Как мне быть: в январе этого года я на своем а/м, выезжая задним ходом совершил дтп на стоящее тс

Водители очень часто прибегают к движению задним ходом, например, выезжая с парковочного места, выполняя манёвр разворота на узкой дороге, паркуясь и тому подобное.

 В основном, это делается в местах, где движение задним ходом не запрещено, но есть ситуации, когда водители при таком манёвре нарушают требования Правил.

Кто будет виноват в той или иной ситуации по законам, актуальным на 2022 год, и что ему грозит, расскажем в этой статье.

Что делать в первую очередь при такой аварии?

Как и при любом другом ДТП, водителю в первую очередь стоит выполнить требования Правил дорожного движения, а именно пунктов 2.5-2.6.1.

В том числе:

  1. прекратить движение задним ходом и остановиться (не трогать с места ТС),
  2. включить аварийку и выставить знак,
  3. не перемещать осколки машины, какие-то другие предметы,
  4. если машина мешает проезду, то освободить проезд, предварительно всё зафиксировав на фото/видео.

Не стоит забывать про свидетелей аварии. Их лучше искать сразу на месте, пока они не разбрелись по своим делам.

Ну и, конечно же, необходимо оформлять само ДТП, если вред причинен только транспортным средствам, их было не более двух, у водителей застрахована ответственность по ОСАГО, всем всё ясно и со всеми обстоятельствами согласны – тогда европротокол. Но надо учитывать лимиты по европротоколу. Если ущерб большой, то лучше оформлять через сотрудников ГИБДД.

Как мне быть: в январе этого года я на своем а/м, выезжая задним ходом совершил ДТП на стоящее ТС

Что грозит за ДТП при движении задом?

Как правило, ответственность за само нарушение куда меньше, чем причиненный ущерб, и водитель, виновный в ДТП, Штраф, если он будет, может просто «не заметить». Но кто обычно бывает виноват и будет ли даже самый маленький штраф или нет?

Кто обычно бывает виноват?

Пункт 8.12 ПДД написан таким образом, что тот, кто двигался задним ходом, как правило, и виновен в дорожно-транспортном происшествии. Ведь езда назад разрешается только при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим.

В большинстве случаев инспекторы ГИБДД и вменяют нарушение 8.12 тому, кто совершал данный манёвр. Но в судебной практике 2022 года достаточно и успешно оспоренных таких случаев.

Какой штраф?

Чтобы получить штраф за движение задом на автомобиле, нужно, так сказать, еще постараться.

  • Дело в том, что в общем случае за такой манёвр нет никакого штрафа и наказания – просто в действующем КоАП РФ нет санкции за данное нарушение, и водителю ничего не грозит.
  • Но чтобы водителю выписали постановление, он должен ехать задним ходом в том месте, где такой манёвр запрещен. В таком случае ему грозит ответственность по части 2 статьи 12.14 КоАП РФ в виде штрафа в 500 рублей.
  • Нет, ну можно, конечно, нарушить и на 2 500 рублей, но для этого надо ехать задним ходом на автомагистрали. Тогда привлекать будут по другой статье КоАП, а именно по части 3 статьи 12.11.

Кто виноват, если выписали определение, а не постановление со штрафом?

Если штраф водителю за движение задом не полагается, то сотрудник ДПС вынесет в отношении него определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Но одно дело штраф, а другое дело –вина в ДТП.

Тут стоить сказать шокирующую для многих, информацию о том, что сотрудники ДПС вообще не устанавливают вину в ДТП, они лишь указывают на нарушение каким-то из водителей ПДД и привлекают за это к ответственности, если она полагается. Вину в аварии может, к примеру, определить страховщик, ну и, конечно же, суд.

Поэтому, имея на руках копию определения в отношении водителя, который в вас въехал задним ходом, можно особо не переживать.

Как мне быть: в январе этого года я на своем а/м, выезжая задним ходом совершил ДТП на стоящее ТС

Обзор ситуаций на парковках

Парковку у дома или у какого-нибудь торгового центра я бы назвал местом повышенной опасности с точки зрения аварийных ситуаций. Случаи, когда один автомобиль стоит, а другой в него врезается задним ходом, случаются, как правило, на парковках и стоянках.

Въехали задом в стоящее авто на стоянке

В общем случае такая ситуация будет самой простой: как для виновника, так и потерпевшего. Тут и скорости небольшие, и ущерб, поэтому очень часто всё заканчивается европротоколом, в котором водитель, двигавшийся задом, сам признает свою вину.

Если нет, тогда инспекторы вынесут определение об отказе, но виноват в ДТП будет всё равно «заднеход».

Врезались в столб, ограждение или другие предметы

В столб, забор, ворота и иные средства организации движения на парковке можно въехать двумя способами:

  1. не нарушая никаких пунктов правил, кроме 8.12,
  2. нарушая что-то еще – к примеру, разметку стояночных мест.

В первом случае ответственности за данное нарушение не будет, будет определение об отказе в возбуждении дела об АПН.

Во-втором придется еще и штраф заплатить, если инспектор поступит в точном соответствии с законом и оформит по части 2 статьи 12.14 КоАП.

В любом случае, это всё мелочи. Горе-водитель попадает на ремонт своего авто, а может еще возмещение ущерба владельцу столба. Желая избежать всего этого, некоторые просто уезжают с места столкновения, но я бы не рекомендовал так поступать, поскольку можно лишиться водительских прав за оставление места ДТП.

Если обе машины сдавали назад – обоюдная вина?

Как уже говорилось ранее, ключевыми задачами при движении назад являются обеспечение безопасности движения и несоздание помех другим участникам движения. В случае, когда за выполнением этих условий должны были следить оба водителя, то при столкновении оба и будут виноваты.

Но ответ, «да» не будет однозначным. Бывают случаи, когда сдавали назад оба, но один вовремя заметил опасность и остановился, а второй продолжил движение. В таком случае виноват будет водитель, продолживший ехать, но только при условии, что этому есть неоспоримые доказательства, самым главным из которых является видеорегистратор.

Хотя, есть случаи, когда и без таких неоспоримых доказательств могут завиноватить кого-то одного. Вот в гражданском деле о возмещении ущерба в ДТП, выясняли кто что нарушил и кто виноват. Вернее, Суд первой инстанции особо не выяснял, кто виноват, а решил, что вина в ДТП уже установлена, а Мосгорсуд не стал что-то менять и признал решение законным.

По сути, в данном примере задним ходом двигались оба водителя, о чем указывалось в апелляционной жалобе, но ответственным за вред был признан только один.

Как мне быть: в январе этого года я на своем а/м, выезжая задним ходом совершил ДТП на стоящее ТС

Машина виновника сама скатилась назад и врезалась в ваше авто

Само по себе движение транспортного средства назад не является нарушением пункта 8.12 ПДД. Причём, в рассматриваемой ситуации и водитель-то отсутствует за рулем. Но то, что его нет за управлением, не освободит его от ответственности.

Правда, эта ответственность будет по совершенно по другой статье КоАП, а именно по статье 12.19, за нарушение правил остановки или стоянки.

ДТП на дороге

Ситуаций, когда приходится ехать назад на дороге, ничуть не меньше, чем на стоянках. Ведь парковаться можно и на дороге, но в этой ситуации машины вокруг, как правило, движутся. Также можно проехать свой поворот, съезд или перекресток. Давайте разберем ситуации подробнее!

Ехали задом и врезались в двигавшийся автомобиль

Ситуация простая, но вот скорость её решения будет зависеть от поведения участников ДТП.

Кто-то поступит правильно и сразу признает вину, кто-то может до последнего портить жизнь потерпевшему своими выдумками. Но так или иначе, виновным должны определить того, кто сдавал назад.

Так ли это будет в вашей ситуации, сказать нельзя, инспекторы ГИБДД везде разные и с разной степенью непредвзятости, скажем так.

Но, казалось бы, при всей простоте ситуации события могут развиваться немного иначе, как например, в данном деле. Если кратко, то водитель, которому просто въехали в заднюю часть авто, не смог доказать, что он не двигался задним ходом.

Обычно ситуации бывают наоборот: где-нибудь на подъеме водитель машины, которая откатилась назад, утверждает, что его догнали сзади.

Движение задним ходом на перекрёстке

Эта ситуация будет отличаться от ранее описанных тем, что тут нарушитель без постановления уже не останется. Его оформят по части 2 статьи 12.14 КоАП, так как движение задним ходом на перекрестке запрещено. При этом нет никакой разницы, регулируемый или не регулируемый это перекресток.

Вот, к примеру, Решение Хорошёвского суда Москвы по делу №12-731/16, в котором за движение задним ходом была наказана одна автолюбительница. Несмотря на то, что «дело тёмное», так как один говорит одно, другой другое, данное решение устояло в вышестоящем суде и не было отменено.

Напомним, что согласно правилам дорожного движения:

Перекрёсток – это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удалённые от центра начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрёстками выезды с прилегающих территорий.

Как мне быть: в январе этого года я на своем а/м, выезжая задним ходом совершил ДТП на стоящее ТС

Выезжал с прилегающей территории и столкнулся со сдававшим назад по дороге

Знать определение перекрестка и на местности уметь его определить весьма полезно. Ведь, одно дело, когда задним ходом едут на перекрестке, и другое, когда просто по дороге. Можно сказать, что от этого будет зависеть вина в ДТП.

Возможны следующие ситуации:

  1. одно авто едет задом по дороге, проезжает через перекресток, на котором выезжает второй автомобиль,
  2. авто №1 движется назад по дороге, а авто №2 выезжает с прилегающей территории.

Казалось бы, ситуации две и варианта виновности в данных ДТП может быть тоже два, но на деле всё не так просто. Кроме двух очевидных решений, кто же будет виноват, судебная практика 2022 года может преподнести нам третий вариант, когда тот, кто движется задним ходом по дороге, виноват в ДТП с выезжающим с прилегающей территории.

Читайте также:  Возврат мягкой мебели по закону о защите прав потребителей

Подобное дело рассматривалось в Московском городском суде по делу №7-11166/2018. Но дело неоднозначное, поскольку о том, что второй участник выезжал с прилегающей территории, мы знаем только со слов привлекаемого, а ему не всегда стоит верить.

Но и суд может вполне формально отнестись к делу, не выясняя, что же на самом деле было, перекресток или прилегающая территория в месте ДТП.

Например, по делу №4А-0471/2019 только Мосгорсуд, рассматривая жалобу на постановление, задался вопросом о том, какая дорожная ситуация была на самом деле. В рассматриваемом деле даже был знак 2.

1 «Главная дорога», который потом демонтировали. Но в итоге виновным признали того, кто выезжал с прилегающей территории.

Но стандартной практики по таким ситуациям больше, вот пара примеров:

Иногда выяснять, где же двигался второй участник ДТП, по дороге или прилегающей территории, вынужден Верховный Суд. Все суды до Верховного «засилили» постановление в отношении водителя по части 3 статьи 12.14 КоАП, указав, что он выезжал с прилегающей территории. Верховный всё отменил и дело прекратил. Оказывается, ДТП было на перекрестке, а второй участник двигался задним ходом на нём.

На односторонней дороге

В 2022 году суды уже во всю применяют разъяснения Пленума Верховного Суда РФ №20 от 25 июня 2019 года, в которых указано, как и по какой статье необходимо привлекать водителей.

Так, в пункте 16 Пленума указано, что само по себе движение задним ходом по дороге с односторонним движением не запрещается. Поэтому, если водитель ничего другого не нарушает, то ему стоит уступать дорогу, если вы, к примеру, будете выезжать с прилегающей территории.

Но если ДТП произойдет, когда водитель задним ходом будет въезжать под знак «Въезд запрещен» да еще если на перекрестке, то виновного в ДТП определят однозначно. И привлекут его сразу по нескольким статьям, по части 3 статьи 12.16 КоАП и части 2 статьи 12.14 КоАП.

На автомагистрали

Здесь движение задним ходом прямо запрещено Правилами, но могут быть ситуации, когда вину разделят между двумя водителями.

На магистралях большие не только скорости, но и расстояния. И тут важно, мог ли второй водитель при должном внимании и осмотрительности заметить опасность и предотвратить ДТП. Например, на прямом отрезке трассы один авто будет медленно ехать задним ходом, а второй просто ехать вперед.

При относительно пустой дороге второй водитель должен заметить, что расстояние между авто стремительно сокращается, а, значит, надо позаботиться о соответствующей дистанции или перестроиться. Если этого не сделать, а Эксперт выявит такую возможность, то вину в ДТП скорее всего разделят.

Как мне быть: в январе этого года я на своем а/м, выезжая задним ходом совершил ДТП на стоящее ТС

Важная тонкость про нарушителя, не имеющего преимущество

О том, что не надо уступать дорогу тому, кто движется в нарушение правил, сперва указывалось лишь в конкретных делах, которые доходили до Верховного Суда. Сейчас, в 2022 году, такое разъяснение включено в указанное выше Постановление Пленума.

В описанных нами ситуациях данный подход тоже применяется, например, когда кто-то сдает назад на перекрестке, соответственно, нарушает ПДД, и ни о каком приоритете в таком случае речи идти не может.

Чтобы обосновать это суду, можно следовать данной инструкции-последовательности:

  1. необходимо указать, какими пунктами Правил должен был руководствоваться каждый из водителей,
  2. процитировать данные пункты ПДД, а также определения, что такое перекресток, что такое прилегающая территория, что такое уступить дорогу,
  3. необходимо сделать акцент на том, что уступать дорогу (не создавать помех) нужно только тем участникам движения, которые имеют приоритет в движении,
  4. указать на то, что водитель, нарушающий ПДД, лишён этого самого приоритета, и обязанности ему уступать нет.

Признали обоюдную вину – я получу 50% выплаты?

Если по мнению инспекторов при сдавании задним ходом правила нарушили оба водителя, то нарушителями признают обоих. В таком случае каждый получит по 50% своего ущерба.

Другое дело, когда в реальности один из водителей ничего не нарушал, но инспекторы не захотели разбираться или по каким-то другим причинам вынесли постановление. Можно постановление обжаловать по админке, но, если не получилось, тогда не стоит опускать руки.

Как говорилось выше, постановление инспектора – это не установление вины в ДТП. Там говориться, что дядя Вася нарушил такой-то пункт правил, и всё!

Вину в ДТП можно установить в гражданском порядке в рамках иска о возмещении ущерба от ДТП в полном объеме. Соответственно, подавать его необходимо и на страховую компанию по ОСАГО, и на виновника.

Если второй участник обманывает?

На самом деле, думать о том, что второй участник будет обманывать, нужно еще до того, как вы попадете в ДТП. Чтобы этому противостоять, надо заранее знать, как этому противостоять. Ниже я перечислю некоторые средства и способы защиты своих прав:

  1. видеорегистратор – почти самое верное и надежное средство защиты при обмане при ДТП в движении задним ходом; можно один, но чем больше, тем лучше – чтобы второй объектив или камера снимали назад и/или в салон автомобиля,
  2. записи с камер на месте ДТП – видео с регистратора может стереться, не записаться, на нём может быть не видна вся картина происходящего, тогда выручат записи с наружных камер,
  3. свидетели – они могут видеть всю картину происшествия от начала до конца, но всё же не являются безусловной гарантией установления истины, так как суды их показаниям верят далеко не всегда,
  4. фотографии места ДТП и повреждений,
  5. Экспертиза – распространенный способ, но не всегда надежный, ведь, сколько экспертов – столько и мнений. Да и экспертиза проводиться будет по материалам дела, а дело без указанных в первых трёх пунктах доказательств выиграть очень сложно.

Важно, всё это надо делать сразу.

По возможности, сразу на месте ДТП нужно искать водителей, у которых есть регистратор, искать свидетелей, смотреть, где есть камеры видеонаблюдения, фотографировать место происшествия (автомобили с привязкой к местности и стационарным объектам, осколки, следы на дороге, повреждения авто). О выемке видео с наружных камер нужно ходатайствовать перед инспекторами. Доказательства, которые подтверждают вашу невиновность, следует в дальнейшем приобщить к материалам дела.

Смотрите, какая тема — Въехал в зад – ДТП: в каких случаях тот, кто сзади, не виноват?

И вроде самое очевидное ДТП: ехавший сзади автомобиль не соблюдал дистанцию и въехал в заднюю часть ехавшего или стоящего впереди транспортного средства. Но не всегда причиной является несоблюдение дистанции, поэтому не всегда задний оказывается виноват при таких авариях. Ниже мы и рассмотрим не совсем стандартные ситуации.

Что говорят ПДД?

В целом, в Правилах есть 2 предписания относительно нашей темы:

  • тот, кто едет сзади, должен соблюдать дистанцию; при этом, нет чёткого обозначения размера дистанции. В ПДД указывается лишь, что она должна быть безопасна, это говорит пункт 9.10;
  • тот кто просто едет, должен вести автомобиль с такой скоростью, чтобы избежать столкновения с внезапно появившимся препятствием – это говорит пункт 10.1 ПДД.

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения.

10.1. …Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Как видим, в пункте 9.10 речь идёт только о движущихся впереди машинах. Если вы въехали в заднюю часть стоящей машины, то 9.10 тут не применим, а усматривается нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения.

Теперь давайте в примерах рассмотрим различные ДТП, когда не обязательно вина ложится на того, у кого разбита передняя часть машины.

Когда тот, кто сзади, не виноват?

Итак, начнём мы с того, что вину в ДТП уполномочен устанавливать только суд. Инспекторы ГИБДД лишь выявляют нарушение одного из участников аварии или обоих и выписывают постановления со штрафом или протокол с лишением или иной санкцией.

Суды же при принятии решения о виновности рассматривают ДТП с точки зрения причинно-следственной связи (ПСС), которая особенно важна при обоюдной вине и установлении степени последней для каждого из участников. Так, полезно бывает ответить на следующие вопросы:

  • чьё нарушение больше привело к ДТП,
  • отсутствие чьего нарушения ПДД не привело бы к ДТП более вероятно?

Как правило, ответы на эти вопросы дают очевидный взгляд на степень виновности. Также и мы будем рассматривать ситуации с авариями с въехавшим сзади автомобилем, учитывая ПСС виновности.

Если передний двигался задом

И начнём мы с самого очевидного! Конечно же, если задний автомобиль стоял, и в него въехал едущий впереди него задним ходом автомобиль, то и виноват тот, кто ехал.

Как мне быть: в январе этого года я на своем а/м, выезжая задним ходом совершил ДТП на стоящее ТС

Причинно-следственная связь здесь усматривается в том, что стоящий ну никак не может быть виноватым, даже если стоял с нарушением ПДД. Почему? Всё очень просто. Если бы вместо автомобиля стоял пешеход, хоть дерево, помогло бы это избежать ДТП или нет? Разумеется, если двигающийся задним ходом утверждает, что не заметил стоящий авто, то и дерево бы он не заметил.

Читайте также:  Приватизация комнаты в общежитии: общежитие намереваются передать городу

Следовательно, виноват «передний». Но нарушение здесь не пункта 10.1, конечно же, а 8.12, который предписывает водителю двигаться задом только если этот манёвр безопасен. Штрафа за нарушение этого пункта нет, а вот гражданской ответственности – хоть отбавляйте!

А вот если задний автомобиль не стоял, а двигался вперёд, то дело уже будет рассматриваться в динамике – при прочих равных велика вероятность обоюдной вины.

Как мне быть: в январе этого года я на своем а/м, выезжая задним ходом совершил ДТП на стоящее ТС

Если въехавшего в зад самого сначала ударили сзади

Теперь рассмотрим ещё более сложную ситуацию: ДТП из 3 автомобилей:

  1. первый притормозил, так как ему нужно скоро повернуть,
  2. второй начал резко тормозить, чтобы избежать столкновения,
  3. третий, не соблюдая дистанцию, въехал в заднюю часть второго,
  4. в результате второго отбросило вперёд, и он въехал в зал первого.

Как на схеме:

Как мне быть: в январе этого года я на своем а/м, выезжая задним ходом совершил ДТП на стоящее ТС

Здесь одно ДТП, и в этом случае очевидна вина третьего, так как если бы он не ударил второго, то ДТП с первым бы не произошло. То есть второй соблюдал безопасную дистанцию и вёл автомобиль по Правилам, так как успел затормозить перед первым, а удар в него произошёл именно по вине удара третьего во второй автомобиль.

То есть здесь второй, хоть и въехал в заднюю часть первого (чёрного) авто, вся вина в аварии лежит на самом последнем, так как все удары произошли по его вине.

Если во въехавшего в зад ударили потом

Ещё больше усложним задачу:

  1. первый автомобиль притормаживает,
  2. второй из-за несоблюдения дистанции практически на полном ходу въезжает в зад первому,
  3. третий ударяет второго, который внезапно остановился из-за удара.

Картинка схемы аварии здесь та же самая:

Как мне быть: в январе этого года я на своем а/м, выезжая задним ходом совершил ДТП на стоящее ТС

Итак, вина второго автомобиля, который врезался в зад первого, очевидна. Он нарушил пункт 9.10 ПДД, не соблюдая дистанцию.

А вот вина третьего не столь очевидна! Пункт 9.10 говорит о дистанции до движущегося впереди, второй же на момент ДТП стоял. Пункт 10.1 Правил говорит о том, что водитель должен успеть остановиться, только когда он может обнаружить появившуюся опасность.

Но водитель третьей машины мог не видеть (не обязан был видеть), что второй не соблюдает дистанцию и вёл автомобиль с такой скоростью, чтобы остановиться в том случае, если второй начнёт экстренно тормозить. Но второй затормозил о первый автомобиль – то есть остановился, можно сказать, колом.

Поэтому и виновность третьего не разумеющаяся.

Конечно, это очень сложный пример, и здесь довольно много других тонкостей, которые заставляют рассматривать каждое такое ДТП индивидуально и в динамике. Так, на виновность третьего влияют следующие факторы:

  • сколько вообще времени прошло между двумя ударами: вторым в первого и третьим во второго; вполне вероятно, что водитель третьего мог обнаружить опасность, но сам не держал дистанцию; если так, то сотрудники ГИБДД могут признать это вообще двумя отдельными дорожно-транспортными происшествиями, а не одним;
  • скорость всех участников этой аварии, но в особенности, третьего; речь идёт не только о превышении, но и о её зависимости от погодных и дорожных условий;
  • объяснений участников – если, к примеру, водитель третьей машины напишет, что засмотрелся в телефон, то это существенно повысит его шансы стать виновным;
  • наличие видеорегистраторов в каждом автомобиле – второй может сказать, что он въехал в зад первого уже после удара его третьим участником, и доказать обратное будет нелегко, при отсутствии доказательств возможна обоюдная вина (хотя трасологическая экспертиза может определить причины и следствия ударов).

Может ли быть задний не виноват, если передний тормозил без причины?

Как мне быть: в январе этого года я на своем а/м, выезжая задним ходом совершил ДТП на стоящее ТС

В теории может быть и должна быть обоюдная вина (но с большей степенью виновности сзади едущего всё же). На практике же 2022 года всегда виноватым будет тот, кто ехал сзади и ударил в зад первый автомобиль.

Почему обоюдка? Да потому что ПДД чётко запрещают экстренно тормозить, если это не требуется для предотвращения ДТП – пункт 10.5 говорит об этом. Таким образом, нарушение здесь усматривается у обоих участников дорожно-транспортного происшествия. Но по той же причинно-следственной связи, бóльшая виновность лежит на въехавшем в зад.

Вину переднего автомобиля (опять же, в теории) могли бы увеличить доказательства того, что тот специально тормозил – так называемый «учитель на дороге». Опасное вождение (п. 2.7 ПДД) – более грубое нарушение, нежели просто резкое торможение.

Также у нас отдельно раскрыта тема о том, может ли быть невиновным въехавший в зад, если передний автомобиль ехал на шипованной резине, но знака «Шипы» у него не было.

Сдавал задним ходом, врезался в машину на парковке и уехал, что будет?

Как мне быть: в январе этого года я на своем а/м, выезжая задним ходом совершил ДТП на стоящее ТС

Прежде, чем рассматривать различные чрезвычайные ситуации, которые происходят с водителями на дорогах, давайте разберемся, что означает понятие ДТП.

Столкновение автомобилей между собой, а также наезд на объект, который не движется, принято считать дорожно-транспортным происшествием (ДТП).

Происшествия данного рода могут происходить на дороге, за городом, в пределах населенного пункта, во дворе или на парковке. Чтобы объяснить, почему произошло ДТП на парковке, можно привести множество причин: невнимательность водителя, отвлекающие моменты, большая загруженность территории, прочее.

Если вы повредили чужой автомобиль на парковке, никогда не оставляйте место происшествия. Сообщите в ГИБДД, дождитесь представителей органов правопорядка и оформите ДТП, как этого требует Закон.

При правильном оформлении документов по ДТП и при наличии страхового полиса, вы сможете получить положенную компенсацию за ущерб.

Штраф за ДТП на парковке

ДТП на парковке. Водитель оставил место происшествия.

Обычно водители, выезжая с парковки, чувствуют себя более расслабленно, чем при движении на дороге. Но такое поведение чревато не очень приятными последствиями.

Банальная невнимательность и отвлеченность могут привести к повреждению другого припаркованного автомобиля. Часто такая ситуация происходит в тот момент, когда водитель сдает назад.

Первое желание, которое возникает у большинства автолюбителей – быстро покинуть место происшествия в надежде, что никто не заметил аварии.

Но такое действие может вам только навредить, ведь за правонарушения подобного рода также предусмотрено наказание. Хорошо, если вы отделаетесь только штрафом. Но если вы сбежите, наказание будет серьезнее. А лишаться водительских прав вы вряд ли захотите.

Тогда сами вызовите сотрудников ГИБДД, дождитесь их и владельца поврежденного авто. А дальше оформите происшествие в соответствии с требованиями закона. Так вы обойдетесь штрафом.

В противном случае решением суда вы будете лишены прав на управление автомобилем. Это самое распространенное решение суда в подобных ситуациях.

За оставление места ДТП водитель будет лишен водительских прав.

  • Административная ответственность (штраф) при ДТП на парковке.
  • Обычно водители, выезжая с парковки, создают аварийную ситуацию или попадают в нее при движении задним ходом.
  • Но такое движение, согласно ПДД, возможно только в некоторых ситуациях:
  • Когда движение задним ходом не будет мешать другим участникам движения или ситуация вполне безопасна;
  • Если есть к кому обратиться за помощью (направить движения водителя) при плохой видимости.

Ни в коем случае нельзя передвигаться задним ходом:

  • В местах, где запрещено разворачиваться: пешеходные перекрестки, тоннели, мосты, путепроводы, железнодорожные переезды, остановки общественного транспорта, прочее. Также запрещены развороты на дороге, если видимость в радиусе 100 метров очень плохая.

За нарушение пунктов ПДД, отвечающих за правила маневрирования на дорогах, в отношении водителей-нарушителей предусмотрена административная ответственность (ст. 12.24 КоАП РФ).

Таким образом, когда произошло дорожно-транспортное происшествие на парковке при движении одного из автомобилей задним ходом, виновным будет признан водитель именно этого автомобиля (в 90 % случаев).

Когда происходит ДТП на парковке, собственно, как и любая другая авария, происшествие должно быть оформлено в соответствии с требованиями закона. То есть, после оформления аварии у виновника должен остаться официальный документ.

В том случае, когда вы, находясь за рулем автомобиля, повредили чужую машину на парковке, никогда не сбегайте. Дождитесь владельца поврежденного авто и оформите происшествие.

Если на парковке пострадал ваш автомобиль, сделайте все, для того чтобы собрать как можно больше информации о машине, причинившей повреждения вашему ТС, найдите очевидцев, прочее.

Каждое конкретное происшествие на парковке имеет свои особенности. Поэтому чтобы лучше разобраться со своими действиями и возможными последствиями – обратитесь к юристу.

На основании анализов документов, показаний очевидцев и прочих материалов, специалисты подскажут вам как дальше себя вести. Иногда достаточно опытного взгляда на суть происшествия, и вся ситуация может в корне измениться.

Наложение штрафа

Если виновник аварии на парковке оставил место происшествия, не имея на то веских причин, ему придется оплатить штраф.

Вы должны понимать, что сегодня просто так избежать наказания не получится. Иногда водители надеются на то, что никто не заметил их действий. Но не стоит забывать, что все современные автостоянки и парковки оборудованы камерами видеонаблюдения.

Поэтому особых сложностей в поиске правонарушителей на парковке сейчас не возникает.

Давайте рассмотрим, какая административная ответственность и наказание предусмотрены ст. 12.27 КоАП РФ за оставление места аварии на парковке:

Читайте также:  Здравствуйте могу ли я начать приватизацию один, если в квартире прописаны ещё двое?
Предупреждение Если водитель нарушил права в первый раз
Административный арест Сроком до 15 суток
Денежный штраф От 500 до 1500 рублей
Лишение водительских прав От 1 года до 1,5 лет
Арест ТС До момента оплаты штрафа;
На срок до 15 суток.

Эксперты, интересуясь данной проблемой, решили оценить ситуации с возникновением ДТП, которые происходят на парковке. Для оценки они взяли период с июня 2016 года по май 2017 года.

Результаты оказались довольно неожиданными. За изучаемый период из общего количества происшествий с ТС, аварии на парковке составляли 40 %.

Полученные данные говорят сами за себя. Эта проблема должна быть хорошо изучена соответствующими органами. Главное – найти пути разрешения проблемной ситуации.

Если раньше сотрудники ГИБДД и полиции уделяли больше внимания безопасности движения на дороге, то в настоящее время их внимание все больше привлекает ситуация на парковках.

Когда на парковке столкнулись два автомобиля, оформить ДТП можно несколькими способами:

  • составив Европротокол без вызова сотрудников правоохранительных органов;
  • вызвав сотрудников ГИБДД.

Если ДТП оформляется с помощью представителя ГИБДД, необходимы такие действия:

  • выполнить видеосъемку, сделать фотографии;
  • освободить проезд для других автомобилей.

Представители ГИБДД производят следующие действия:

  • составляют схему места происшествия;
  • проводят осмотр ТС, фиксируют повреждения;
  • выясняют, кто стал виновником аварии;
  • проводят опрос очевидцев, знакомятся с видеозаписями с камер наблюдения;

По окончании процедуры оформления ДТП, инспектор выдает участникам аварии копии протокола. Имея протокол, пострадавший в аварии подает заявление и другие документы в страховую компанию для получения компенсации за ущерб.

  1. Для виновника аварии протокол имеет не очень приятное значение, так как является доказательством его вины.
  2. При наличии Европротокола Потерпевший также может обратиться в страховую компанию за возмещением ущерба, так как по закону Европротокол приравнивается к стандартному протоколу.
  3. При наличии двух машин, ставших участником аварии, речи о страховых выплатах в порядке прямого возмещения не идет.

Европротокол – документ, который составляется водителями самостоятельно. Но при этом не могут быть больше двух участников аварии, а также они должны иметь общий взгляд на происшествие.

Кроме этого, автовладельцы должны иметь страховые полисы ОСАГО, которые не прекратили своего действия на момент аварии.

Действия участников ДТП при оформлении Европротокола:

  • сделать фотографии и провести видеосъемку;
  • найти очевидцев происшедшего;
  • составить схему аварии, внести ее в бланк извещения (при согласии сторон);
  • зафиксировать в документе повреждения ТС;
  • определить виновника аварии;
  • поставить подписи под документом;
  • освободить дорогу для движения другому автотранспорту.

Схема места аварии составляется в любом случае. При оформлении Европротокола она должна иметь следующее содержание:

  • указывается место аварии на парковке. Для этого рисуется отдельная часть парковки. Машины, которые находятся вблизи данного места, также заносятся в схему;
  • Зафиксировать место нахождения ТС, ставших участниками ДТП;
  • Записывается, в каком направлении двигался транспорт. Необходимо в обязательном порядке уточнить, какая из машин двигалась, а какая просто стояла;
  • Зарисовывается разметка, указательные знаки, столбы, клумбы, прочее;
  • В том случае, если авария произошла на парковке какой-либо организации, следует указать ее название, а также название соседних улиц, зданий, прочее.
  • К схеме, если есть такая необходимость, можно внести дополнения (например, указать место соприкосновения ТС).
  • Обязательно известите свою страховую компанию о ДТП и наступлении страхового случая.
  • Если вы вызвали на место аварии сотрудников ГИБДД, они сами будут создавать схему аварии.
  • В момент составления схемы инспектором ГИБДД, находитесь с ним рядом, и, если возникнет необходимость, попросите внести коррективы.

Когда ДТП происходит на парковке или во дворах, повреждения ТС не бывают слишком серьезными. Дело в том, что скорость здесь обычно ниже, чем на дороге или скоростной трассе.

Стоит ли из-за небольшого ущерба, причиненного другой машине, лишаться права управлять своей машиной в течение целого года.

То, каким будет наказание для нарушителей ПДД, зависит от судьи. Кроме этого в нашем законодательстве, при желании, можно найти небольшие лазейки, которые помогут наказание сделать не таким значительными.

Чтобы не отвечать по всей строгости закона за оставление места ДТП, можно использовать следующие способы:

  • Арест на 15 суток. Такой выход выбирают те водители, для которых какие-то две недели под арестом намного проще, чем прогулки на своих двоих в течение года. Тем более что за мелкое нарушение обычно дают 5 суток. Но все равно, ваше наказание в руках судьи, который будет вести дело;
  • Доказать, что нарушение вами ПДД носило не слишком значительный характер. Сделать это не очень сложно, тем более, если пострадавший особо не настаивает на вашем наказании;
  • Объяснить суду,что ваш отъезд не носил умышленного характера. То есть, доказать, что у вас были веские причины для отъезда;
  • Схитрить. Этот вариант возможен в том случае, если вы сумеете договориться с вашим потерпевшим. Предложите ему «не признать» вас на очной ставке и написать заявление о прекращении розыска автомобиля, причинившего повреждения его машине. Понятно, что вам придется потратиться на восстановление его машины, но это намного лучше, чем лишиться на год своей;
  • Затягивание срока обращения в суд. По данному делу есть свой срок давности. Чтобы не получить законное наказание, придется «потеряться» из вида сотрудников правоохранительных органов на какие-то 3 месяца. По окончании срока давности дело будет закрыто.

Если вы хотите более подробно ознакомиться с особенностями каждого перечисленного выше способа, прочтите статью «4 способа как избежать ответственности за оставление места ДТП».

Прислушайтесь к нашим полезным советам:

  • никогда не покидайте место аварии, какими бы мелкими не были повреждения;
  • сообщите об инциденте в ГИБДД;
  • в том случае, если вы все же покинули место аварии, немедленно туда возвращайтесь;
  • найдите общий язык с пострадавшими. Так вы сможете прийти к взаимовыгодному решению.

Поверьте, если вы покинете место аварии, вы сделаете только хуже себе. Ведь проблему с небольшими повреждениями иногда решить намного проще, чем пережить административное наказание.

Если вы все-таки поторопились с решением и уехали, немедленно возвращайтесь. Чем раньше вы это сделаете, тем меньшими будут ваши «потери».

Если у вас возникнут вопросы по обсуждаемой теме – пишите в х, а еще лучше, поделитесь своим опытом с другими водителями.

Некоторым водителям может показаться, что заезжая на парковку можно оставить машину там, где захочется. Но это совсем не так. Автомобиль должен занять свое парковочное место (площадка с разметкой).

Для каждой машины должно выделяться столько места, чтобы она могла легко маневрировать при заезде и выезде. Если эти требования не выполняются, происходит повреждение соседних машин.

Существуют даже специальные стандарты, в соответствии с которыми происходит разметка парковочных мест. Учитываются параметры абсолютно всех видов транспорта (даже грузового).

Ознакомьтесь с правилами разметки асфальта на парковке:

  • Между открытыми дверьми машин, стоящих на парковке по соседству, должен пройти один человек средней комплекции;
  • Парковка должна быть обозначена специальным дорожным знаком: большая белая буква «Р» на синем поле;
  • Должна быть создана такая разметка, чтобы машины могли легко разъезжаться в нужном направлении;
  • Линии разметки должны быть такой толщины, чтобы водители могли их легко различить на асфальте;
  • Используемая для разметки краска должна быть с эффектом светоотталкивания;
  • Никакие посторонние объекты, находящиеся на парковке, (колонны, столбу, урны, клумбы, тумбы, терминалы, прочее), не должны мешать свободному въезду и выезду на место парковки;
  • Если выполняется новая разметка, старые лини должны быть удалены;
  • Ширина линии разметки должна быть не более 10 см;
  • Обычно разметка рисуется «под наклоном» (40-60 градусов), «елочкой» (крупные парковки), «перпендикулярно проезжей части» (небольшие парковки с маленькими заездными карманами).

Если сотрудники парковки хотят озеленить территорию – то это не запрещено. Обычно она обсаживается деревьями, кустами, цветами.

В соответствии со стандартами, приятными в РФ, одно парковочное место для легковой машины не должно быть меньше 2,3 м (в ширину).

Место парковки машин, принадлежащих людям с ограниченными возможностями, должно быть в ширину не менее 3,5 метра. Разрешены отклонения от нормы в пределах 5 сантиметров.

Наносить новую разметку следует не реже 1 раза в полгода.

Парковки со шлагбаумом.

Часто заезжая на парковку можно обнаружить шлагбаум. Это говорит о том, что прежде, чем занять парковочное место, необходимо за него заплатить. Шлагбаум откроется после внесения определенной суммы.

В том случае, когда авария произошла «с участием шлагбаума», причины могут быть следующими:

  • Владелец авто отказывается вносить оплату за парковку;
  • Водитель не справился с управлением;
  • Преднамеренное нарушение правил дорожного движения;
  • Оплачивая парковку через терминал, водитель отвлекся от основного действия, то есть, управления ТС.

В большинстве терминалов или паркоматов не выдается сдача. Эта ситуация иногда влияет на сосредоточенность водителя за рулем и приводит ДТП.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *