Ликвидация ООО: процесс ликвидации предприятия на добровольной основе приостановился

Консультация эксперта

Действующим законодательством предусмотрено три способа ликвидации юридического лица: принудительная, добровольная и в случае несостоятельности (банкротства) акционерного общества. Наш Эксперт Оксана Устяк подготовила обзор по трём способам ликвидации акционерных обществ с кратким алгоритмом действий.

***

  • В последнее время внесены некоторые изменения в порядок ликвидации.
  • Например, сведения о способе прекращения юридического лица путём ликвидации регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ в момент, когда в реестр вносятся и сведения о его прекращении.
  • Утверждён порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов в электронной форме.
  • Установлен фактический запрет на ликвидацию юридического лица в период проведения камеральной таможенной проверки.
  • Скорректирован порядок осуществления выплат работникам, уволенным в связи ликвидацией юридического лица.
  • Введены дополнительные требования к заявлению о государственной регистрации ликвидации.
  • В данной статье мы подготовили обзор по трём способам ликвидации акционерных обществ с кратким алгоритмом действий.

Ликвидация ООО: процесс ликвидации предприятия на добровольной основе приостановился

Добровольная ликвидация акционерного общества

ШАГ 1. Примите решение о ликвидации

Решение о ликвидации принимает общее собрание акционеров. Если в АО один акционер, то он просто письменно оформляет такое решение (п. 3 ст. 47, пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Для принятия решения о ликвидации:

  1. созовите общее собрание акционеров (очередное или внеочередное) в соответствии с требованиями законодательства и устава общества;
  2. проведите собрание и примите решение по вопросу ликвидации. Включите в решение о ликвидации вопросы: о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) и определении порядка и сроков ликвидации (п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО).
  3. оформите решение в виде протокола.
  4. определитесь, необходим ликвидатор или ликвидационная комиссия.

Акционеры на общем собрании сами решают, кто будет заниматься ликвидацией АО — ликвидатор или ликвидационная комиссия (п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО). Если акционером является государство или муниципальное образование, то можно назначить только ликвидационную комиссию.

Кроме того, рекомендуем назначать ликвидационную комиссию при ликвидации АО со значительным объёмом имущества, дебиторской и кредиторской задолженности, а также большим штатом сотрудников.

Каждый бухгалтер на практике хорошо знаком с понятием «дебиторская задолженность». О проблемах с взысканием долга рассказал наш эксперт.

ШАГ 2. Уведомьте регистрирующий орган и кредиторов АО о принятии решения о ликвидации и внесите сведения в ЕФРСФДЮЛ

Что нужно сделать:

  • в регистрирующий орган нужно заполнить заявление (уведомление) о ликвидации по форме № Р15016 и подать его в регистрирующий орган по месту нахождения юрлица (п. 1 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП);
  • в отношении кредиторов общества необходимо разместить сообщение о ликвидации АО в «Вестнике государственной регистрации» и направить письменное уведомление всем известным кредиторам АО (п. п. 1, 3 ст. 22 Закона об АО).
  • в течение трёх рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации следует внести уведомление о ликвидации в ЕФРСФДЮЛ. В нём нужно указать, в частности, сведения о принятом решении о ликвидации, порядке, сроках и условиях предъявления требований кредиторами (пп. «н.5» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

ШАГ 3. Составьте промежуточный ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется после истечения срока для предъявления требований кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента опубликования сообщения в «Вестнике государственной регистрации» (п. п. 1, 2 ст. 63 ГК РФ).

Утверждённой формы промежуточного ликвидационного баланса нет, вместе с тем можно руководствоваться рекомендуемыми ФНС России форматами и машиночитаемыми формами (Письмо от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).

Обязательные сведения, указываемые в промежуточном ликвидационном балансе (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • о перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • о перечне требований, удовлетворённых вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

После составления промежуточного ликвидационного баланса необходимо убедиться, что денежных средств и иного имущества общества достаточно для удовлетворения требований кредиторов. При недостаточности имущества подавайте в суд заявление о признании должника банкротом (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Ликвидация ООО: процесс ликвидации предприятия на добровольной основе приостановился

Если денег и иного имущества достаточно:

1. утвердите промежуточный ликвидационный баланс

Срок ликвидации ООО превысил один год — что делать?

  • 28 августа 2019 года
  • Порядок ликвидации ООО регламентирован рядом законодательных актов о юридических лицах, одним из которых является, конечно же, Федеральный Закон No 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  • В частности, общий срок ликвидации ООО, установлен пунктами 6 и 7 статьи 57 вышеупомянутого закона (приводим цитату):

«6.

Срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев. 7.

В случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц.»

К сожалению, нашим специалистам в процессе оказания Услуги «ликвидация ООО» не слишком часто, но иногда приходится сталкиваться с затягиванием установленного годичного срока ликвидационными комиссиями (ликвидаторами) обществ с ограниченной ответственностью.

Наиболее распространенная причина — задержки в расчетах с кредиторами (это случается. если Процедура ликвидации начата, а имеющиеся задолженности вовремя не погашены).

Следствием этого является невозможность сдачи ликвидационного баланса в налоговую инспекцию, основное требование к которому — отсутствие показателей, указывающих на наличие кредиторской задолженности.

В свою очередь, до представления ликвидационного баланса, процедура ликвидации не может быть завершена — «финальная» форма Р16001, которая составляется на последнем этапе ликвидации, может быть подана в регистрирующий орган только после сдачи баланса, с приложением его копии, на которой проставлена отметка районной налоговой инспекции о его принятии. Если баланс представляется в налоговую инспекцию в электронном виде, вместо отметки следует приложить к балансу распечатанную квитанцию о его получени налоговой инспекцией, отправленной из органа ФНС также в электронном формате.

Итак, по объективным или иным причинам описанные выше процедуры на были выполнены в течение года с момента принятия участниками ООО решения о ликвидации. Поясним более подробно, какие правовые последствия это влечет.

Прежде всего отметим, что если по истечении года от принятия решения о ликвидации сделать вид, что ничего не произошло, и подать в регистрирующий орган (в Санкт-Петербурге, где работает наша компания — это МИ ФНС No 15) Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (по форме Р16001), регистрирующий орган выдаст отказ в ликвидации и исключении ООО из ЕГРЮЛ. Можно ли этого избежать? Теоретически да — закон предусматривает возможность продления срока ликвидации на срок до 6 месяцев по решению суда, но мы решать данный вопрос через суд не рекомендуем: срок рассмотрения дела в суде достаточно длительный и может быть соизмерим с теми же 6-ю месяцами, кроме того, если Вы — не профессиональный Юрист, Вам потребуется прибегнуть к помощи адвоката, что потребует серьезных расходов на оплату его услуг.

Если же не обращаться в суд, а ликвидировать ООО все равно нужно, следует иметь ввиду, что процедуру ликвидации необходимо будет начинать заново, с самого начала.

При этом, по закону к процедуре «повторной» ликвидации можно приступать не ранее, чем по истечении 6 месяцев со дня внесения В ЕГРЮЛ сведений — либо об отмене самими участниками ООО решения о ликвидации общества, либо о том, что истек один год с начала ликвидации (т.е. срок, указанный в п.6 ст. закона «Об ООО»).

При беглом чтении пункта 7 статьи 57 закона может показаться что решение об отмене ликвидации можно и не принимать, ведь в этом случае факт отмены решения придется регистрировать в налоговом органе (для этого подается форма Р15001, заверенная нотариусом либо усиленными квалифицированными электронными подписями участников — зачем лишние хлопоты…).

Но, если пустить дело на самотек, внесения сведений о пропуске годичного срока ликвидации можно ждать неопределенно долго. Связано это с тем что по закону налоговая инспекция не обязана оперативно реагировать на подобные факты, и когда именно ее сотрудники внесут в ЕГРЮЛ информацию об истечении срока ликвидации Вашего ООО, сказать достаточно трудно.

Оптимальный способ возобновления ликвидации:

  • Принятие внеочередным общим собранием участников (или единственным участником ООО) решения об отмене ранее принятого решения о добровольной ликвидации.
  • Государственная регистрация отмены решения о добровольной ликвидации (путем представления в регистрирующий орган установленного комплекта документов).
  • Получение Листа записи ЕГРЮЛ со сведениями о регистрации отмены ликвидации.
  • По прошествии 6 месяцев от даты внесния в ЕГРЮЛ записи об отмене ликвидации (согласно вышеупомянутому Листу записи ЕГРЮЛ) — принятие нового решения о ликвидации и новая подача соответствующих документов в регистрирующий органа («с нуля», начиная с Уведомления о ликвидации юридического лица по форме Р15001).
Читайте также:  Как получить деньги по расписке: виновник предложил мне без суда выплатить компенсацию

Предложенный способ, как показывает практика, позволяет выполнить ликвидацию общества с ограниченной ответственностью за более короткое время по сравнению с судебным порядком продления ранее начатой ликвидации, а также с ожиданием самостоятельного внесения в ЕГРЮЛ регистрирующим органом записи о пропуске срока ликвидации. Мы рекомендуем действовать именно этим методом, и специалисты нашей компании всегда готовы помочь Вам в этом.

ЭУП

Целью темы является ознакомление с основными видами ликвидации фирмы. Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:

  • характеристика основных видов ликвидации фирмы;
  • изучение особенностей той или иной формы (вида) ликвидации;
  • выявление важнейших характеристик добровольной и принудительной ликвидации фирмы.

2.4.1. Ликвидация в зависимости от проводимой реорганизации

Ликвидация — это способ прекращения деятельности фирмы, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. То есть в результате ликвидации фирмы — прекращается экономическая деятельность субъекта.

Прежде чем переходить к подробному описанию порядка, видов и оснований ликвидации, необходимо рассмотреть ликвидацию присоединяемого общества и ликвидацию при слиянии.

Для регистрации прекращения деятельности присоединяемого (поглощаемого) юридического лица требуются следующие документы:

  • письменное заявление;
  • решение о реорганизации обществ;
  • оригиналы учредительных документов присоединяемой фирмы;
  • документ об оплате за оформление регистрации;
  • разрешение антимонопольного органа, в случаях, когда оно требуется.

Далее выдаётся заключения регистрирующего органа, являющееся основанием для:

  • снятия присоединяемого общества с налогового учёта;
  • аннулирования идентификационных кодов;
  • закрытия счетов в банке;
  • снятия с учёта в отделениях Пенсионного, Обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования.

После этого все документы и справки (о снятии с учётов), передаются в регистрирующий орган, который на их основании погашает оригиналы учредительных документов, а затем уведомляет об этом налоговые органы.

Если же говорить о слиянии, то сначала необходимо создать и зарегистрировать вновь образованное общество, после этого его учредителям выдаётся временное свидетельство о регистрации, подлежащее замене на постоянное свидетельство, после представления в регистрирующий орган следующих документов.

  1. Временное свидетельство.
  2. Документ об уничтожении печатей, штампов и бланков, реорганизуемых изготовление их для нового.
  3. Справки:
    • из налоговой инспекции о снятии с учёта всех реорганизуемых обществ и, следовательно, постановке на учёт вновь возникшего;
    • из банка о закрытии счетов реорганизованных и об открытии для нового юридического лица;
    • из органов статистики об аннулировании идентификационных кодов реорганизуемых и о присвоении для новой фирмы;
    • из отделения Пенсионного фонда о снятии реорганизуемых с учёта и о постановке на учёт нового.

2.4.2. Добровольная и принудительная ликвидации

Добровольная ликвидация фирмы происходит по решению:

  • участников;
  • органа юридического лица уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии с законам об АО и об ООО, таковыми органами являются:

  • в АО — общее собрание акционеров по представлению совета директоров (наблюдательного совета), также им решается вопрос о назначении ликвидационной комиссии.
  • в ООО — общее собрание участников по предложению совета директоров, также ими решается вопрос о назначении ликвидационной комиссии.

Причинами добровольной ликвидации являются:

  • истечение срока, на который оно было создано, но общее собрание может продлить срок или вообще отказаться от его указания;
  • достижение цели — решение общего собрания устанавливает, достигнута ли цель, для которой оно создавалось;
  • нецелесообразность дальнейшего существования — явная недостижимость цели;
  • сокращение стоимость чистых активов общества ниже уровня минимального размера уставного капитала.
  • Не является основанием для принудительной ликвидации невыполнение добровольного решения о ликвидации, если в деятельности фирмы не установлены неоднократные и грубые нарушения законов.
  • Если же эти нарушения имеют место — это является основанием для принудительной ликвидации.
  • Принудительная ликвидация фирмы осуществляется по решению суда.
  • Существует пять основных причин принудительной ликвидации.
  1. Нарушение закона при его создании, если они носят неустранимый характер (ст.61 п.2 абз.2 ГК РФ).
  2. Деятельность без лицензии, если она необходима.
  3. Деятельность, запрещённая законом.
  4. Иные неоднократные или грубые нарушения закона, к которым относятся:
    1. Неисполнение законных предписаний антимонопольного органа или неполучение разрешения данного органа на реорганизацию (если такое разрешение было необходимым условием).
    2. При повторном нарушении закона «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением», от 18.06.1993г. Судебная практика рекомендует под повторным нарушением понимать — любые нарушения данного закона, если за первое нарушение был наложен Штраф. При этом налоговый орган налагает штраф или предъявляет Иск о ликвидации.
    3. Не приведение учредительных документов в соответствие с законом.
    4. Осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без получения лицензии или после аннулирования таковой.

Из вышесказанного следует, что иски о принудительной ликвидации вправе подавать государственные органы и органы местного самоуправления, а именно:

  • антимонопольные органы;
  • Прокурор;
  • налоговые органы, причём иски налоговых органов принимаются арбитражным судом к рассмотрению, если в законах прямо оговорено право налоговых органов заявлять такие требования и существует соответствие этих требований полномочиям, задачам и целям налоговых органов (например, контроль за соблюдением налогового законодательства);
  • Центральный Банк — он вправе предъявлять иски о ликвидации кредитной организации (а они чаще всего имеют организационно-правовую форму в виде АО (ОАО/ЗАО) или ООО) на основании ст.20 ФЗ О банках и банковской деятельности.

Пятой причиной принудительной ликвидации является — несостоятельность (банкротство).

При рассмотрении требований суд учитывает все обстоятельства дела, оценивает характер и последствия нарушений, то есть достаточность оснований для ликвидации фирмы. Суд вправе:

  • предложить обществу внести необходимые изменения и дополнения с регистрацией их в установленном порядке или устранить последствия нарушения закона, если это возможно;
  • отложить рассмотрение дела.

Порядок ликвидации фирмы урегулирован статьями 62-64 ГК РФ и соответствующими статьями ФЗ об АО и ФЗ об ООО. Если суммировать эти нормы и иные положения (других законов и судебной практики), то можно вывести следующий порядок ликвидации.

  1. Появление непосредственно самой идеи о ликвидации, или совершение неоднократного (повторного) правонарушения.
  2. Представление советом директоров решения о ликвидации на общее собрание акционеров (участников).
  3. Письменное сообщение о ликвидации в регистрирующий орган для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что фирма находится в процессе ликвидации.

Уведомление делается в письменной форме в течении трёх дней по месту своего нахождения. После этого регистрирующий орган делает запись о процессе ликвидации данной фирмы и делает последующее уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии.

Наряду с выше изложенным требуются соответствующие документы:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, а в нём наличие информации о соблюдении порядка ликвидации о расчётах с кредиторами;
  • ликвидационный баланс;
  • документы об уплате государственной пошлины.

Если ликвидация происходит в принудительном порядке, то суд направляет в регистрирующий орган сведения о том, что фирма находится в процессе ликвидации.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

  • непредставления указанных документов;
  • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

За необоснованный отказ в государственной регистрации или неосуществление её в сроки должностные лица несут ответственность и возмещение ущерба.

Четвёртый этап – это назначение ликвидационной комиссии.

Если акционером (участником) ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета, фонда или органа местного самоуправления. Обязанности по проведению принудительной ликвидации не могут возлагаться судом на государственные или муниципальные органы, по иску которых принято соответствующее решение.

Назначение добровольной ликвидационной комиссии происходит по решению общего собрания по предложению совета директоров (наблюдательного совета).

Пятый этап — установление порядка и срока ликвидации. Эти положения также принимаются общим собранием.

Шестой этап — ликвидационная комиссия (после её назначения в её руках все полномочия по управлению обществом) помещает в органах печати информацию о предстоящей ликвидации с указанием:

  • порядка заявления требований кредиторами;
  • срока заявления требований, при этом срок не может быть меньше чем два месяца;
  • своих реквизитов.

На седьмом этапе — ликвидационная комиссия выявляет:

  • кредиторов, и уведомляет их о ликвидации данной фирмы;
  • дебиторов, и взыскивает их задолженности перед обществом.

Восьмой этап — это составление промежуточного ликвидационного баланса, в котором должны быть отражены:

  • состав имущества общества (данные об её активах);
  • заявленные требования кредиторов;
  • учёт требований, срок платежа по которым ещё не наступил;
  • результаты рассмотрения требований кредиторов с установлением достаточности денежных средств общества. Если денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то происходит продажа имущества общества с публичных торгов и последующие выплаты кредиторам в порядке очерёдности (ст.64 ГК).

Промежуточный баланс утверждается общим собрание акционеров (АО) или учредителями, участниками (ООО), общим собранием участников (ООО).

На девятом этапе принимается ликвидационный баланс (ст.63 п.5 ГК), так же утверждаемый общим собранием.

На десятом этапе оставшееся имущество после расчётов с кредиторами передаётся учредителям и участникам. В учредительных документах могут содержаться иные лица, получающие оставшееся имущество.

  1. Одиннадцатый этап — все соответствующие документы, возникающие в порядке ликвидации, передаются в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об исключении этой фирмы и, следовательно, она прекращает своё существование.
  2. Не реализованные кредиторами требования погашаются (аннулируются).
  3. Ликвидация может быть признана судом недействительной по основаниям:
  • если с 8.12.1994г. ликвидация производилась не по правилам статей 61065 ГК РФ.
  • если само ликвидируемое предприятие обратится в Арбитражный суд с иском о признании недействительным акта о его принудительной ликвидации, до момента исключения из государственного реестра. Основания могут быть самыми различными.
Читайте также:  Бланк доверенности на получение груза и ее удостоверение

Необходимо также учитывать, что правила ГК РФ о ликвидации юридических лиц не может и не должен применяться к индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица. Достаточно аннулировать его регистрацию в качестве такового.

Выводы

  1. Ликвидация — это способ прекращения деятельности фирмы без правопреемства.

    В зависимости от проводимой реорганизации существует нескольких видов ликвидации фирмы:

    • ликвидация присоединяемого общества (обществ);
    • ликвидация сливающихся обществ.
  2. В зависимости от волеизъявления, бывает добровольна и принудительная ликвидации.
  • Причины добровольной ликвидации могут быть различными (истечение срока, нецелесообразность…).
  • Принудительная (по решению суда) ликвидация происходит при наличии основательных нарушений закона.
  • Данная ликвидация производится по иску уполномоченного на то органа, таких как: налоговые органы; Прокуратура; Центральный банк и другие, государственные и муниципальные органы.
  • Ликвидация должна проводиться строго в установленном порядке, иначе она может быть в дальнейшем признана недействительной.
  • Порядок ликвидации должен быть следующим:
  • идея о ликвидации;
  • принятие решения о ней общим собранием;
  • сообщение об этом в регистрирующий орган;
  • назначение ликвидационной комиссии;
  • публикация в СМИ о ликвидации;
  • выявление кредиторов и дебиторов;
  • составление промежуточного ликвидационного баланса и последующие мероприятия, связанные с ним;
  • составление ликвидационного баланса;
  • распределение оставшегося имущества;
  • запись в единый государственный реестр.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое подразумевается под ликвидацией фирмы?
  2. Перечислите основные виды ликвидаций.
  3. В каком случае ликвидация является добровольной, а в каком принудительной?
  4. По иску каких органов осуществляется принудительная ликвидация фирмы?
  5. Каков порядок ликвидации фирмы?
  1. Гражданское право. Учеб. для вузов / под. ред. В.В. Залесского, М.М. Рассолова. М: Юнити 2002г. С.67.
  2. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 от 22.03.1991 г.
  3. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ Части 1 и 2 (постатейный)/ сост. А. Борисов. М: Книжный мир 2002г.
  4. Постатейный комментарий к Федеральному закону об Акционерных Обществах / отв. ред. Г.С. Шапкина. 2-ое изд. М: Инфра-М 2000г.

Приостановление и отмена процедуры ликвидации ООО

Решение о приостановлении государственной регистрации, будь то реорганизации или ликвидации юридического лица принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. Виды сведений, при включении которых в ЕГРЮЛ допускается приостановление государственной регистрации:

  • в связи с реорганизацией юридического лица;
  • в связи с ликвидацией юридического лица.

Обращаем внимание, что налоговым законодательством не предусматривается возможность приостановления государственной регистрации юридических лиц при их создании, кроме создания путем реорганизации (см. п. 7 оснований утвержденных Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@).

Вообще «приостановление» возможно практически при любых регистрационных действиях, совершаемых в отношении конкретного юридического лица, конечно кроме его создания (первичной регистрации).

Но и здесь не все так просто, как кажется, ведь одного лишь обращения за включением в ЕГРЮЛ сведений, при которых допускается приостановление регистрации, недостаточно, для этого нужно еще установить законные основания для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

Основания приостановления реорганизации как формы альтернативной ликвидации, со стороны государственных органов и кредиторов

Сегодня юридическое лицо можно ликвидировать так называемыми альтернативными методами ликвидации, например, такими как:

  • Слияние. Данный метод основан на соединении (слиянии) нескольких юридических лиц и прекращении своего существования, а на их основе создается новое юридическое лицо – правопреемник их прав и обязанностей.
  • Присоединение. Этот метод отличается от слияния тем, что одно присоединяемое юридическое лицо прекращает свое существование, после чего его права и обязанности переходят к другому лицу – присоединяющему.

И первый, и второй метод имеют один результат – исключение юридического лица из ЕГРЮЛ. Поскольку мы разбираем реорганизацию юридического лица путем присоединения, остановимся на нем более подробно.

Итак, реорганизация – это переход прав и обязанностей от одной организации к другой, путем слияния, поглощения, выделения или полного их прекращения в процессе ликвидации. В любом случае, одна из компаний прекратит свое существование, а сведения о такой компании навсегда исключаются из ЕГРЮЛ.

Все права и обязанности ликвидируемой путем реорганизации компании переходят к компании правопреемнику. Процедура реорганизации, пожалуй, является самой продолжительной по сравнению с другими альтернативными способами и методами ликвидации юридического лица. Но намного быстрее, чем традиционная добровольная ликвидация.

Отменить реорганизацию компании довольно сложно, поскольку такая отмена допускается только путем обращения заинтересованных лиц в суд, а суд – дело не быстрое.

С 01 сентября 2014 года Федеральным законом РФ от 05.05.2014г. № 99-ФЗ в статью 60.1 и 60.2 Гражданского кодекса РФ, которые содержат положения об отмене уже проведенной или начатой процедуры реорганизации юридического лица, были внесены изменения. Так, статья 60.

1 Гражданского кодекса РФ наделяет заинтересованных лиц правом признавать недействительным решение о реорганизации юридического лица.

В пункте 2 указанной статьи говорится, что в случае признания такого решения недействительным, сама реорганизация сохраняется в силе, то есть юридические лица, созданные в результате такой реорганизации, не ликвидируются, а сделки, совершенные такими юридическими лицами, продолжают действовать. Срок для оспаривания решения составляет три месяца с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации юридического лица (если иной срок не установлен законом).

В статье 60.2 Гражданского кодекса РФ говорится исключительно о  признании несостоявшейся реорганизации корпорации. В то время как возможность оспаривания решений о реорганизации предоставлена всем видам юридических лиц, в том числе, унитарным.

На первый взгляд, такой подход с законодательной точки зрения не обоснован, поскольку каких-либо видимых причин отказывать в признании реорганизации несостоявшейся в отношении унитарных юридических лиц нет.

Однако исходя из данной нормы нужно понимать, что несостоявшейся может быть признана только реорганизация корпорации.

В свою очередь, требовать отмены реорганизации или признания ее несостоявшейся  можно только после внесения в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах, образовавшихся в результате такой реорганизации.

Пока эти сведения не будут внесены в ЕГРЮЛ, реорганизация считается незавершенной, следовательно, и признать ее несостоявшейся невозможно.

Отметим, что Гражданский Кодекс РФ не содержит четкого перечня оснований для отмены процедуры реорганизации как альтернативного метода ликвидации юридического лица. На практике такими основаниями являются:

  • нарушение порядка принятия решения о реорганизации юридического лица (например, решение принято не полным составом учредителей);
  • предоставление на государственную регистрацию реорганизации юридического лица подложных документов.

Именно этими основаниями может руководствоваться заинтересованное лицо при обращении в суд с исковым заявлением об отмене процедуры реорганизации юридического лица. На сегодняшний день установлен довольно широкий круг заинтересованных лиц, имеющих право выступать инициатором приостановки процедуры реорганизации юридического лица, ими могут быть:

  • собственники бизнеса (участники, учредители);
  • кредиторы, чьи интересы нарушены, а также при наличии непогашенной задолженности;
  • сотрудники налоговых органов, в случаях, если при организации были заявлены (поданы) недостоверные сведения.

Инициатива кредиторов реорганизуемого юридического лица предполагает заполнение возражения на проведение такой реорганизации в виде заявления по форме Р38001, которое необходимо подать в регистрирующий орган до момента исключения Общества из ЕГРЮЛ. Однако, налоговый орган может и отказать кредитору в таком приостановлении, тогда заинтересованному лицу придется обратиться в суд.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на приостановление процедуры реорганизации Общества по инициативе налоговой инспекции. Такой возможностью налоговики наделены статьей 4 Федерального закона 30 марта 2015 года № 67-ФЗ, который вступил в силу с 01 января 2016 года.

Согласно положениям данного нормативного акта, приостановка процедуры реорганизации юридического лица может быть произведена на один месяц. Цель такой приостановки – проверка достоверности сведений, поданных в налоговый орган в связи с реорганизацией юридического лица.

 

Основания отмены регистрационных действий по процедурам реорганизации и добровольной ликвидации

Наверняка многие собственники (участники) компаний в последнее время все чаще стали получать отказы в реорганизации юридического лица в форме присоединения, отсюда множество вопросов и неясностей, почему? Ведь на практике процедура реорганизации существует, но что является причиной отказа налоговой инспекции в ее регистрации?

Дело в том, что с 01 января 2016 года в ступил в силу Федеральный закон от 30 марта 2015г.

№ 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Именно данным федеральным законом в налоговое законодательство были добавлены  новые основания (причины) отказа в государственной регистрации, в том числе это коснулось реорганизации юридических лиц (см. подп. «х» ст.23 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в действующей редакции) в части не соблюдения установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры реорганизации юридического лица, и иных требований, обязательных для осуществления государственной регистрации.

Если внимательно ознакомиться с изменениями, вносимыми в вышеназванные нормативные акты и налоговое законодательство РФ даже за последний год, можно сделать лишь один вывод, что налоговым органам ни как иначе, как дана команда всеми силами и способами бороться с реорганизацией юридических лиц. Сегодня любое обращение собственника (участника), кредитора в налоговый орган с документами на государственную регистрацию реорганизации юридического лица приведет к вынесению отказа в ее совершении.

Регистрирующий орган, руководствуясь подпунктом «х» пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), вправе отказать в государственной регистрации, если:

  • компания фактически не находится по адресу (который указан в ЕГРЮЛ);
  • компания не получает корреспонденцию от контролирующих органов (в частности от налогового органа);
  • в налоговый орган поступило обращение кредитора.
Читайте также:  Закрыли уголовное дело: случилось такое, пьяный водитель ездил в новогоднею ночь, чуть не збил ребёнка

Основанием отмены ликвидации может стать неверное составление ликвидационного баланса, с таким нарушением возможна отмена ликвидации по решению суда.

Отмена процедуры ликвидации юридического лица может быть инициировано как самими участниками путем принятия добровольного решения о таком прекращении, так и по инициативе государственных органов и другими заинтересованными лицами по решению суда (например, кредиторами ликвидируемого юридического лица).

 Мы уже отмечали, что отмена процедуры ликвидации в законодательных актах не отражена, но и одновременно не запрещают сегодня прекращать начатые процедуры ликвидации юридического лица.

На практике для отмены ликвидации может быть несколько оснований, это могут быть устранение обстоятельств, изначально подтолкнувших к принятию решения о ликвидации юридического лица, ликвидация утратила свою актуальность, у юридического лица произошли изменения, благодаря которым собственникам удается вывести компанию из кризисной ситуации.    

Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72@, которым утверждены «Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.

2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий» должен соблюдаться всеми регистрирующими органами при принятии решений о приостановлении государственной регистрации.

В каждом конкретном случае существуют и собственные причины для прекращения ликвидации юридического лица, однако важно чётко понимать, что появившиеся обстоятельства являются достаточным поводом для остановки текущего процесса.

Сами же налоговые органы тоже дают разъяснения касаемо отмены начатой процедуры ликвидации/реорганизации компании, где указывают, что при незавершенном процессе ликвидации, ее отмена не проблематична, главное чтобы все необходимые документы были правильно подготовлены.

Также налоговики указывают, что при наличии в ЕГРЮЛ записи о закрытии (ликвидации) юридического лица, отменить ликвидации уже не представляется возможным.

 Если же ликвидация остановилась на стадии подготовки внутренних документов, после чего участниками юридического лица принимается решение об отмене начатой процедуры ликвидации, подготовка дополнительных документов и уведомление налогового органа не требуется.

В случаях, если участники юридического лица не подготовили необходимые документы, и не успели уведомить о ликвидации налоговый орган, им необходимо заново оповещать все необходимые инстанции, содержащие сведения о прекращении процедуры ликвидации и продолжении работы организации в обычном порядке.  В свою очередь, отмена ликвидации допускается тогда, когда принятое решение является добровольным.

Прекращение деятельности юридического лица сегодня выполняется строго в соответствии с Гражданским кодексом РФ, в том числе в соответствии с Федеральным законом РФ от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В указанных правовых актах не содержится информации о запрете отмены процедуры как таковом, отсюда следует, что применяться она на практике вполне может.

Сам по себе процесс ликвидации юридического лица очень длительный процесс, в ходе реализации которого могут произойти существенные перемены взглядов учредителей ликвидируемого юридического лица на те или иные трудности, факторы или проблемы.

Отмена процедуры ликвидации юридического лица может быть инициирована на любой стадии ликвидации, однако главное, чтобы решение об отмене такой процедуры было принято до момента исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, в противном случае процесс становится не обратимым.

Последствия приостановления и отмены процедуры реорганизации и ликвидации юридического лица для собственников и директоров ликвидируемых юридических лиц

Приостановление процедуры реорганизации юридического лица влечет и свои последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, такие как:

  • признание принятого решения о реорганизации недействительным до момента регистрации всех вновь образовавшихся юридических лиц, правопреемство наступает только в отношении уже зарегистрированных юридических лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами (п.3 ст. 60.1 ГК РФ);

Приостановка ликвидации юридического лица налоговым органом

Официальное упразднение коммерческого предприятия – сложная процедура, которая требует времени и слаженных действий большого числа специалистов.

Сначала исполнительные органы уведомляют о ее начале через медиа, затем назначают комиссию, составляют промежуточный баланс. После погашения задолженностей компании – утверждают окончательный баланс.

Также нужно уволить сотрудников, выплатить им средства – и это не полный перечень действий.

На любом из этапов власти могут инициировать приостановку ликвидации юридического лица. Процедура на время прекращается, если у налоговой инспекции возникают сомнения в достоверности информации, которую собираются включить в Единый государственный реестр юридических лиц для проверки. Вопросы упразднения бизнеса регулирует статья 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП.

Приостановка ликвидации юридического лица: причины и основания

На каких основаниях может начаться проверка и остановка упразднения ООО, регламентирует Гражданский кодекс. Перечислим некоторые из предусмотренных законом причин для приостановки ликвидации юридических лиц:

  • информация, поданная для регистрации, противоречит сведениям в документах у территориальных органов;
  • задействован ликвидатор, о котором в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений;
  • ликвидатор привлечен к административной ответственности за Правонарушение, которое заключается в непредставлении или представлении недостоверных, заведомо ложных сведений о компании, и срок наказания еще не истек;
  • заинтересованное лицо заявило возражения относительно предстоящей процедуры.

Приостановка ликвидации юридического лица может происходить на основании заявления, поданного кредиторами. Это происходит, если у предприятия есть долги, и кредиторы способны подтвердить документально свои притязания. Впрочем, и сами владельцы ООО имеют право написать похожее заявление, если у них есть веские причины для остановки процедуры.

Затормозить упразднение бизнеса имеет право также арбитражный суд. В него следует обращаться кредиторам, если они не добились остановки процедуры через налоговые органы.

В таком случае юристы готовят иск к инспекции о признании решения об упразднении ООО недействительным.

Также физические лица и предприятия, перед которыми у бизнеса есть долговые обязательства, могут требовать от властей обеспечительных мер в отношении должника. К таким мерам относится, например, арест банковских счетов.

Арбитражный суд имеет право остановить процедуру из-за недобросовестности должника: подачи неверного баланса или правонарушений, сопряженных со сменой наименования ООО.

Причиной может быть и тот факт, что кредиторов компании не уведомили о процедуре ее упразднения, то есть ликвидации проходит с нарушения требований закона.

Если же у предприятия недостаточно денег, чтобы рассчитаться с долгами, ликвидационная комиссия должна объявить о банкротстве.

Как действовать кредитору при упразднении бизнеса должника

Одна из причин для приостановления ликвидации юридического лица налоговым органом – невозможность исполнить обязательства по кредитам. Поэтому мы рекомендуем перед выдачей средств в долг проверять контрагентов: смогут ли они вернуть заем, или есть риск объявления банкротства. Тем более что учредители ООО не рискуют при банкротстве бизнеса личным имуществом.

Когда начинается процедура упразднения предприятия, кредиторы получают извещение. Комиссия публикует информацию в официальной прессе и устанавливает срок, в течение которого заемщики могут заявить требования. Этот срок не превышает двух месяцев, поэтому медлить не стоит. Кредиторы имеют право обратиться в арбитражный суд и потребовать остановить процедуру или взыскать убытки с ликвидаторов.

На какой срок можно остановить процедуру

На приостановление ликвидации юридического лица налоговым органом отводится сравнительно небольшой срок: календарный месяц. Поставить процедуру на паузу на более долгий период невозможно. Решение принимают в течение 5 рабочих дней после подачи документов в налоговую.

Власти направляют решение на электронный адрес ООО, указанный в заявлении. Также информацию размещают на официальном государственном сайте. Это условие прописано в 9 статье Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

После того как завершится период, отведенный для проверки, приостановка ликвидации юридического лица налоговой автоматически считается завершенной. Государственные органы должны либо вынести решение о регистрации, либо отказать в ней.

Стоит отметить, что ООО вправе предоставить письменные пояснения в процессе приостановления ликвидации юридического лица, чтобы повлиять на проверку. При отказе в государственной регистрации компания имеет право обжаловать решение, однако сроки подачи обжалования ограничены.

При прекращении деятельности ООО следует также учитывать, что приступить к составлению промежуточного баланса нельзя, пока не закончится выездная налоговая либо таможенная проверка, пока не вступит в законную силу решение суда. Этот вопрос регулирует 20 статья Закона о государственной регистрации юрлиц и ИП.

Квалифицированная помощь при упразднении бизнеса

VALEN поможет провести процедуру ликвидации компании эффективно и в кратчайшие сроки. Мы предлагаем комплексное сопровождение предприятий, планирующих или уже начавших упразднение, помогаем с оформлением документов и их подачей в официальные инстанции.

Обращайтесь к нам, и мы подробно проконсультируем по вопросам, возникающим при приостановке ликвидации юридического лица налоговой. Чтобы связаться с нашими юристами, оставляйте заявку на сайте или набирайте номера, указанные вверху страницы!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *