, возмещения вреда здоровью, вреда, причиненного преступлением, и вреда по потере кормильца.

Процентное ограничение вовсе не будет применено, если оно производится с зарплатного счета, за исключением суммы последней зарплаты. Понятно, что тут имеется в виду? Если у вас на счете есть какие то накопления — то все они будут списаны в размере 100%.

Удержание производится ПОСЛЕ уплаты НДФЛ или других налогов.

В каком размере будут удержаны алименты с ип (индивидуального предпринимателя) ?

Еще 4 года назад с индивидуальных предпринимателей алименты удерживались с суммы дохода, без учета расходов. Речь идет об ИП с видом налогообложения УСН «доходы». Спорить с приставами было бесполезно. Но вот однажды, в 2010 году Конституционный суд по заявлению ИП вынес важное постановление.

Суд указал, что пристав при наложении взыскания на доходы предпринимателя, должен учитывать документально подтвержденные расходы.

Позднее на основании постановления КС Минфин Минтруд и Минобрнауки опубликовали разъяснения о порядке подтверждения индивидуальным предпринимателем своих доходов и расходов в зависимости от системы налогообложения с целью уплаты алиментов.

Подобные советы и образцы заявлений неоднократно встречала в интернете (со ссылкой на ст. 446 ГПК), смысл примерно такой — если ежемесячная плата по исполнительному листу превышает Прожиточный минимум, то можно подать заявлению приставу или в суд о ее снижении до уровня прожиточной нормы по региону.

В статье 446 ГПК действительно есть пункт предусматривающий, что не может быть изъята денежная сумма свыше прожиточного минимума, но судебная практика, неоднократно доходившая до ВС, трактует этот пункт как однократное обращение взыскания, а не периодическое. Иными словами — если пристав обнаружит денежные средства у должника дома — он имеет право их забрать в счет долга, оставив не более минимума для жизни.

Однако, практика разная, вот недавнее мнение ВС, которым суд решил, что должнику пенсионеру необходимо оставить прожиточный минимум для жизни. Но такие решение — скорее редкость, больше отказных. Тем не менее, положительная практика, когда размер удержаний с должника снижали, учитывая его материальное положение — есть.

Поэтому можно пытаться снизить размер удержаний в исполнительном производстве. А  если пристав или банк списывают все 100% дохода — такое бывает и довольно часто, особенно по кредитному долгу,  — обжаловать их действия однозначно. Или если речь о снижении размера алиментов. При непомерной денежной нагрузке должник имеет право подать заявление в суд о рассрочке по выплате долга.

Как получить информацию о ходе исполнительного производства?

Похожее

Страница 1 из 11

Некоторые актуальные проблемные вопросы при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должников

  • Некоторые актуальные проблемные вопросы взаимодействия банков и службы судебных приставов при обращении взыскания на денежные средства находящиеся на счетах физических лиц и организаций
  • В рамках государственного надзора банки и служба судебных приставов плотно и часто взаимодействуют по вопросам исполнения исполнительных документов.
  • Банки обязаны в силу положений законодательства об исполнительном производстве принимать и исполнять исполнительные документы от взыскателей и производить списания денежных средств со счета должника в пользу взыскателей.
  • Причем исполнительные документы могут поступать как непосредственно от самих взыскателей, так и от службы судебных приставов.
  • За неправильное исполнение требований закона банки могут привлечены к суровой административной ответственности.

Так, в соответствии с частью второй части 17.14 КоАП РФ, на банк может быть наложен штрафа до 1 миллиона рублей.

 Рассмотрим некоторые наиболее существенные проблемные вопросы, связанные с взаимодействием банков и службы судебных приставов

1 . Проблемы применения судами ст. 17.14 КоАП РФ на практике.

В соответствии с ч. 2. ст. 17.14 КоАП РФ: «…

неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника влечет наложение административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей…»

Что следует понимать под исполнительным документом, в котором должны содержаться требования о взыскании денежных средств?

По данному вопросу, Федеральный Арбитражный Суд Северо-Западного округа от 02.10.2008 года по делу №А42-1892/2008 вынес постановление, заслуживающее внимание.

Так, в  Арбитражный суд Мурманской области, с заявлением о привлечении к административной ответственности банка по части 2 ст. 17.14 КоАП РФ обратился судебный пристав-исполнитель.

Судами судебному приставу-исполнителю было отказано в привлечении банка к ответственности по следующим основаниям.

В части 2 ст. 17.14 КоАП РФ ответственность банка наступает за невыполнение требований о взыскании денежных средств, указанных в исполнительном документе, в тоже время постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства должника таковым не является, в том смысле, который содержится в  статье 12 Закона.

  1. И, здесь сложно не согласиться с судом.
  2. Действительно, исполнительный документ выдается во исполнение какого-либо решения (правоприменительного акта) уполномоченного органа (в том числе и суда) и возлагает на должника какое-либо материально-правовое требование.
  3. Постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства должника никаких новых материально-правовых требований на должника не возлагает, оно лишь обязывает банк совершить определенные действия по списанию денежных средств со счета должника.
  4. Постановление судебного пристава-исполнителя будет исполнительным документом только в трех случаях:
  5. — постановление о возмещении расходов по совершению исполнительных действий с должника;
  6. -постановлением о взыскании исполнительского сбора;
  7. -постановление о наложении штрафа на должника.
  8. Эти постановления являются самостоятельными правоприменительными актами, и на основании них возникают новые материально-правовые требования для должника.

Утверждение о том, что все постановления судебного пристава-исполнителя являются исполнительными документами, так как это прямо указано в  п.7 ч. 1 ст. 12 Закона, нелогично во взаимосвязи с  содержанием ст.

12 Закона и в совокупности с тем правовым определением, который дал Конституционный суд РФ постановлению о взыскании исполнительского сбора (одному из самостоятельных правоприменительных актов судебного пристава-исполнителя).

В частности судом[1] указано «…из пункта 6 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.

2001 № 13-П также следует, что постановление судебного пристава — исполнителя о взыскании исполнительского сбора относится к исполнительным документам, поскольку его юридическая сила обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.

Из этого пункта можно сделать вывод, что поскольку постановление о наложении ареста на денежные средства и перечислении денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов не является самостоятельным правоприменительным актом, его нельзя отнести к исполнительным документам о взыскании денежных средств…»

Постольку, поскольку  постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства не является исполнительным документом в смысле ст. 12 Закона, поэтому и привлекать банк к административной ответственности по ч.2. ст. 17.14 нельзя, так как  расширительное толкование запрещающих норм недопустимо.

Читайте также:  Что делать если с пенсии по инвалидности снимают за поручительство?

Аналогичные выводы пишет суд[2] «…ответственность за неисполнение постановления судебного пристава-исполнителя частью 2 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена. Расширение сферы действия норм об административной ответственности в правоприменительной практике недопустимо…».

В данном случае, судебному приставу-исполнителю необходимо было  банк привлекать по ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, то есть за невыполнение законных требований судебного пристава – исполнителя, лицами, не являющимися должником в исполнительном производстве.

Следует отметить, что размер санкций здесь  ниже (для сравнения в части 2 максимальный размер штрафа 1 млн. руб., в части третьей 100 тыс. руб.).

  • Скорей всего законодатель отграничил эти составы с той целью, что неисполнение исполнительного документа банком является более тяжким проступком, чем невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя.
  • В этом есть логика, судебное решение принимается в усложненной юридической процедуре с соблюдением системы юридических гарантий сторонам судебного процесса.
  •  Свое же решение судебный пристав-исполнитель принимает единолично, у сторон есть лишь возможность обжалования (оспаривания) действий судебного пристава-исполнителя.
  • Но это всего лишь мое скромное предположение, которое на правовой аспект рассматриваемого нами вопроса никак не влияет.

Возникает вопрос: когда же в полную силу будет действовать ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ?

Во-первых, ответственность будет наступать за неисполнение исполнительного документа (исполнительного листа, судебного приказа, удостоверения комиссии по трудовым спорам и.т.д.), предъявленного самим взыскателем в порядке ст. 8 Закона.

Во-вторых, ответственность будет наступать за неисполнение постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, взыскания расходов по совершению исполнительных действий, либо наложения судебным приставом-исполнителем штрафа.

 В остальных случаях, при ведении исполнительного производства, исполнительный документ не может покидать его пределы, за исключением случаев прямо указанных в законе (отзыв исполнительного документа взыскателем, направление исполнительного производства для исполнения в другое подразделение судебных приставов).

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона, исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства.

 Судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии указанного исполнительного документа.

Как писалось уже выше, исполнительный документ — это документ, являющийся правоприменительным актом или выданный, во исполнение правоприменительного акта, который возлагает на должника конкретное материально-правовое требование.

По-моему мнению, приложение постановления о возбуждении (по всей видимости, в статье речь идет об оригинале) с копией исполнительного документа, к постановлению об обращении взыскания на денежные средства, не сделает это постановление исполнительным документом в смысле ст. 12 Закона.

Однако, такую возможность предполагает Федеральный Арбитражный Суд Уральского округа в своем постановлении от 03.09.2008 года Ф09-5851/08-С1.  

В частности суд указывает: «…поскольку, исходя из буквального толкования указанной статьи (примеч. авт. ст.

12 Закона) для исполнения требований исполнительного документа судебный пристав должен направить два документа, а именно постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии указанного исполнительного документа, на основании которого возбуждено данное  исполнительное производство, а представленные судебным приставом- исполнителем в банк постановления об аресте и списании денежных средств таковыми не являются, то апелляционный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований у банка запрашивать копии постановлений, на основании которых возбуждено исполнительное производство, и отсутствия в действиях банка состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 17.14 Кодекса…».

Статья 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержит указания о том,  что в случае если к любому постановлению судебного пристава-исполнителя приложить копию исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство и подлинник постановления о возбуждении исполнительного производства, то оно становится исполнительным документом, то есть правоприменительным актом, устанавливающим для должника новое материально-правовое требование, отличное от  того, которое указано в исполнительном документе.

Подводя краткие итоги, полагаем, что в случае неисполнения банком (иной кредитной организации) постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства должника, судебный пристав-исполнитель будет применять ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, а не ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ.

Привлечение банка по ч.2 ст. 17.14 КоАП РФ возможно, только в случае неисполнения банком постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, возмещения расходов, либо наложения штрафа судебным приставом-исполнителем (причем данные постановления могут быть направлены в банк вместе с постановлением об обращении взыскания на денежные средства, так и без него).

2. Обращение взыскание на денежные средства должника, в случае, если он является клиентом банка по взятому у этого банка кредиту.

  1. Наибольшее количество проблем сейчас возникают, в случаях, когда судебные приставы-исполнители пытаются обратить взыскания на денежные средства, которые «находятся» на ссудном счете должника в банке.
  2. Ссудный счет представляет собой счет бухгалтерского учета, по которому не проходят денежные операции и на нем в принципе не может быть денежных средств должника.
  3. В связи с этим, полагаем, что обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на ссудном счете невозможно.
  4. Рассмотрим примеры из судебной практике, о том, как подобные ситуации рассматривают суды.

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Статья 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству.

Так, например, взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца; выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц; компенсацию проезда, приобретения лекарств; алименты, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; компенсационные выплаты в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности; пенсии по случаю потери кормильца; средства материнского (семейного) капитала и другие.

Вместе с тем, на практике ни судебные приставы-исполнители, ни банки не проверяют назначение поступающих на счет должника денежных средств, и неправомерное списание прекращается лишь в случае занятия активной позиции по отстаиванию своих прав гражданина.

После вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о розыске счетов, принадлежащих должнику, и обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника в пределах общей суммы долга, направления постановления в банк, указанное постановление принимается банком к незамедлительному исполнению (ч. 3 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Статьей 27 Федерального закона от 02.12.

1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» определено, что взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также на остаток электронных денежных средств может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из приведенных норм права следует, что банк обязан исполнять постановления судебного пристава-исполнителя.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 8 ст.

70 ФЗ «Об исполнительном производстве» не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

К таким случаям согласно Определению Верховного Суда РФ от 13.03.2018 № 6-КГ18-4, в частности, относятся случаи невозможности обращения взыскания на определенные виды доходов (ч. 1 ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Таким образом, именно на банки возложена обязанность проверки денежных средств на предмет возможности их отнесения к категориям доходов, указанным в ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Одновременно Верховным судом РФ разъяснено, что обязанность по выяснению назначения поступающих на расчетный счет в банке денежных средств должника до 01.07.2014 лежала на судебных приставах-исполнителях (в соответствии с положениями ч. 9 ст. 69, п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах»).

Прокуратура Советского района

Исполнительное производство

На решение задачи правильного и своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц направлены установленные законом правила обращения взыскания на заработную плату и другие доходы должника-гражданина.

Обращение взыскания в этом случае производится в общем порядке, установленном для исполнения исполнительных листов, содержащих имущественные требования, с учетом особенностей, определенных в главе 11 «Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина» Закона об исполнительном производстве.

Закон об исполнительном производстве не содержит легального определения понятия «доход», что предопределяет необходимость обращения к гражданскому законодательству. Статья 136 ГК РФ к доходам относит поступления, полученные в результате использования имущества.

Вместе с тем приведенное определение рассматриваемой статьей в полной мере распространяется на плоды и продукцию. Под доходами традиционно понимаются поступления, которые вещь приносит, циркулируя в гражданском обороте.

К примеру, арендная плата по договору аренды, проценты по договору займа, дивиденды по акциям и т.д.

Потребление разного вида поступлений имеет свои существенные различия.

Так, доходы в отличие от плодов и продукции даются не плодоприносящей вещью, а устанавливаются юридическим отношением, и правильнее говорить о том, что они представляют собой не вещь, а право требования вещи (требование уплаты процентов по договору займа, требование уплаты денег по договору найма и т.д.).

Доходы изначально являются самостоятельными вещами и квалифицируются как поступления только потому, что они состоят в определенных юридических отношениях с доходоприносящей вещью. И в связи с этим на них может быть обращено взыскание в рамках исполнительного производства.

По общему правилу собственником плодов, продукции и доходов, полученных от использования имущества, является то лицо, которое его использует на законном основании.

Им может быть собственник, а если собственник по договору передал имущество в пользование другому лицу (например, в аренду), — то лицо, не являющееся собственником.

Исключения из этого правила могут предусматриваться законом, иными правовыми актами или договором с собственником или лицом, имеющим право распоряжаться этим имуществом.

Заработная плата относится к доходам должника-гражданина и также может являться объектом обращения взыскания.

В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Как справедливо отмечается К.Н.

Читайте также:  Выдел доли в натуре: мы живем в одноэтажном доме на 4-х хозяев

Гусовым, понятие заработной платы только как вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы в полном объеме не раскрывает прав работника и обязанностей работодателя как сторон трудового правоотношения, в содержании которого заработная плата является одним из элементов. Кроме того, это понятие не содержит всех признаков, отличающих заработную плату от иных вознаграждений за труд, выполненный, например, на основании гражданско-правовых договоров (подряда, поручения и др.). С учетом закрепленного в Трудовом кодексе Российской Федерации права работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы правильнее понимать заработную плату как вознаграждение за работу, выполненную работником по трудовому договору, которое работодатель обязан выплатить в соответствии с количеством и качеством затраченного труда в заранее определенных размерах и в сроки, установленные для выплаты заработной платы.

Новый Закон об исполнительном производстве расширил перечень оснований обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина. Так, судебный пристав-исполнитель

обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника гражданина в следующих случаях:

  1. исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
  2. взыскание суммы, не превышающей 10 тыс. руб.;
  3. отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Периодическими платежами являются все виды выплат, которые должник обязан выплачивать регулярно в течение определенного периода. Указанные платежи также именуются аннуитетами.

Законодательно установлены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (ст. 101 Закона об исполнительном производстве).

К ним относятся:

  1. денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
  2. денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
  3. денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
  4. компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  5. компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
  6. ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация про- езда, приобретения лекарств и др.)
  7. денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
  8. компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде: а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику; в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
  9. страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности;
  10. пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;
  11. выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  12. пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
  13. средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
  14. суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников: а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами; б) в связи с террористическим актом; в) в связи со смертью члена семьи; г) в виде гуманитарной помощи; д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;
  15. суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения
  16. суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;
  17. социальное пособие на погребение.
  • Отметим, что указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
  • По алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания на денежные средства, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также на компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, не применяются.
  • В случае отсутствия или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 Закона об исполнительном производстве.

Часть 3 ст. 98 Закона об исполнительном производстве закрепляет следующий порядок исполнения исполнительных документов данной категории.

Так, лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.

При этом указанные лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Расходы на перевод и перечисление денежных средств осуществляются за счет должника.

В том случае, если должник меняет место работы, учебы, место получения пенсии и иных доходов, то лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях. Сам должник обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов.

Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.

Специально регламентируется предельный размер данных удержаний. Так, при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Вышеозначенное ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70% (ч. 3 ст. 99 Закона об исполнительном производстве).

Определенную специфику имеет обращение взыскания на заработок должника-гражданина, отбывающего уголовное наказание, и в частности, при осуждении его к исправительным работам. Согласно части 1 ст.

100 Закона об исполнительном производстве взыскание по исполнительным документам обращается на весь заработок граждан, осужденных к исправительным работам, за вычетом удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда.

Исправительные работы представляют собой меру наказания, назначаемую судом лицу, виновному в совершении преступления, и заключающуюся в исправительно-трудовом воздействии на осужденного, не имеющего основного места работы, на объекте, определяемом органом местного самоуправления, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осужденного (ст. 50 УК РФ).

По своему содержанию исправительные работы включают следующие основные элементы:

  1. принудительное привлечение к труду;
  2. привлечение к труду в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, исполняющими исправительные работы, но в районе места жительства осужденного;
  3. привлечение к труду на определенный срок;
  4. удержание в доход государства определенной доли заработка осужденного.

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Причем из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5% до 20%.

Инструкция о порядке исполнения наказаний и мер уголовно- правового характера без изоляции от общества, утвержденная приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г.

№ 38 устанавливает, что началом производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам является день выхода осужденного на работу (п. 88).

Удержания производятся из заработной платы осужденного за каждый отработанный месяц, включая все виды дополнительных выплат, в том числе денежные премии, предусмотренные системой оплаты труда, если они не носят характера единовременного вознаграждения.

Удержания производятся без исключения из заработной платы осужденного налогов и других платежей, а также независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам.

Общий размер удержаний из заработной платы по нескольким исполнительным документам (исправительные работы, алименты, судебные иски) не может превышать 70% (п. 90). При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного.

Удержанные суммы перечисляются администрацией организации платежным поручением в соответствующий бюджет ежемесячно.

При этом удержания не производятся из пособий, получаемых осужденными в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Если у осужденного ухудшилось материальное положение, инспекция разъясняет ему право на обращение в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из его заработной платы. Само решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

В соответствии с частью 2 ст.

100 Закона об исполнительном производстве взыскание по исполнительным документам обращается на весь заработок граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан, за вычетом отчислений на возмещение расходов но их содержанию в указанных учреждениях.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *